Смекни!
smekni.com

Дворянское гнездо 2 (стр. 54 из 65)

доказывающий возможность гармоничного сочетания чувства свободной любви и

гражданского долга.

Во многом предвосхитила образ Лизы Калитиной героиня повести Тургенева

"Ася": она напоминает Лизу и своей нравственной чистотой, и правдолюбием, и

способностью к сильным всепоглощающим страстям. И она, как Лиза Калитина,

воспитана в духе народных национальных традиций, и она мечтает "пойти

куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг". Но, напоминая Асю, Лиза

Калитина не повторяет ее. Образ любимой героини Тургенева является развитием

заветных мыслей писателя, возникших еще в 1856 г., но значительно

усложнившихся в4 период создания "Дворянского гнезда". Тургенев не только

восхищается Лизой, но и судит ее. Он видит не только сильные стороны ее

нравственных убеждений, но и губительную силу воспитавших ее религиозных

устоев. Не только женственная, но и сильная, не только чувствующая, но и

размышляющая, Лиза уходит в монастырь, никому не принеся счастья своим

поступком. Более того, жестокая непреклонность ее религиозных убеждений

нравственно обезоруживает Лаврецкого. А между тем в характере Лизы заложены

силы, которые могли бы найти лучшее применение. Ее твердость духа и высокое

представление о долге граничат с непримиримостью и подвижничеством. Чуждая

эгоизма, она уходит в монастырь не только в порыве отчаяния за свою судьбу,

но и в надежде исправить зло на земле. Гражданские эти черты тесно связаны с

патриотизмом и демократизмом Лизы, с ее близостью к народной русской жизни

{С. М. Степняк-Кравчинский в предисловии к английскому переводу "Дворянского

гнезда" писал о Лизе как о натуре не выдающейся, но русской и милой сердцу

своей нравственной силой и красотой. Критик отмечал, что "в этой серьезной

девственной душе скрыты великие задатки будущего, и что страна, в которой

мужчины могут рассчитывать на поддержку таких женщин, имеет право надеяться

на лучшую долю" (Собрание сочинений, ч. VI. СПб., 1908, стр. 229).}. Не

случайно Тургенев так подробно рассказывает о детстве Лизы, о духовном

влиянии на нее крестьянской женщины Агафьи, которая воспитывала подрастающую

душу не сказками, а рассказами о житии "святых мучеников", которые "даже

царей не боялись".

От решительного разрыва Лизы со средой, от независимости ее чувств и

поступков - один шаг до судьбы Елены Стаховой {В статье А. И. Белецкого

"Тургенев и русские писательницы 30-60-х гг.", посвященной выяснению

реальных источников литературных образов Тургенева, говорится: "Судьба

охотно сводила Тургенева с самыми яркими и противоположными друг другу

женскими личностями его эпохи: в 1848 г. она познакомила его с Н. А. Герцен,

у которой так много общего - насколько мы можем судить теперь - и с Лизой

Калитиной, и с Еленой Стаховой..." (Творч путь Т, Сб, стр. 139).}.

Именно так понял Лизу и Гончаров, обеспокоенный ее сходством с образом

Веры, которая в одном из первых вариантов "Обрыва" уходила за Марком

Волоховым. Он писал по этому поводу Тургеневу: "...я было обрадовался, когда

вы сказали, что предметом задумываемого вами произведения ("Накануне")

избираете восторженную девушку, но вспомнил, что вы ведь дипломат: не хотите

ли обойти или прикрыть этим эпитетом другой (нет ли тут еще гнезда,

продолжения его, т. е. одного сюжета, разложенного на две повести и

приправленного болгаром)" {Из письма к Тургеневу от 28 марта/9 апреля 1859

г, (Гончаров и Тургенев, стр. 32).}.

Изменения, внесенные Тургеневым в освещение центральных персонажей

романа, свидетельствуют о том, что многие коренные вопросы, определявшие

первоначальный замысел произведения, были додуманы и пересмотрены писателем

в ходе работы. И это понятно: произведение, задуманное автором в 1856 году и

осуществленное в конце 1858 года, не могло не отразить существенных перемен

во взглядах и настроениях писателя. Идеологически между 1856 и 1859 годами у

Тургенева пролегает грань, измеряемая не тремя годами, а целым десятилетием:

от круга идей, связанных с последствиями реакции после разгрома революции

1848 года - философского и исторического пессимизма, совершен переход к

идеологии конца 50-х - начала 60-х годов с характерным для нее подъемом

политической активности, возрождением надежд на лучшее будущее, новым

интересом к этической проблематике эпохи {Связь проблематики "Дворянского

гнезда" с эпохой конца 50-х годов замаскирована у Тургенева отсылкой к 1842

году - времени действия романа. Трудно сказать, чем была вызвана эта

маскировка, но важно отметить, что в рукописи указание времени действия

появилось на полях в виде вставки в текст, не содержащий вначале

хронологических определений, и что 1842 год возник в этой вставке после

длительных колебаний автора. Вначале был указан 1850 год, затем

последовательно: 1849, 1850, 1845, 1849 гг., и только после этого писатель

остановился на 1842 годе.}.

