Смекни!
smekni.com

Толстой Собрание сочинений том 18 избранные письма 1842-1881 (стр. 116 из 120)

1508

Письмо от 6 августа (ПС, № 53).

1509

Путаница с пересылкой вещей с Курского вокзала на Николаевский.

1510

Пимен – монах, присутствовавший при разговоре Толстого с настоятелем монастыря в Оптиной пустыни и заснувший во время разговора.

1511

Полемическая статья Каткова «Что случилось по смерти Анны Карениной» (РВ , 1877, № 7), в которой излагалось содержание эпилога романа и в то же время доказывалась его необязательность.

1512

Толстой читал обзоры военных действий во французском журнале «Revue des deux Mondes».

1513

Речь идет о статье G. Valbert. Le nouveau droit des genset la mission du prince Tcherkassky («Новое международное право и миссия князя Черкасского»). – Там же, кн. 8, в которой критически рассматривалась деятельность В. А. Черкасского, заведовавшего гражданской частью на территории, освобожденной русской армией от турок.

1514

Письмо от 3 августа со стихотворением «Опять» (Переписка, т. 1, с. 479).

1515

Статья В. Соловьева «Философские начала цельного знания». – «Журнал Министерства народного просвещения», 1877, № 3, 4, 6.

1516

Речь идет о статье Луи Лиарда «Un géomètre‑philosophe» («Геометр‑философ»). – «Revue des deux Mondes», 1877, 1 июля.

1517

См. письмо 313 и примеч. 13 к нему.

1518

Страхов взялся вести корректуру отдельного издания «Анны Карениной».

1519

См. примеч. 10 к письму 313.

1520

Третий день – 11 августа, когда русские войска выдержали наступление турок, стремившихся занять Шипку.

1521

23 августа вместе с сопроводительной запиской (Переписка, т. 1, № 324) Фет отправил Толстому свою статью об «Анне Карениной», подписанную «Бологов». Статья в печати не появилась, и полный текст ее неизвестен. Судя по сохранившейся ее части (см. ЛН , т. 37–38, с. 231–238), Фет стремился подчеркнуть значение линии Левина, которого он именует «народным типом», и доказывал необходимость эпилога, так как «со смертью Анны Карениной кончилась ее жизнь, но не роман». Толстой признавался в письме к Страхову, что «с первых страниц… узнал Фета» (т. 62, с. 339).

1522

Известно только одно письмо от 8 сентября (ПС, № 57).

1523

В своем письме Страхов кратко излагал содержание ряда журнальных статей об «Анне Карениной».

1524

Страхов предлагал восстановить слова Анны: «Где я? Что я делаю? Зачем?» «Последняя редакция самой сцены смерти, – писал он, – так суха, что страх. Я, впрочем, думаю, что едва ли удобно предлагать читателям новую редакцию, когда все черты до единой уже врезались в их памяти… Прошу вас, посмотрите еще, не оставить ли вторую (то есть журнальную редакцию. – С. Р.)» (ПС, с. 130–131). Толстой согласился с предложением Страхова.

1525

Ю. Э. Янсон. Опыт статистического исследования о крестьянских наделах и платежах. СПб., 1877. Ее рекомендовал Толстому Страхов.

1526

И. М. Снегирев. Русские в своих пословицах. М., 1831; В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1862; «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой земле постриженника Святыя горы Афонския инока Парфения». М., 1855.

1527

Страхов передал Толстому мнение И. А. Шестакова, который пришел в восторг не столько от «романической стороны», сколько от «философии» автора «Анны Карениной» (ПС, с. 130).

1528

Страхов прислал роман‑памфлет Томаса Карлейля «Sartor Resartus» на английском языке и сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа».

1529

Страхов обещал прислать свое предисловие к «Славянскому сборнику» (СПб., 1877) и статьи из «Сборника политических и экономических статей» Н. Я. Данилевского (вышел в 1890 г.).

1530

См. письмо 316 и примеч. 3 к нему.

1531

См. письмо 296 и примеч. 5 к нему.

1532

Страхов сообщал об изменениях в военном командовании и о назначении «очень скромного и милого человека» H. H. Обручева в Закавказскую армию (ПС, с. 133).

1533

Письмо неизвестно. В нем сообщалось о смерти И. А. Шестакова.

1534

Толстой начал «Христианский катехизис» (т. 17, с. 363–368).

1535

Подобное излечивается подобным (лат.).

1536

Речь идет о русско‑турецкой войне. Страхов выслал книгу: Н. Лукьянович. Описание турецкой войны 1828 и 1829 гг. (СПб., 1844) (ПС, с. 135).

1537

Письмо от 11 ноября (ПС, № 59).

1538

Поль Лакруа, автор восьмитомного труда «Histoire de la vie et du règne de Nicolas I» («История жизни и царствования императора Николая I»). Париж, 1864–1875.

1539

Историк А. Н. Попов в ноябре 1877 г. умер.

1540

Имеется в виду книга Д. Штрауса «Der alte und der neue Glaube» («Старая и новая вера»), 1872.

1541

Ренан – автор восьмитомной «Истории происхождения христианства»; ее первый том – «Жизнь Иисуса» (1863–1883).

1542

Имеется в виду журнал «Русский архив», издаваемый П. И. Бартеневым.

1543

Записки В. И. Даля «Письма к друзьям из похода в Хиву 1839 г.» (РА, 1867, № 3 и 4).

1544

Толстой в Москве в конце декабря виделся с Бартеневым и поделился с ним своим замыслом произведения из времени царствования Николая и восстания декабристов.

