Барыня. Вы сами видели?
Григорий. Своими глазами. Прикажите позвать ее, она не отопрется.
Барыня. Позовите ее.
Григорий уходит.
Те же, без Григория. За сценой шум, голос швейцара: «Нельзя, нельзя!» Показывается швейцар, мимо него врываются три мужика. Впереди 2‑й мужик, 3‑й мужик спотыкается, падает и хватается за нoc.
Швейцар. Нельзя, идите!
2‑й мужик. Авось не беда. Разве мы за худым чем? – мы денежки отдать.
1‑й мужик. Двистительно, как за подписью руки приложенья, дело в окончании, мы только денежки предоставить с нашей благодарностью.
Барыня. Погодите, погодите благодарить, все это был обман. Еще не кончено. Не продано еще. Леонид! Позовите Леонида Федоровича.
Швейцар уходит.
Те же а Леонид Федорович выходит, но, увидав барыню и мужиков, хочет уйти назад.
Барыня. Нет, нет, пожалуйте сюда! Я говорила вам, что нельзя продавать землю в долг, и все вам говорили. А вас обманывают, как самого глупого человека.
Леонид Федорович. То есть в чем? Я не понимаю, какой обман.
Барыня. Стыдились бы вы! Вы седой, а вас, как мальчишку, обманывают и смеются над вами. Жалеете для сына какие‑нибудь триста рублей для его общественного положения, а самих вас, как дурака, проводят на тысячи.
Леонид Федорович. Да ты, Annette, успокойся.
1‑й мужик. Мы только в получении суммы, значит…
3‑й мужик(достает деньги). Отпусти ты нас, ради Христа!
Барыня. Погодите, погодите.
Те же, Григорий и Таня.
Барыня(строго к Тане). Ты была вчера вечером во время сеанса в маленькой гостиной?
Таня, вздыхая, оглядывается на Федора Иваныча, Леонида Федоровича и Семена.
Григорий. Да уж нечего вилять, когда я сам видел…
Барыня. Говори, была? Я знаю все, признавайся. Я тебе ничего не сделаю. Мне только хочется уличить вот его (указывает на Леонида Федоровича), барина… Ты кинула бумагу на стол?
Таня. Я не знаю, что и отвечать. Одно, что нельзя ли меня домой отпустить?
Барыня(к Леониду Федоровичу). Вот видите, вас дурачат.
Те же. Входит Бетси в начале явления и стоит незамеченная.
Таня. Отпустите меня, Анна Павловна!
Барыня. Нет, милая! Ты ведь, может быть, убытку сделала на несколько тысяч. Продали землю, которую не надо было продавать.
Таня. Отпустите меня, Анна Павловна.
Барыня. Нет, ты ответишь. Плутовать нельзя. К мировому судье подам.
Бетси(выступая). Отпустите ее, мама. А коли вы хотите ее судить, то и меня вместе с ней, – я с ней вместе вчера все делала.
Барыня. Ну, да уж когда ты, то, кроме самого гадкого, ничего и быть не могло.
Те же и профессор.
Профессор. Здравствуйте, Анна Павловна! Здравствуйте, барышня! А я вам несу, Леонид Федорович, отчет о тринадцатом съезде спиритуалистов в Чикаго. Удивительная речь Шмита.
Леон ид Федорович. А, очень интересно!
Барыня. Я вам гораздо интереснее расскажу. Оказывается, что и вас и мужа дурачила эта девчонка. Бетси на себя говорит, но это чтоб дразнить меня; а дурачила вас безграмотная девчонка, а вы верите! Вчера никаких ваших медиумических явлений не было, а это она (указывая на Таню) все делала.
Профессор(раздеваясь). Как, то есть?
Барыня. Да так, что она в темноте и на гитаре играла, и мужа по голове била, и все глупости ваши делала, и сейчас призналась.
Профессор(улыбаясь). Так что же это доказывает?
Барыня. Доказывает, что ваш медиумизм – вздор! Вот что доказывает.
Профессор. Оттого, что эта девушка хотела обманывать, от этого медиумизм – вздор, как вы изволите выражаться? (Улыбаясь.) Странное заключение! Очень может быть, что девушка эта хотела обманывать: это часто бывает; может быть, она что‑нибудь и делала, но то, что она делала, – делала она, то, что было проявлением медиумической энергии, – было проявлением медиумической энергии. Даже весьма вероятно, что то, что делала эта девушка, вызывало, соллицитировало, так сказать, проявление медиумической энергии, давало ей определенную форму.
Барыня. Опять лекция!..
Профессор(строго). Вы говорите, Анна Павловна, что эта девушка, может быть, и эта милая барышня что‑то делали; но свет, который мы все видели, а в первом случае понижение, а во втором – повышение температуры, а волнение и вибрирование Гросмана, – что же, это тоже делала эта девушка? А это факты, факты, Анна Павловна! Нет, Анна Павловна, есть вещи, которые надо исследовать и вполне понимать, чтобы говорить о них, – вещи слишком серьезные, слишком серьезные…
Леонид Федорович. А дитя, которое ясно видела Марья Васильевна! Да и я видел… Это не могла же сделать эта девушка.
Барыня. Вы думаете, что вы умны, а вы – дурак!
Леонид Федорович. Ну, я уйду, Алексей Владимирович, пойдемте ко мне. (Уходит в кабинет.)
Профессор(пожимая плачами, идет за ним). Да, как еще мы далеки от Европы!
