большой точностью определить время работы писателя над этим произведением.
Кроме хронологических помет, сделанных самим автором на рукописи {На обложке
первой тетради, содержащей автограф произведения, написано: ""Дворянское
гнездо", повесть Ивана Тургенева. Задумана в начале 1856-го года; долго
очень не принимался за нее, все вертел ее в голове; начал вырабатывать ее
летом 1858-го года в Спасском. Кончена в понедельник, 27-го октября 1858-го
года в Спасском". В конце рукописи эти сведения повторяются с некоторым
уточнением: "[Кон.]. С. Спасское, 27-го октября 1858, в 1 час пополудни,
накануне того дня, когда мне стукнет 40 лет". Впервые воспроизведено: Mazon,
стр. 15.}, имеются косвенные данные о том или ином этапе работы писателя над
романом. Как свидетельствует характер правки, произведенной в рукописи,
Тургенев неоднократно обращался к тексту, исправляя, дополняя и
совершенствуя его. Чернила, почерк и расположение поправок позволяют
выделить первичный этап работы, когда писатель, находясь в Спасском,
создавал первый вариант текста, еще достаточно тесно связанный с замыслом
1856 г. (насколько можно судить по сходству с другими произведениями этого
периода) и значительно более краткий по объему, чем окончательная редакция.
На этом этапе автор, уже довольно четко представлявший себе основные черты
действующих лиц и общий план произведения (обычный для Тургенева
"формулярный список" персонажей "Дворянского гнезда" и план романа до нас не
дошли), стремился лучшим образом "разместить" задуманное, иногда меняя по
ходу работы детали отдельных сюжетных ситуаций или подробности
характеристик. Например, вначале слепой отец Лаврецкого метался в поисках
исцеления не по городам России, а за границей; слух о смерти Варвары
Павловны Лаврецкой в первом варианте распространяла она сама и т. п. На
первом же этапе, как всегда у Тургенева, тщательно отрабатывалась и
стилистическая ткань произведения.
Автограф содержит интересный материал для суждений о художественном
мастерстве Тургенева-романиста. Правка текста, система этой правки делают
очевидным процесс поисков наиболее выразительных средств повествования,
позволяют судить о художественной требовательности писателя, о его
необыкновенной чуткости к слову.
Сравнительное сопоставление интенсивности правки в различных частях
автографа приводит к заключению, что с наибольшей затратой труда на первом
этапе создания романа писатель вырабатывал текст в тех местах, где говорится
о Лемме, о Паншине, о Варваре Павловне {П. В. Анненков, хорошо знавший, как
шла работа Тургенева над романом, отмечает: "Паншин этот, по выделке, по
обилию и роскоши второстепенных подробностей, может быть, уступает в романе
только изображению "львицы" Варвары Павловны, обработанному автором с
изумительной тщательностью" (П. В. Анненков. Воспоминания и критические
очерки, отд. II. СПб., 1879, стр. 202).}. Результатом длительных поисков
явились и известные нам по окончательному тексту описания душевного
состояния Лаврецкого в момент зарождения его первой любви и в пору
горестного известия об измене жены. Почти каждая строка в этих эпизодах
имеет по несколько вариантов, иногда до 8 (см. варианты к стр. 170, строки
10-12).
С такой же взыскательностью относится Тургенев к своим пейзажным
зарисовкам. Упорная правка обращает на себя внимание в частности в тех
местах, где описывается путь Лаврецкого в Васильевское, старый сад родового
имения, весеннее пробуждение природы в день смерти старика Лаврецкого.
Второй этап работы Тургенева определяется по содержанию некоторых
дополнений, а также по расположению этих дополнений на полях рукописи. По
воспоминаниям П. В. Анненкова, И. А. Гончарова и другим свидетельствам,
известно, когда и какие замечания были сделаны Тургеневу после чтения
рукописи в узком кругу литераторов в Петербурге (см. об этом ниже). Многие
вставки представляют собой прямые отклики на эти замечания.
О третьем этапе сигнализируют те места текста, которые отсутствуют в
автографе, но появились в окончательной редакции. Последние доделки Тургенев
произвел уже в наборной рукописи романа перед отправкой ее в редакцию
журнала или в корректуре.
Кроме хронологических уточнений, черновой автограф "Дворянского гнезда"
дополняет наше представление о творческой истории этого произведения с точки
зрения эволюции его замысла, дает возможность проследить за тем, как,
видоизменяясь и созревая по ходу работы, воплощалась мысль писателя в
художественных образах, как преломлялись в творческом процессе современная
автору идеологическая и политическая жизнь, журнальная полемика, отдельные
биографические моменты.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА."
Известный нам текст романа создавался на протяжении нескольких месяцев,
начиная с середины июня 1858 г., когда писатель приехал в Спасское, до
середины декабря того же года, когда в Петербурге были им закончены
последние исправления. Но замысел произведения, по собственному признанию
Тургенева, относится к 1856 г.
