Смекни!
smekni.com

Дворянское гнездо 2 (стр. 57 из 65)

гнезде" (характеристика старого дома в Васильевском и фамильных портретов,

появившаяся в автографе романа в виде позднейшей вставки).

За счет автобиографического материала значительно расширен в автографе

текст в главе о воспитании молодого Лаврецкого. Так, вначале было сказано,

что единственными игрушками Феди в детстве были три картонные фигурки,

которые по воскресеньям разрешалось ему перекладывать с места на место. Во

втором варианте единственным развлечением маленького Феди было воскресное

посещение обедни (см. варианты чернового автографа к стр. 161, строки

15-32). Затем на полях появляется большая вставка о любимой книге Феди

Лаврецкого - "Эмблемы и символы" Максимовича-Амбодика, - книге, которую

читал и маленький Тургенев (см. ниже, стр. 507). Добавлена также на полях

сатирическая характеристика "системы" Ивана Петровича, при помощи которой он

хотел воспитать из сына спартанца (в автографе: "гражданина, спартанца" -

этот вариант не зачеркнут), и обобщение: ""Система" сбила с толку мальчика,

поселила путаницу в его голове, притиснула ее" (стр. 162-163, строки 18-4)

{В воспоминаниях о Тургеневе Н. А. Островской говорится, что, по признанию

самого писателя, изображая "спартанское" воспитание Лаврецкого, он изобразил

себя и своего отца (Т сб (Пиксанов), стр. 122). В письме Тургенева к П.

Виардо от 25 июня/7 июля 1858 г. сообщаются сведения о воспитании детей M.

H. Толстой, сходные с тем, о чем рассказано в "Дворянском гнезде". Тургенев

пишет: "Он <В. П. Толстой> проводил по отношению к ним систему сурового

обращения; он доставлял себе удовольствие воспитывать их на спартанский лад,

сам ведя образ жизни совершенно противоположный. Подобные вещи случаются

часто: люди таким образом доставляют себе удовольствие быть и порочными и

добродетельными - добродетельными за чужой счет" (Т, Письма, т. III, стр.

224 и 418).}.

Реальные жизненные впечатления, пережитые самим автором, преломились и

в описании местности, где происходит действие романа. "Дворянским гнездом"

называлось в Орле место расположения лучших барских усадеб, прилегавших к

обрывистому берегу реки Орлик {Н. Чернов. Литературные места Орловского

края. Изд. 2. Орел, 1961, стр. 19-20; автор ссылается на рассказ

"Несмертельный Голован" Н. С. Лескова, описавшего те же, что и Тургенев,

места над обрывом Орлика.}. В этой местности, над рекой, в конце Октябрьской

улицы (б. Дворянской), находится старинный дом, который известен среди

орловчан как "дом Калитиных". По свидетельству старожилов, Тургенев с

большой точностью описал в романе действительно существовавший в названной

местности дом и окружавший его большой сад {Н. Чернов. Литературные места

Орловского края. Изд. 2. Орел, 1961, стр. 19-20; ср.: "Орел". Материалы для

описания Орловской губернии. Изд. П. Александрова, Рига, 1903, стр. 34;

"Орловский вестник", 1913, Э 198 от 22 августа; И. А. Бунин. Повести.

Рассказы. Воспоминания. "Московский рабочий". М., 1961, стр. 347-348.}.

Хорошо знакомые ему края описал Тургенев и в тех главах романа, где

рассказывается о родовом имении Лаврецких - Васильевском. В своих

воспоминаниях о совместных охотах с Тургеневым летом 1858 г. А. А. Фет

указывает, что, как он достоверно знает, действие романа "Дворянское гнездо"

в той части, где говорится о Васильевском, "перенесено Тургеневым в Топки",

имение писателя в Малоархангельском уезде Орловской губернии. В романе

отразились реальные впечатления писателя от одной из таких поездок в Топки

вместе с Фетом: окрестный пейзаж, картина запустения старого дома, встреча с

крепостным слугой Антоном, церемония обеда и т. д. При этом автор

воспоминаний уточняет некоторые детали: "Описание старого флигеля, в котором

мы остановились, верное в тоне, весьма преувеличено пером романиста. По

раскрытии ставней, мухи действительно оказались напудренными мелом, но

никаких штофных диванов, высоких кресел и портретов я ее видал" {Фет, стр.

277-278.}.

Если учесть, что упоминаемое Фетом описание старинного барского быта -

мебель екатерининских времен, портреты предков и т д. - представляет в

автографе позднейшую вставку в текст, как и описание одичавшего сада,

старинных лип, небольшого пруда о чем нет никаких упоминаний в рассказе Фета

о Топках, то можно предположить, что Тургенев при последней отделке романа в

описании объединил Топки и свое любимое Спасское, с его поэтическим садом,

светлым прудом, липовой аллеей и домом, где висели родовые портреты и

сохранялась старинная фамильная мебель.

Не только Лаврецкого, но и других персонажей романа Тургенев наделил

чертами, которые представляли для него лично особый интерес. О личности

Михалевича с кругом его идеальных исканий уже говорилось выше. Особое место

занимает в романе фигура Лемма. Человек чистой души, он один из тех, кому

автор предоставил право обнажать нравственную сущность героев, судить их

судом совести. Значительна для Тургенева в собственная судьба Лемма.

