Здесь: сохранность тайны (фр.).
Роману «Декабристы».
Речь идет о предложении Стасова ознакомиться с материалами переписки декабриста В. П. Ивашева. Он женился на француженке Камилле Ле Дантю, последовавшей за ним на каторгу.
Толстой ошибся. Роман А. Дюма‑отца «Учитель фехтования» посвящен истории декабриста И. А. Анненкова и француженки Полины Гебль.
Очевидно, составленный историком М. А. Веневитиновым очерк «Роман декабриста», написанный на материале переписки Ивашева с матерью его жены и официальных документов.
Стасов составил список книг об эпохе Петра, который Страхов переслал Толстому (ПС, с. 173–175).
Стасов ответил письмом от 15 июня 1878 г. (ПСт, № 5), в котором обещал выяснить интересующие Толстого вопросы. Предположения Свистунова не верны: H. M. Карамзин умер до окончания суда над декабристами.
Письмо от 29 августа (Переписка, т. 2, № 346).
20 августа в Ясной Поляне Фет читал Толстому и Страхову свою статью «О современном умственном состоянии и его отношении к нашему умственному благосостоянию», впоследствии названную им «Наша интеллигенция». Она отличалась крайней политической реакционностью и антидемократической направленностью. Толстой отнесся к этой статье отрицательно (неопубл. Хранится в рукописном отделе Гос. б‑ки СССР им. В. И. Ленина).
Фет пытался учесть замечания Толстого. 31 октября он писал Страхову: «Все лениво работаю над своей статьей, которую расширил и органически связал» (РО, 1901, вып. 1, с. 84).
Тургенев приехал в Ясную Поляну 2 сентября и пробыл до 4‑го. Это было второе посещение Тургеневым Толстого после их примирения.
Вслед за Толстым Фет также написал Тургеневу примирительное письмо, которое неизвестно.
Толстой отвечает на письмо от 11 октября; без ответа оставались предыдущие письма Страхова от 14 и 28 сентября (ПС, № 88, 89, 90).
В другом месте (фр.).
M. M. Стасюлевич предложил Толстому подготовить том его избранных сочинений для издаваемой им серии «Русская библиотека». Толстой поручил Страхову сделать состав этого тома (см. т. 62, № 456). В письме от 11 октября Страхов передавал просьбу издателя сопроводить том краткой биографией Толстого (ПС, с. 189). Том вышел в свет в 1879 г.
Тургенев уехал из Ясной Поляны 4 сентября.
Письмо Тургенева от 1 / 13 октября (Переписка, т. 1, № 108).
См. письмо 349.
«Казаки» вышли в переводе Эжена Скайлера (Лондон, 1873). По его словам, «Казаки» были им переведены по совету Тургенева («Русская старина», 1890, № 9, с. 655).
Перевод Е. И. Менгден опубл. – «Journal de St.‑Pétersbourg», 1878, август – сентябрь.
Тургенев передал в своем письме просьбу В. Ролстона «дать о себе несколько биографических заметок» (Переписка, т. 1, с. 183. См. письмо 349).
Эти слова относятся к сообщению Тургенева о «большом успехе» «Казаков».
Не 16, а 17 лет.
Толстой отвечает на письмо от 22 сентября / 4 октября (ЛН, т. 75, кн. 1, с. 306–307), в котором Ролстон сообщал о своем намерении написать большую статью о «Войне и мире» и просил также прислать ему биографические сведения. Эти сведения о Толстом Ролстон получил от Тургенева и использовал в статье «Романы графа Толстого» («Nineteenth Century», 1879, № 4).
Фет в письме от 21 ноября недоумевал, почему нет ответа на его письмо от 4 ноября с «запросом» о возможности приезда в Ясную Поляну (Переписка, т. 2, с. 36). Толстой ответил телеграммой от 7… 8 ноября (с согласием на приезд Фета), которая, видимо, до него не дошла (т. 62, с. 452).
Стихотворение «Ты отстрадала, я еще страдаю…», присланное Толстому в письме от 4 ноября (Переписка, т. 2, № 352). Фет изменил эпитет «властительный» на «всевидящий».
Письмо от 15 / 27 ноября (Переписка, т. 1, № 110).
Толстой был в Москве 6 декабря.
Книга Родольфа Александра Вине «Этюды о Блезе Паскале» (Париж, 1848).
Толстого заинтересовала личность камергера Ф. А. Уварова вследствие одного факта его биографии: 7 января 1827 г. Уваров вышел из дома и бесследно исчез. Существуют различные предположения о его судьбе: будто бы он уехал в Америку или проживал в Сибири, как старец Даниил. Жена его Е. С. Уварова считала, что он утонул, хотя тело его не было найдено. Высказывалась также гипотеза, что известный Федор Кузмич, в котором подозревали удалившегося от власти Александра I, и есть Ф. А. Уваров. Свистунов в письме от 30 декабря характеризовал Уварова как типичного царедворца, грубого и неуравновешенного человека («Тайные общества в России…», с. 262–203).
Свистунов в том же письме охарактеризовал жену Уварова как «восторженную».
Сведениями о дуэли Лунина Свистунов не располагал («Тайные общества в России…», с. 203).