Барыня, три мужика, Федор Иваныч, Таня, Бетси, Григорий, Семен и Яков (входит).
Барыня(вслед Леониду Федоровичу). Обманули его, как дурака, а он ничего не видит. (Якову.) Тебе что?
Яков. На много ли персон прикажете накрывать?
Барыня. На много ли?.. Федор Иваныч! Принять от него серебро! Вон сейчас! От него всё. Этот человек меня в гроб сведет. Вчера чуть‑чуть не заморил собачку, которая ничего ему не сделала. Мало ему этого, он же зараженных мужиков вчера в кухню завел, и опять они здесь. От него всё! Вон, сейчас вон! Расчет, расчет! (Семену.) А если ты себе вперед позволишь шуметь в моем доме, я тебя, скверного мужика, выучу!
2‑й мужик. Да что же, коли он скверный мужик, так и держать его нечего, а давай расчет, вот и все.
Барыня(слушая его, вглядывается в 3‑го мужика), Да смотрите: у этого сыпь на носу, сыпь! Он больной, он резервуар заразы!! Ведь я вчера говорила, чтобы их не пускать, и вот они опять тут. Гоните их вон!
Федор Иваныч. Что же, не прикажете деньги принять?
Барыня. Деньги? Деньги возьми, но их, особенно этого больного, вон, сию минуту вон! Он совсем гнилой!
3‑й мужик. Напрасно ты, мать, ей‑богу, напрасно. У моей старухи, скажем, спроси. Какой я гнилой? Я, как стеклышко, скажем.
Барыня. Еще разговаривает?.. Вон, вон! Все назло!.. Нет, я не могу, не могу! Пошлите за Петром Петровичем. (Убегает, всхлипывая.)
Яков и Григорий уходят.
Те же, без барыни, Якова и Григория.
Таня(к Бетси). Барышня, голубушка, как же мне быть теперь?
Бетси. Ничего, ничего. Поезжай с ними, я устрою. (Уходит.)
Федор Иваныч, три мужика, Таня и швейцар.
1‑й мужик. Как же, почтенный, получение суммы теперича?
2‑й мужик. Отпусти ты нас.
3‑й мужик(мнется с деньгами). Кабы знать, я ни в жисть не взялся бы. Это засушит хуже лихой болести.
Федор Иваныч(швейцару). Проводи их ко мне, там и счеты есть. Там и получу. Идите, идите.
Швейцар. Пойдемте, пойдемте.
Федор Иваныч. Да благодарите Таню. Кабы не она, быть бы вам без земли.
1‑й мужик. Двистительно, как изделала предлог, так и в действие произвела.
3‑й мужик. Она нас людьми изделала; а то бы что? земля малая, не то что скотину, – курицу, скажем, и ту выпустить некуда. Прощевай, умница! Приедешь на село, приходи мед есть.
2‑й мужик. Дай домой приеду, свадьбу готовить стану, пиво варить. Только приезжай.
Таня. Приеду, приеду! (Визжит.) Семен! То‑то хорошо‑то!
Мужики уходят.
Федор Иваныч, Таня и Семен.
Федор Иваныч. С богом. Ну, смотри, Таня, когда домком заживешь, я приеду к тебе погостить. Примешь?
Таня. Голубчик ты мой, как отца родного примем! (Обнимает и целует его.)
Занавес
Николай Иванович Сарынцев.
Марья Ивановна Саранцева, его жена.
Стёпа, Ваня – сыновья их.
Люба, Мисси, Катя – их дочери.
Митрофан Ермилович, учитель Вани.
Гувернантка Сарынцевых.
Няня Сарынцевых.
Александра Ивановна Коховцева,
сестра Марьи Ивановны.
Петр Семенович Коховцев, ее муж.
Лизанька, их дочь.
Княгиня Черемшанова.
Борис, ее сын.
Тоня, ее дочь.
Девочка, ее дочь.
Василий Никанорович, молодой священник.
Александр Михайлович Старковский, жених Любы.
Отец Герасим, священник.
Нотариус.
Иван Зябрев, мужик.
Малашка, его дочь, с малым.
Баба, его жена.
Ермил, мужик.
Другой мужик.
Севастьян, мужик.
Пётр, мужик.
Баба, его жена.
Сотский.
Мужики с косами, бабы с граблями.
Столяр.
Генерал.
Адъютант генерал.
Полковник.
Писарь полковой канцелярии.
Часовой.
Двое конвойных.
Жандармский офицер.
Писарь жандармского офицера.
Полковой священник.
Старший доктор отделения для душевнобольных в военном госпитале.
Младший доктор того же отделения.
Сторожа того же отделения.
Больной офицер.
Тапер.
Графиня.
Александр Петрович.
Лакеи Сарынцевых.
Студенты, дамы.
Танцующие пары
Сцена представляет крытую террасу в деревне в богатом доме. Перед террасой цветники, lawn‑tennis[39] и крокет‑граунд. На крокете играют дети с гувернанткой. На террасе сидят Марья Ивановна Сарынцева, сорока лет, красивая, элегантная, ее сестра, Александра Ивановна Коховцева, сорока пяти лет, толстая, решительная и глупая, и ее муж, Петр Семенович Коховцев, в летнем платье, толстый, обрюзгший, в pince‑nez.[40] Сидят за накрытым столом; самовар и кофе. Пьют кофе, и Петр Семенович курит.