См. письмо 378.
Письмо к Победоносцеву (см. письмо 379).
После того как Победоносцев отказался вручить письмо царю, Страхов через профессора истории К. Н. Бестужева‑Рюмина передал его великому князю Сергею Александровичу, который и вручил письмо царю. Александр III Толстому не ответил. По словам С. А. Толстой, царь «велел сказать графу Льву Николаевичу Толстому, что, если б покушение было на него самого, он мог бы помиловать, но убийц отца он не имеет права простить» (С. А. Толстая. Моя жизнь. – «Новый мир», 1978, № 8, с. 56).
К этому письму С. А. Толстой была сделана приписка с просьбой к Страхову спросить «мнение Победоносцева, не может ли это письмо (то есть письмо Александру III. – С. Р.) вызвать в государе какие‑нибудь неприятные чувства или недоброжелательство к Льву Николаевичу. В таком случае, – просила она, – ради бога, не допускайте письмо до государя» (т. 63, с. 60).
Речь идет о цикле «Письма о нигилизме» («Русь», 1881, № 23 –первое письмо, № 24 –второе). В первых двух письмах Страхов подверг резкой критике революционеров‑народников. См. письмо 382 и примеч. 1 к нему.
В двух последних «Письмах о нигилизме» («Русь». № 25 и 27) Страхов критиковал политику правящих классов и нравственное состояние современного общества и признал, что «нигилисты – страдальцы», что они «берут на себя роль заботы о мужике и земле». См. письма 381 и 383.
Полемическое замечание Толстого относится к двум последним выступлениям Аксакова. Его статья «Две реальные исторические силы: царь и народ» («Русь», 1881, 14 марта) и речь на панихиде по Александру II (там же, 28 марта) отличались крайним монархизмом, апологией русского самодержавия.
Ответ Страхова на письмо Толстого от 26 (?) мая (см. № 382) неизвестен.
События из современной Толстому уголовной хроники.
В. А. Осинский, революционер‑народник, казненный 14 мая 1879 г. за участие в народническом движении.
Письмо не было отправлено, очевидно, из‑за полемического его содержания.
10 июня Толстой вместе со своим слугой С. П. Арбузовым и учителем Яснополянской школы Д. Ф. Виноградовым отправился пешком в Оптину пустынь. В г. Крапивна они останавливались на ночлег.
Тургенев 6 июня приезжал в Ясную Поляну.
Имеется в виду ссора 1861 года и последовавший за ней 17‑летний перерыв в отношениях.
Путешествие в Оптину пустынь (см. письмо 384).
Толстой осуществил свое намерение: 9 и 10 июля провел у Тургенева в Спасском.
Полонским.
Письмо неизвестно.
В Канзасе (США) находилась коммуна, организованная русскими эмигрантами, членом которой был В. И. Алексеев.
Н. Ф. Федоров, своеобразный мыслитель, создатель утопической философской системы, согласно которой путь к превращению «небратской» жизни в «братскую» – в объединении человечества «общим делом» «воскрешения» предков, «отцов», уничтожения смерти. Толстой познакомился с ним в 1878 г. Федоров бывал у Толстого, виделись они и в библиотеке, где служил Федоров. В 1892 г. между ними из‑за идейных разногласий произошел разрыв. Толстому импонировала личность Федорова, его аскетизм, отказ от всех мирских благ, но он не принимал патриархально‑консервативной утопии Федорова, его монархизма, равнодушия к жгучим общественным проблемам, а также религиозно‑мистический характер его учения. Федоров находился в оппозиции к социально‑обличительным идеям Толстого и в своих трудах подвергал их резкой и по существу несостоятельной критике.
С. Г. Нечаев – организатор террористического общества «Народная расправа».
Философ В. С. Соловьев.
В. К. Сютаев – крестьянин, проповедовавший самобытное религиозное оппозиционное учение, к которому Толстой относился сочувственно. Толстой посетил Сютаева, жившего в деревне Шевелино Тверской губ., в конце сентября 1881 г.
«Краткое изложение Евангелия» (вышло в Женеве в 1890 г.).
Толстой писал рассказ «Чем люди живы». См. письмо 388.
Письмо от 19 октября (ПС, № 166).
«Чем люди живы» (опубл. – «Детский отдых», 1881, № 12).
Алексей.
Речь идет о начале главы XI рассказа «Чем люди живы», которое Толстым в корректуре пять раз исправлялось, Толстой больше не правил текст.
[1] Вера – что я могу знать, любовь – что я должен делать, надежда – чего я могу надеяться.