«Детство», «Отрочество», «Юность». Четвертая часть – «Молодость» не была написана, частично ее замысел реализован в повести «Утро помещика».
Некрасов ответил Толстому письмом от середины августа, в котором сообщал, что «рукопись… имеет в себе настолько интереса», что она будет напечатана в «Современнике» (см.: Переписка, т. 1, с. 50).
В письме от 5 сентября Некрасов снова положительно отозвался о «Детстве» и высказал убежденность в том, что «у автора есть талант» (там же , с. 51).
Судя по дневниковой записи, Толстой приступил к работе над продолжением «Детства» – «Отрочеством» только 29 ноября.
Требуя гонорар за «Детство», Толстой не знал, что в то время в наиболее популярных журналах существовала традиция «не платить за первую повесть начинающему автору, которого журнал впервые рекомендует публике» (Переписка, т. 1, с. 53).
Толстой преувеличивал и количество, и значительность изменений, произведенных в повести. Большинство из них были сделаны по требованию цензуры.
Текст этого «Предисловия» неизвестен, так как рукопись, отправленная Толстым Некрасову, не сохранилась. Среди рукописей «Детства» имеется отрывок, озаглавленный «К читателям», и глава «К тем господам критикам, которые захотят принять ее на свой счет» (см. т. 1, с. 207 и 209).
Настоящее письмо и письмо к Некрасову от 8 ноября (см. Дн. 8 ноября 1852 г.) не были посланы Толстым, так как их содержание показалось ему «слишком жестко». Это письмо Толстой отправил С. Н. Толстому. См. письмо 27.
Некрасов предложил Толстому 50 рублей серебром за печатный лист, то есть плату, которую, по его словам, «получают наши известные (весьма немногие) беллетристы» (Переписка, т. 1, с. 53).
Толстой в то время работал над «Романом русского помещика», «Очерками Кавказа» и рассказом «Набег».
Особенно многократным переделкам подвергся рассказ «Набег».
Некрасов попросил Толстого, подписавшего «Детство» инициалами, раскрыть полностью свое имя и фамилию.
Толстой отвечает на письмо С. Н. Толстого от середины ноября 1852 г., в котором тот писал, что сразу угадал, кто является автором «Детства», а также сообщал некоторые журнальные отзывы о нем (т. 59, с. 219).
«Роман русского помещика».
«Набег».
См. письмо 25.
Толстой ждал производства в офицеры.
С. Н. Толстой предлагал: «устроимся так, чтобы нам жить вместе где‑нибудь, в Москве ли, в Петербурге ли, в Одессе, даже, если пустят, то за границей» (т. 59, с. 219).
Толстой имеет в виду время с 1847 г. по апрель 1851 г., когда он, живя в Ясной Поляне, оказывал помощь своим крепостным крестьянам, много читал, изучал философию и историю.
Про «долгополый сюртук» Толстой 4 апреля 1908 г. рассказывал своему биографу П. И. Бирюкову: «Я сшил себе халат такой, чтобы в нем можно было и спать и ходить. Он заменял постель и одеяло» (Н. Н. Гусев . Два года с Л. Н. Толстым. М., 1973, с. 134).
Имеются в виду отношения С. Н. Толстого с M. M. Шишкиной.
Рассказ «Набег».
«Набег» был напечатан (С, 1853, № 3) с большими цензурными изъятиями. Некрасов вопреки просьбе Толстого опубликовал его, так как был убежден, что «хотя он и много испорчен, но в нем осталось еще много хорошего» (Переписка, т. 1, с. 58).
Рукопись, посланная для публикации, не сохранилась, поэтому нельзя установить, какие купюры были предложены Толстым.
Примечаниями Толстой называет свои подстрочные пояснения местных слов и оборотов речи.
Толстой был принят на службу с правом спустя 6 месяцев получить офицерский чин; получил его в январе 1854 г., а 6 сентября – чин подпоручика.
Инспекторский департамент Военного министерства.
9 июля 1853 г. Толстой с братом Николаем приехал в Пятигорск к M. H. Толстой.
28 августа Толстой начал писать «Казачью повесть» («Казаки»), одновременно продолжал работу над «Отрочеством».
Рассказ «Записки маркера», начат 13 сентября и закончен 16 сентября 1853 г.
Толстой имеет в виду письмо Некрасова от 6 апреля 1853 г., в котором тот обещал «впредь… поступать уже сообразно» с желаниями Толстого (Переписка, т. 1, с. 59). Рассказ «Записки маркера» опубликован – С, 1855, № 1.
См. письмо 29 и примеч. 1 к нему.
Толстой по его просьбе был переведен в Дунайскую армию и 12 марта 1854 г. после почти месяца, проведенного в Ясной Поляне, а затем в Москве, прибыл в Бухарест.
Письма неизвестны.
Вероятно, письмо от 23 июня (см. запись в Дн. от 23 июня), оставшееся неизвестным.
Толстой с 28 мая находился в армии, осаждавшей турецкую крепость Силистрию.
М. Д. Горчаков, командующий Дунайской армией.
Толстой получил назначение находиться при управлении штаба начальника артиллерии 3, 4‑го и 5‑го корпуса генерала А. О. Сержпутовского для выполнения особых поручений.
