А. А. Толстая посоветовала обратиться с официальной просьбой к товарищу министра иностранных дел Н. К. Гирсу. См. письмо 361.
Нескромность (фр.).
Эти сведения нужны были Толстому для работы над историческим романом из эпохи XVIII в.
Толстой был у С. М. Соловьева 20 марта.
См. письмо 358 и примеч. 3 к нему.
Письмо Соловьева неизвестно.
Савва Попцов, провинциальный фискал, сообщник Нестерова, обвинен в злоупотреблениях по службе и казнен.
Из‑за отсутствия Н. К. Гирса в Петербурге Толстой получил официальное разрешение от исполнявшего обязанности товарища министра иностранных дел А. Г. Жомини. В его письме от 11 мая было сказано, что Толстому разрешено «воспользоваться для исторического труда некоторыми сведениями из секретных бумаг, относящихся ко временам Петра Великого и Анны Иоанновны и хранящихся в Государственном и в Московском главном архиве Министерства иностранных дел» («Красный архив», 1927, т. 3, с. 247). Толстой сам не работал в архиве. По его поручению И. Н. Николев в течение октября 1879 г. изучал необходимые для Толстого материалы и делал выписки.
Письмо от 9 апреля (Переписка, т. 2, № 367), в котором Фет высказывал опасение, что в романе «Декабристы» Толстой смотрит на декабристов как на «мечтателей самоотверженных», подобно Герцену (там же, с. 62).
Толстой действительно оставил замысел романа о декабристах и начал работать над романом из времени Петра I, оставшимся также незаконченным.
Фет в то время занимался переводом философского труда Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
Толстой провел у Фета 12 июня.
Письмо от 29 июня (Переписка, т. 2, № 372).
В. П. Боткин.
Страхов гостил в Кременчуге.
Письмо от 17–18 июля (Переписка, т. 2, № 374).
Страхов приехал в Ясную Поляну 6 или 7 августа и пробыл там до 26 августа.
Толстой приехал 27 сентября в Москву, где изучал в Московском архиве Министерства юстиции секретные дела, необходимые ему для задуманного исторического романа. Вернулся в Ясную Поляну 2 октября.
С. А. Толстая 28 сентября писала Т. А. Кузминской: «Я продолжаю так страдать своими зубными и личными болями, что вся моя голова ошалела» (см. т. 83, с. 273).
Ответ на письмо от 14 сентября (ПС, № 122).
В связи с замыслами сочинений на религиозно‑нравственные темы Толстой беседовал с религиозным мыслителем Д. А. Хомяковым, с епископом можайским Алексеем, в прошлом профессором духовной академии А. Ф. Лавровым‑Платоновым, с историком русской церкви М. П. Булгаковым (митрополитом Макарием). 1 октября во время посещения Троице‑Сергиевой лавры встречался с архимандритом Леонидом. См. письмо 284.
Письмо‑исповедь от 17 ноября (ПС, № 127) с откровенными беспощадным анализом собственной личности.
Страхов сообщал, что, «задумавши писать о своей жизни», он испытывает «большие трудности» (там же, с. 238).
См. письмо 368 и примеч. 2 к нему и письмо 369 и примеч. 4 к нему.
См. письмо 367.
Толстой начал писать религиозно‑философское сочинение, близкое по жанру и пафосу к «Исповеди». Не закончено и не опубликовано (ГМТ).
Письмо от 19…22 ноября (№ 367). Страхов просил прислать его.
Письмо от 1 декабря (ПС, № 129).
Статья «Об основных понятиях физиологии».
Толстой одновременно писал статьи «Церковь и государство», «Чьи мы, боговы или дьяволовы?» и др., оставшиеся незаконченными.
Стасов в письме от 5 декабря (ПСт, № 11) сообщал, как он, выполняя просьбу Толстого, устроил ряд вечеров с выступлениями олонецкого сказителя былин Василия Петровича Щеголенкова.
18 февраля скончался брат Стасова – Н. В. Стасов.
См. письмо 371 и примеч. 2.
Толстой в Петербурге 22 января виделся с А. А. Толстой, и между ними разгорелся резкий спор по вопросам религии. Толстая была глубоко верующей, сторонницей церковных догматов.
Толстой в Петербурге виделся со Страховым лишь накоротке в Публичной библиотеке.
Издательская фирма бр. Салаевых в 1880 г. осуществила 4‑е Собрание сочинений Толстого в 11‑ти томах.
Толстой был занят работой над «Исследованием догматического богословия».
Художник В. В. Верещагин, обиженный тем, что по вине Толстого их встреча в Публичной библиотеке не состоялась, написал ему резкое письмо (не сохранилось).
Стасов не передал содержание письма Верещагину, так как после неприятного разговора с художником, недовольным «инцидентом» с Толстым, поссорился с ним (ПСт, письмо 13).
Книга «Александр Андреевич Иванов, его жизнь и переписка. 1806–1858», куда были включены также и воспоминания Стасова.