Перелом в настроениях и взглядах писателя между 1856 и 1859 годами

отразился и в переписке его за эти годы, в частности в письмах Тургенева к

E. E. Ламберт - лицу, весьма близкому писателю на протяжении ряда лет и

особенно в период создания "Дворянского гнезда".

В 1856 году письма Тургенева к этой корреспондентке пронизаны

настроениями опустошенности, мыслями о суетности человеческих исканий перед

лицом смерти, о бессмысленности всякого протеста против зла, об

"удовольствии смирения". "Должно учиться у природы ее правильному и

спокойному ходу, ее смирению", - писал Тургенев 10/22 июня 1856 г. И дальше:

"У нас нет идеала, <...> а идеал дается только сильным гражданским бытом,

искусством (или наукой) и религией" (Т, Письма, т. II, стр. 366).

В следующие годы, когда политическая обстановка в России резко

изменилась в связи с подготовкой к крестьянской реформе, меняется и характер

писем Тургенева к E. E. Ламберт. В них нет уже прежнего пессимизма,

абстрактно-философских рассуждений. Все помыслы писателя устремлены к

родине, к нему возвращается прежняя жажда деятельности - литературной и

общественной.

3/15 ноября 1857 г. он пишет из Рима: "А что делается у нас в России?

Здесь ходят разные противоречащие слухи. Если б не литература, я бы давно

вернулся в Россию; теперь каждому надобно быть на своем гнезде. В мае месяце

я надеюсь прибыть в деревню - и не выеду оттуда, пока не устрою моих

отношений к крестьянам. Будущей зимой, если бог даст, я буду

землевладельцем, но уже не помещиком и не барином". И в том же письме он

добавляет: "...я почувствовал желание приняться за работу" (Т, Письма, т.

III, стр. 162-164).

И в следующем письме к Ламберт, от 22 декабря ст. ст. 1857 г. - снова о

России и снова о деле: "Я здесь в Риме все это время много и часто думаю о

России. Что в ней делается теперь'' <...> До сих пор слухи приходят все

довольно благоприятные; но затруднений бездна, а охоты, в сущности, мало.

Ленив и неповоротлив русский человек, и не привык ни самостоятельно мыслить,

ни последовательно действовать. Но нужда- великое слово! - поднимет и этого

медведя из берлоги" (там же, стр. 179). Здесь же писатель сообщает о том,

что наблюдения над русской жизнью привели его снова к "Дворянскому гнезду".

Как видим, вместе с вопросом "Что делать?", волновавшим всю передовую

русскую общественную мысль, перед Тургеневым как писателем со всей силой

встал и другой, связанный с первым вопрос: "Кто будет делать?".

Отчасти эта тема была поставлена Тургеневым уже в "Асе" - в той мере, в

какой вопрос о деятельных силах общества был связан с проблемой "лишнего

человека" в новых условиях. Но писатель хорошо понимал, что эту широкую

проблему нельзя ограничивать критикой "возящегося с собою лица", а кругозор

литератора - "одним лирическим щебетанием" (из письма к Л. Н. Толстому от

17/29 января 1858 г.). "Я очень рад, что "Ася" тебе понравилась; желаю,

чтобы и публике она пришлась по вкусу, хотя время теперь, кажется, вовсе не

туда глядит", - пишет он Некрасову 18/30 января 1858 г., извещая его о ходе

работы над новым своим произведением - "Дворянским гнездом", которым

писатель и надеялся ответить на запросы времени.

Время требовало новой оценки движущих сил истории. Нужно было решить,

каким должен и может быть истинный деятель в эпоху назревавшего

социально-экономического переворота, причем ответа на этот вопрос писатель

искал и в собственных наблюдениях над окружающими его людьми, и в уроках

недавнего прошлого, и в современных социальных теориях. В "Дворянском

гнезде" нашли отражение различные стороны этой проблемы, но больше всего

писателя занимал аспект нравственно-психологический {О сложном соотношении

этических представлений Тургенева и социальной проблематики эпохи см. в

работах: Г. А. Вялый. "Тургенев и русский реализм", изд. "Сов. писатель".

М. - Л., 1962, гл. V; Г. Б. Курляндская. "Этическая тема в творчестве

Тургенева". - Ученые записки Орловского Гос. педагогического ин-та, т 17.

Орел, 1963, стр. 85-129.}.

В период, когда писалось "Дворянское гнездо",

революционно-демократическая критика выступила с рядом статей, по-новому, с

социальных позиций освещавших трагедию "лишнего человека", недавнего

положительного героя русской жизни.

Еще в конце 1857 г. Н. А. Добролюбов в рецензии на "Губернские очерки"

Салтыкова-Щедрина (С, 1857, Э 12) писал об "ответственности окружающей

среды" за нравственную гибель образованных и одаренных натур, выродившихся в

"апатические безличности", спасавшихся в "мефистофельстве", спившихся с

кругу или пустившихся в мошенничество. Рецензент писал: "Читатели, конечно,