Письмо к И. Е. Дроздову, с которым Толстой во время пребывания в Пятигорске часто виделся, неизвестно.
Толстой приехал в Кишинев 9 сентября 1854 г.
Речь идет о сражении 13 октября под Балаклавой, в котором отряд, возглавляемый генерал‑лейтенантом П. П. Липранди, захватил 4 редута и 11 орудий противника.
См. письмо 35 и примеч. 7 к нему.
По просьбе Толстого его зять В. П. Толстой продал большой яснополянский дом, построенный Н. С. Волконским, на своз помещику Горохову за 5000 р. (см. недатированное письмо В. П. Толстого – ГМТ). Дом был поставлен в имении Долгое Крапивенского уезда, в 17 верстах от Ясной Поляны и сохранялся до 1913 г.
Отъезд в Дунайскую армию в марте 1854 г.
Имеется в виду Крымская война. После высадки союзных войск в Крыму Толстой, находившийся тогда в Кишиневе, стал добиваться перевода в район военных действий. 7 ноября 1854 г. Толстой прибыл в Севастополь и был прикомандирован к 3‑й легкой батарее 14‑й артиллерийской бригады.
См. письмо 33.
Толстой покинул Севастополь 15 ноября и переехал в поселок Эски‑Орду, где стояла его батарея.
24 октября – день сражения под Инкерманом.
5 октября противник подверг Севастополь сильному артиллерийскому обстрелу. Русские войска проявили поразительную стойкость и мужество.
Журнал «Солдатский вестник», затем переименованный в «Военный листок», предназначался, главным образом, для солдат. Проект и пробный номер были представлены командующему Крымской армией князю М. Д. Горчакову, отправившему эти материалы военному министру для получения разрешения Николая I. Николай I не разрешил это издание. В официальном ответе было сказано: «Его величество… изволил признать неудобным разрешить издание оного, так как все статьи, касающиеся военных действий… первоначально печатаются в газете «Русский инвалид». Но «офицерам было разрешено» присылать статьи свои для помещения в «Русском инвалиде» (т. 59, с. 289).
Пробный номер журнала до нас не дошел, сохранились лишь некоторые предназначенные для него материалы: очерки Н. Я. Ростовцева, К. Н. Боборыкина и А. Д. Столыпина, статья Л. Ф. Балюзека «Несколько слов о ракетах», отредактированная Толстым, рецензия К. Менькова на «Сборник известий, относящихся до настоящей войны» (СПб., 1854) (ГМТ). Толстой для журнала написал рассказ «Как умирают русские солдаты» («Тревога»).
В. П. Толстого. Письма от августа – октября неизвестны. Т. А. Ергольская писала Толстому 3 декабря: «Валерьян передал мне содержание твоих последних писем и между прочим о твоем распоряжении выслать тебе 1500 р. сер. из суммы, полученной от продажи дома» (т. 59, с. 350).
П. Д. Горчакову.
Судя по дневниковым записям, последнее письмо от Некрасова от 10 июля было получено Толстым 24 августа (т. 47, с. 23).
Некрасову было неизвестно местонахождение Толстого.
См. примеч. 7 к письму 35.
В своем письме Т. А. Ергольская писала: «…твое молчание меня гнетет и огорчает невыразимо» (т. 59, с. 294).
Речь идет о сражениях при Альме 8 сентября и под Инкерманом 24 октября 1854 г.
С. Н. Толстому. См. письмо 35.
В. П. Толстому. Письмо неизвестно.
H. H. Толстой в октябре писал: «Маша в восхищении от Тургенева… говорит, что это простой человек, он играет с ней в бирюльки, раскладывает с ней гранпасьянс, большой друг с Варенькой…» (см. ЛН, т. 37–38, с. 729).
Дочь M. H. Толстой.
«Русский инвалид» – официозная газета, имевшая исключительное право публикации материалов на военные темы и сообщений о положении на театре военных действии.
Об этих произведениях, их содержании и авторах сведений нет.
См. письмо 35.
М. Д. Горчакова, дальнего родственника Толстого.
Речь идет о письме к В. П. Толстому от 24 февраля 1855 г. (т. 59, № 96).
Рассказ «Севастополь в декабре месяце», судя по авторской дате в журнальной публикации, законченный 25 апреля, по‑видимому, тут же с курьером был отправлен Толстым в Петербург, и поэтому он полагал, что Некрасов мог уже его получить.
Толстой прислал очерк А. Д. Столыпина «Ночная вылазка в Севастополе. Рассказ участвовавшего в ней», в котором описывались события, происшедшие в ночь с 10 на 11 марта, и отмечалось мужество, героизм участников севастопольской обороны. Очерк напечатан (С, 1855, № 7) с примечанием редакции: «Сообщением этой статьи мы обязаны г. Л. Н. Т.»
Эта статья не была послана.
В очерке Столыпина имеется несколько подстрочных примечаний, сделанных генералом С. А. Хрулевым, руководившим боем10 марта.
На 4‑м бастионе, сильно пострадавшем от артиллерийского обстрела, Толстой находился до 15 мая.
Т. А. Ергольская в письме от 16 апреля писала: «Я только занята одним – бомбардировкой Севастополя… я боюсь, я трепещу на тебя…» (т. 59, с. 308).