В Петербурге Толстой виделся со Стасовым в Публичной библиотеке. Содержание разговора неизвестно.
Толстой действительно «бежал» из Петербурга, внезапно уехав 23 января.
Страхов прислал «Новый завет», изданный в 1803 г. немецким богословом Иоганном Грисбахом, сборники «Пословицы русского народа» В. И. Даля и «Загадки русского народа» Д. Н. Садовникова (СПб., 1875).
Тургенев пробыл в Ясной Поляне 2–4 мая. Целью его приезда было передать Толстому приглашение принять участие в торжествах по случаю открытия в Москве памятника Пушкину. Толстой ответил отказом.
Страхов в письме от 30 июня писал Толстому: «Самым важным предметом разговоров, конечно, были вы, и я успел многое сказать ему в эти десять дней. Примирительные речи были вполне удачны, и скоро в них не оказалось никакой надобности; но учение передавалось очень плохо» (ПС, с. 257).
Письмо неизвестно.
Письмо неизвестно.
Толстой работал над «Соединением и переводом четырех Евангелий».
«Записки из Мертвого дома» Достоевского.
В письме от 2 ноября Страхов писал: «Видел я Достоевского и передал ему вашу похвалу и любовь. Он очень был обрадован, и я должен был оставить ему листок из вашего письма, заключающий такие дорогие слова. Немножко его задело ваше непочтение к Пушкину, которое тут же выражено («лучше всей нашей литературы, включая Пушкина»), «Как включая?» – спросил он» (ПС, с. 259).
Иван Михайлович Ивакин, который оказывал помощь Толстому в его работе над переводом с греческого Евангелия.
«Об основных понятиях психологии и физиологии»; книга, над которой Страхов начал работать еще в 1878 г.
Письма от второй половины ноября и от 25 декабря (ПС, № 147 и 149).
Фет в то время занимался переводом трагедии Гете «Фауст» (издан в 1882 г., с посвящением С. А. Толстой). Это высказывание Толстого противоречит другим его отзывам о творчестве Гете вообще и «Фаусте» в частности. Так, 9 марта 1865 г. он записал в Дневнике: «Фауст» Гете читал. Поэзия мысли и поэзия, имеющая предметом то, что не может выразить никакое другое искусство».
Предисловие Страхова к книге Шопенгауэра «Мир как воля и представление», перевод А. А. Фета. СПб., 1881. Здесь Страхов утверждал, что труд Шопенгауэра полезен в борьбе с «розовыми мечтаниями», что он на жизнь смотрит «с одним лишь гневом и презрением», в то время как следует смотреть «с любовью и участием».
Сочинение Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания» Страхов в своем предисловии расценивал как одну из его значительных философских работ, важных для понимания его системы.
«Соединение и перевод четырех Евангелий».
Письмо от 3 февраля с описанием переживаний и мыслей, вызванных смертью Достоевского (ПС, № 151).
Страхов готовил речь, посвященную памяти Достоевского, которую он должен был произнести в Славянском благотворительном обществе, и просил у Толстого разрешения процитировать его письмо с отзывом о «Записках из Мертвого дома» (см. № 375).
Письмо С. А. Толстой неизвестно. В нем содержалось приглашение Страхову приехать в Ясную Поляну 18 февраля, в день именин Толстого. Это приглашение было им принято.
Страхов предлагал выписать из Публичной библиотеки сочинения Филона, которые просил Толстой (см. письмо 376).
Алексеев.
Настоящее письмо представляет черновик письма, отправленного Александру III, текст которого неизвестен.
Письмо было написано в те дни, когда шел судебный процесс над участниками террористического акта против Александра II А. И. Желябовым, Софьей Перовской, Н. И. Рысаковым, Г. М. Гельфман и другими и ожидался смертный приговор над ними.
Пропуск в рукописи.
Письмо было переслано Страхову для передачи его по назначению (см. письмо 380).
См. письмо 378 и примеч. 2 к нему.
Письмо было вручено Страховым Победоносцеву, который отказался передать его царю. Узнав о том, что это письмо дошло до царя (см. примеч. 3 к письму 380), Победоносцев опасался его влияния на Александра III. В письме от 30 марта к царю он от имени «всего русского народа» требовал возмездия: «Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осужденных преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить вашему величеству извращенные мысли и убедить вас к помилованию преступников» («К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки», т. 1. Госиздат, 1923, с. 47–48).
Толстому Победоносцев 15 июня писал: «…прочитав письмо Ваше, я увидел, что Ваша вера одна, а моя и церковная другая, и что наш Христос – не Ваш Христос. Своего я знаю мужем силы и истины, исцеляющим расслабленных, а в Вашем показались мне черты расслабленного, который сам требует исцеления. Вот почему я по своей вере не мог исполнить Ваше поручение» (П. И. Бирюков . Биография Л. Н. Толстого, т. II. ГИЗ, 1923, с. 176–177).