Первое упоминание о "Дворянском гнезде" как о повести,
предназначавшейся для "Современника", содержится в письме Тургенева к И. И.
Панаеву от 3/15 октября 1856 г.: "Моя новая большая повесть поспеет, если я
буду жив и здоров, к Новому году", - сообщает автор. Через три недели, 25
октября/6 ноября, он о том же пишет из Парижа В. П. Боткину: "...у меня уже
совсем сложен в голове план романа, и я набросал первые сцены...". Сообщение
о задуманной им "очень большой повести" повторяется и в письме Тургенева к
M. H. Лонгинову от 7/19 ноября 1856 г. Но в середине декабря творческий
подъем писателя заметно падает: постоянные недомогания мешают ему работать
-и 16/28 декабря 1856 г. он сообщает И. И. Панаеву о том, что не закончит
свою большую повесть к февральскому номеру "Современника" и что повесть эта
отложена в сторону (Т, Письма, т. III, стр. 18, 23, 36, 59).
Всю зиму 1856/57 г. Тургенев болел и жаловался на падение
работоспособности. Единственное его произведение этой поры - "Поездка в
Полесье". Тяжелые настроения, владевшие писателем в это время, привели к
решительному отказу от прежних творческих замыслов. Так, 17 февраля/1 марта
1857 г. Тургенев сообщает В. П. Боткину, что он уничтожил все свои
начинания, планы и т. д. (там же, т. III, стр. 91-92).
Возможно, что вместе с другими материалами были уничтожены и первые
наброски будущего "Дворянского гнезда". Каковы были эти первые наброски и
планы - сказать трудно, данных об этом не сохранилось. Можно только
предположить, что в этой первой редакции произведение имело другое название.
В письме к английскому переводчику "Дворянского гнезда" В. Рольстону от
8 декабря н. ст. 1868 г. Тургенев сообщает: "Я нахожу, что заглавие "Лиза"
очень удачное, тем более, что название "Дворянское гнездо" - не совсем
точное и было выбрано не мной, а моим издателем" (Т, Письма, т. VII, стр.
251, 415). В черновом автографе романа заглавие "Дворянское гнездо" написано
рукой Тургенева. По всей вероятности, говоря о другом заглавии, писатель
имел в виду первоначальный замысел 1856 г. Но и в 1856 году самое понятие
"дворянского гнезда" как синонима дворянской усадьбы {О родовых гнездах в
том же значении говорится в самом тексте романа (слова Глафиры Петровны, гл.
XV).} было только повторением устойчивой у Тургенева формулы. В рассказе
"Мой сосед Радилов" (1847) Тургенев сам дает толкование этого понятия:
"Прадеды наши, при выборе места для жительства, непременно отбивали десятины
две хорошей земли под фруктовый сад с липовыми аллеями. Лет через пятьдесят,
много семьдесят, эти усадьбы, "дворянские гнезда", понемногу исчезали с лица
земли..." (см. наст, изд., т. IV, стр. 53). Образ "гнезда" в применении к
собственной судьбе Тургенева неоднократно встречается в письмах его к разным
адресатам (см. Т, Письма, т. 1, стр. 41).
Расширительное значение названия "Дворянское гнездо", оттенявшее
социальную принадлежность действующих лиц романа, было замечено в критике П.
В. Анненковым, который усмотрел в этом названии оттенок горькой иронии
писателя по отношению к кругу поместного дворянства {П. В. Анненков.
"Дворянское гнездо". Роман И. С. Тургенева. - P Вести, 1859, т. XXII. Э 8.
стр. 532.}. Социальный аспект, характерный для "Дворянского гнезда",
очевидно, существовал уже и в замысле 1856 года. Сообщая в письме к В. П.
Боткину об отказе от прежних замыслов, Тургенев не случайно сопоставляет
двух "писателей с тенденциями": одного, якобы уходящего со сцены, т. е.
самого себя; и второго, пришедшего ему на смену - M. E. Салтыкова-Щедрина,
автора "Губернских очерков".
Новые упоминания о "Дворянском гнезде" в переписке Тургенева появляются
только в конце 1857 г. 22 декабря ст. ст.
1857 г. Тургенев, незадолго до того окончивший "Асю", в письме к Е. Е.
Ламберт рассказывает о своих новых литературных замыслах: "Я теперь занят
другою, большою повестью, главное лицо которой - девушка, существо
религиозное..." 1/13 января
1858 г. в письме к Панаеву Тургенев обещает привезти повесть к маю;
18/30 января сообщает о том, что он занят большой повестью, Некрасову ("план
ее известен Боткину и весьма им одобрен...") и в письме ему же от 27 марта/8
апреля обещает привезти свою "штуку" весной (Т, Письма, т. III, стр. 179,
186, 190,208).
Все это время Тургенев жил в Риме, где, по словам писателя, застали его
первые вести о намерении правительства освободить крестьян. Вести эти горячо