Оторванный от родной почвы немец-музыкант, который по своей одаренности мог

бы стать в ряду великих композиторов своей родины, он становится жертвой

губительных для таланта обстоятельств. Страницы биографии Лемма (глава V)

вырабатывались в автографе с особой тщательностью: многие строки, фразы,

слова имеют по несколько вариантов. Варьируется возраст немца (год рождения

1796, затем 1798, затем 1790, в окончательном тексте - 1786), отыскиваются

наиболее выразительные портретные штрихи, в рассказе о бродячей жизни

музыканта отбираются наиболее характерные и вместе с тем трагические

подробности.

Отношение автора к Лемму отмечено высоким лиризмом. Лемм олицетворяет

для Тургенева любимейший вид искусства - музыку {См. об этом в работе М. П.

Алексеева "Тургенев и музыка", Киев, 1918, стр. 10-13.}. Образ Лемма

занимает особое место в эстетической системе писателя, поставившего перед

собой задачу сделать самую музыку объектом художественного изображения,

передать литературными средствами силу ее эмоционального воздействия.

Тургенев говорит об этом в письме к Л. Н. Толстому от 17/29 января 1858 г.,

отзываясь о его рассказе "Альберт" ("Музыкант"): "Мне странно, однако,

почему Некрасов забраковал "Музыканта"; что в нем ему не понравилось, сам ли

музыкант, возящееся ли с собою лицо? Боткин заметил, что в лице самого

музыканта недостает той привлекательной прелести, которая неразлучна с

художественной силой в человеке; может быть, он прав; и для того, чтобы

читатель почувствовал часть очарования, производимого музыкантом своими

звуками, нужно было автору не ограничиться одним высказыванием этого

очарованья" {Т, Письма, т. III, стр. 188.}.

Тургеневу хорошо был известен тип немца, учителя музыки - и по

собственным наблюдениям {А. Д. Галахов в своих воспоминаниях "Сороковые

годы", рассказывая о московских встречах Тургенева со Щепкиным, Садовским и

Шуйским, добавляет, что на эти встречи являлся "какой-то немец, может быть,

подлинник Лемма (в "Дворянском гнезде"), мастерски игравший на фортепьяно"

(Историч Вестн, 1892, Э 1, стр. 140).}, и по предшествующей русской

литературе { А. П. Степанов. Постоялый двор. СПб., 1835; М. С. Жукова. "Дача

на Петергофской дороге". - 03, 1845, т. 39, Э 4, отд. 1, стр. 255-326.}, но

в самой тональности повествования о Лемме сильнее всего сказались традиции

немецкой романтической литературы 20-30-х годов XIX века, широко

привлекавшей образную музыкальную стихию для психологической характеристики

героев {В этом смысле характерна "Музыкальная жизнь Иосифа Берглингера"

Ваккенродера в его книге "Об искусстве и художниках. Размышления отшельника,

любителя изящного", изд. Л. Тика, М., 1826 (в русском переводе С. П.

Шевырева, Н. А. Мельгунова, В. П. Титова). Вариации той же биографической

схемы имеются у Гофмана. См. примечания М. П. Алексеева к "Моцарту и

Сальери" в изд.: Пушкин. Полное собрание сочинений, АН СССР, т. VIL M.,

1935, стр. 539 и следующие.}. Усвоению этих традиций способствовало личное

пребывание писателя в 30-е годы в Германии, а также общение с русскими

шеллингианцами, пропагандировавшими в России немецкую романтическую

литературу - и прежде всего с известным меломаном и философом В. Ф.

Одоевским.

Неоднократно отмечалось, что "Дворянское гнездо" музыкально, как ни

одно из произведений Тургенева {А. И. Белецкий. В мастерской художника

слова. - В кн.: Вопросы психологии и теории творчества, вып. VIII, Харьков,

1923, стр. 245-246.}. В нем много говорится о музыке, и действующие лица

часто предстают перед читателем в момент музицирования - игры на фортепьяно,

пения. Отношением к музыке характеризуются многие персонажи - Лиза, Варвара

Павловна, Паншин и другие. Высокой музыкальностью отличается самый язык

романа, звукопись - важнейший элемент пейзажной лирики в "Дворянском

гнезде". Во всей этой многообразной музыкальной стихии композиционно

выделяется лирическая мелодия Лемма. Музыкальные композиции Лемма оттеняют

моменты высокого душевного напряжения героев, языком музыки Лемма

рассказывает Тургенев о любви Лаврецкого к Лизе. Эпизод вдохновенного

творческого взлета Лемма является кульминацией темы счастья в романе - темы,

вокруг которой организована вся идейная проблематика произведения.

Антиподом истинного артиста-неудачника является в романе образ

дилетанта Паншина. Основная функция этого персонажа в романе - типизация тех

кругов чиновного дворянства, которые наиболее далеки от народной жизни.

Сущность Паншина - его суетность, карьеризм, бездушие, эгоизм, его