Свистунов сообщил, что «из декабристов никто не бежал», но обещал при свидании рассказать «о попытках, какие были».
Страхов в своем письме подверг резкой критике статью Фета «Наша интеллигенция» (см. письмо 346 и примеч. 2 к нему), нашел ее «чрезвычайно неудачной» (ЛН, т. 37–38, с. 228).
Толстой до марта 1879 г. в Москву не ездил.
В письме от 2 января Фет прислал стихотворение «Смерть» и вторично – «Отошедшей» (Переписка, т. 2, с. 40).
Страхов уехал из Ясной Поляны 3 января.
Толстой в то время работал над историческим романом об эпохе декабристов.
При содействии Страхова повесть П. А. Берса «Это я!» была напечатана в журнале «Семейные вечера», 1879, № 5–7.
Замысел романа о судьбе В. Н. Горчакова остался неосуществленным. Сохранилось четыре наброска, один из них «Труждающиеся и обремененные» (см. т. 10 наст. изд.). Дело Страхову не удалось разыскать. Но от него и от своей четвероюродной сестры Е. С. Горчаковой Толстой узнал, что В. Н. Горчаков в 1801–1802 гг. был осужден за подделку векселей, пытался бежать за границу, но был пойман и приговорен к лишению чинов и ссылке в Сибирь.
Речь идет о дальнем родственнике Толстого А. И. Горчакове, который был снят с поста военного министра в 1815 г. за хищения в армии. Однако судим не был, так как в 1817 г., к моменту завершения расследования, он умер.
Перовскому, брату Л. А. Перовского.
Подлинное дело декабристов хранилось в архиве III Отделения.
М. И. Богданович действительно получил доступ к этому архиву и частично использовал материалы о декабристах в своей работе «История царствования императора Александра I в России в его время» (СПб., 1869–1871), написанной с официальных позиций.
А. А. Толстая 3 февраля писала, что получила следующий ответ: «Допущение графа Л. Н. Толстого в архив III Отделения представляется совершенно невозможным» (ПТ, с. 311).
См. письмо 323 и примеч. 2 к нему. Толстая прислала письма Перовского и различные материалы о нем.
Толстой И. А., брат А. А. Толстой, приходился Толстому двоюродным дядей.
См. письмо 353 и примеч. 4 к нему.
Раз уж я за это дело взялся (фр.).
Брат прадеда Толстого Алексей Иванович Горчаков, коллежский асессор.
Н. И. Горчаков был женат на Е. А. Лукиной. Год смерти и подробности ее жизни неизвестны.
Горчаков Петр Иванович – секунд‑майор, женат на П. И. Басаргиной. Горчаков Павел Иванович – майор. Сведений о его жене нет.
И. А. Толстой не ответил на это письмо, так как был тогда тяжело болен.
Речь идет о Горчаковой Татьяне Григорьевне, урожденной Морткиной. В 1754 г. постриглась под именем Афанасии в Киево‑Флоровско‑Вознесенском монастыре, где в октябре 1781 г. умерла. Толстой изобразил ее под именем Марфы Ивановны в незаконченной повести «Труждающиеся и обремененные» (см. т. 10 наст. изд.).
Письмо от 21 января со стихотворением «Никогда» (Переписка, т. 2, с. 42).
Цитата из письма Фета (там же, с. 40–41).
«Смерть», см. письмо 352.
Осенью 1878 г. в Астраханской губ. разразилась эпидемия чумы, распространения которой со страхом ждали в Ясной Поляне.
В письме от 3 февраля Фет прислал свое стихотворение «А. Л. Бржеской» (Переписка, т. 2, № 360).
См. письмо 356.
В Москве Толстой пробыл с 19 по 24 марта: он изучал в Московском архиве Министерства юстиции материалы уголовных дел 1720–1740 гг.
См. письма 353 и 354.
Толстой интересовался делом Александра Яковлевича Нестерова, назначенного Петром в 1712 г. обер‑фискалом. В 1722 г. был арестован по обвинению во взяточничестве и в 1724 г. приговорен к смертной казни через колесование. Нестеров изображен Толстым в двух набросках незавершенного романа «Сто лет» (см. т. 10 наст. изд.).
С подобной просьбой Толстой обращался к начальнику отделения Архива министерства юстиции в Москве И. Н. Николеву (письмо неизвестно, но сохранился ответ Николева), а так же к историку С. М. Соловьеву (см. письмо 360).
Толстой в письме от 2… 3 марта спрашивал: «Что значит: возьми крест свой и иди за мною» (т. 62, с. 475). А. А. Толстая в ответном письме дала свое истолкование смысла этих слов (ПТ, № 127).
Очевидно, Толстой имеет в виду задуманное произведение из эпохи XVIII в.
От тульского старообрядческого епископа Савватия Толстой узнал о престарелых старообрядческих архиереях, более 20 лет заточенных в суздальском Спасо‑Евфимиевском монастыре. Хлопоты А. А. Толстой об их освобождении не имели успеха. Лишь в 1881 г. тульскому губернатору Л. Д. Урусову, к которому обращался Толстой, через министра внутренних дел Игнатьева удалось добиться их освобождения (А. С. Пругавин . О Льве Толстом и о толстовцах. М., 1911, с. 123).