1545

Письмо от 24–27 декабря (ПС, № 61).

1546

Страхов держал корректуру отдельного издания «Анны Карениной» и в своем письме сообщал, что «чтение корректур сопровождалось волнением восторга и чуть не слезами» (ПС, с. 138), а также просил прощения за допущенные им буквенные опечатки.

1547

Очевидно, начатая в декабре статья «Собеседники» о проблемах религии. Осталась неоконченной (т. 17, с. 369–385).

1548

Сочинение Канта, которое в 1877 г. вышло в новом переводе.

1549

Толстой одновременно был занят работой над сочинениями религиозно‑философского характера и историческим произведением из эпохи Николая I.

1550

Страхов резко критически отозвался о статье В. Соловьева «Вера, разум и опыт» («Гражданин», 1877, № 41–44).

1551

Работа Б. Н. Чичерина «Наука и религия» была опубликована в 1879 г.

1552

В. И. Алексеев. После освобождения из‑под ареста за участие в народническом кружке Н. В. Чайковского эмигрировал в Америку, где стал членом земледельческой коммуны, созданной русскими эмигрантами. После ее распада вернулся в Россию.

1553

Толстой познакомился с А. К. Маликовым, участником народнического движения, отрекшимся от своих революционных убеждений и ставшим проповедником теории «богочеловечества», А. А. Бибиковым, также отказавшимся от революционных взглядом и принявшим учение Маликова.

1554

В то время происходил судебный процесс по «Делу 193‑х».

1555

Статья «Об основных понятиях психологии». Отзыв Толстого о ней см. т. 62, письмо 435.

1556

Речь идет о Жюле Рее.

1557

Веды – древние религиозные книги индусов. Трипитака – собрание канонических книг буддийской религии. Зенд‑Авеста – религиозная книга древних персов.

1558

Страхов в своем письме писал: «Несказанное, немыслимое есть одно истинно сущее, как признают буддисты и китайский Лаоцзы» (ПС, с. 138). На вопрос Толстого Страхов ответил: «Лаоцзы я привел из книги St. Julien: Le livre de la voie et de la vertu par Lao Tseu» (там же , с. 143).

1559

Речь идет о передаче Страхову двух экземпляров романа «Анна Каренина».

1560

Письмо от 31 декабря 1877 г. (ПТ, № 106).

1561

Генерал‑адъютант В. А. Перовский был близким знакомым Толстой. С 1833 г. оренбургский военный губернатор и командир отдельного Оренбургского корпуса во время похода против хивинского ханства в 1842 г. Задуманное произведение о Перовском и его времени не было написано.

1562

Ответ на письмо от 6 января (Письма Толстого, с. 223–224).

1563

Совет воспользоваться завершением работы над «Анной Карениной» и «подарить… пятую и шестую… книгу для чтения».

1564

К этому времени у Толстого уже возник замысел романа из эпохи Николая I и восстания декабристов.

1565

Фамилии учеников Рачинского, подписавших его письмо в знак того, что они тоже просят Толстого написать «еще книжку для чтения».

1566

Рачинский в своем письме писал, что «Анна Каренина» бесспорно лучшее произведение Толстого, но в романе он находил «коренной недостаток в построении». «В нем нет архитектуры. В нем развиваются рядом, и развиваются великолепно, две темы, ничем не связанные» (там же, с. 223).

1567

Какое мне дело до этой сонаты (фр.). Это выражение писателя Фонтенеля, ставшее поговоркой. Оно означало досаду отчего‑то монотонного, неинтересного.

1568

Самое лучшее (фр.).

1569

Рачинский в письме от 5 февраля признал, что «мы спорим о словах» (Письма Толстого, с. 224–226).

1570

После письма от 24–27 декабря 1877 г. Страхов написал Толстому лишь 20 января 1878 г.

1571

Письмо к С. А. Берсу неизвестно.

1572

«Alter ego» прислано в письме от 19 января (Переписка, т. 2, с. 8).

1573

У Фета: «чем старе оно», то есть сердце.

1574

Этот отзыв Толстого можно объяснить тенденциозным описанием похорон Некрасова в письме Страхова, который изобразил их как жалкое и фальшивое зрелище (ПС, № 63).

1575

Толстой имеет в виду свою неоконченную статью «Собеседники». См. письмо 322 и примеч. 3 к нему.

1576

Замыслом романа «Декабристы».

1577

Страхов провел в Ясной Поляне 22–26 февраля.

1578

Толстой отвечает на письмо от 12 января 1878 г. (ПТ, № 108).

1579

В письме Толстая передавала приглашение своего брата Ильи Андреевича в случае приезда Толстого в Петербург остановиться у него.

1580

Крупным планом (фр.).

1581

Толстой имеет в виду поэта В. А. Жуковского.

1582

Речь идет о Николае I.

1583

Фет прислал стихотворение «Alter ego».

1584

Толстой, кроме «Alter ego», ранее получил от Фета еще стихотворения «Среди звезд» и «Опять».

1585

Имеется в виду строфа:

И я знаю, взглянувши на звезды порой,

Что взирали на них мы как боги с тобой.

1586

Фет писал о том, что «в доме чистый Вавилон» (Переписка, т. 2, с. 7).

1587

В гостинице «Виктория», где в то время жила M. H. Толстая.

1588

К. А. Иславиным.

1589

В. К. Истомин снабдил Толстого журналами «Русская старина» и «Русский архив».