Смекни!
smekni.com

Дворянское гнездо 2 (стр. 60 из 65)

противоположный славянофильскому. Он предупреждает: "Я буду выбирать только

те личности, которые еще борются с жизнью и чего-нибудь от нее требуют.

Женщины, уже помирившиеся с известною долею, не войдут в мой обзор потому,

что они, собственно говоря, уже перестали жить" {P Сл, 1861, Э 12, отд. II,

стр. 9.}. Говоря об огромной нравственной силе тургеневских героинь,

поставленных в трагические отношения к действительности, к жестокому миру

господствующей морали, Писарев отмечает движение, которое совершает Тургенев

от умозрительной и мало связанной с задачами времени постановки этических

проблем к жизненно-конкретной и граждански значимой. Намекая на

"невозможность договориться до последнего слова" по цензурным соображениям,

Писарев пишет: "Лиза ближе Веры стоит к условиям нашей жизни; она вполне

правдоподобна; размеры ее личности совершенно обыкновенные; идеи и формы,

сдавливающие ее жизнь, знакомы как нельзя лучше каждому из наших читателей

по собственному горькому оиыту. Словом, задача, решенная Тургеневым в

абстракте в повести "Фауст", решается им в "Дворянском гнезде" в приложении

к нашей жизни" {P Сл, 1861, Э 12, отд. II, стр. 44.}.

Характерно, что новый общественный смысл, который приобрели в

"Дворянском гнезде" издавна волновавшие Тургенева проблемы счастья, долга,

смирения, был замечен не только в демократическом лагере. В статье "Нечто о

литературных мошках и букашках (по поводу героев г. Тургенева)"

представитель идеалистической критики М. Де-Пуле писал: "При внимательном

чтении "Дворянского гнезда.", это произведение представляет весьма заметный

перелом в авторской деятельности г. Тургенева. Лаврецкий смиряется перед

народностью, т. е. простонародностью, следовательно, низводится с

литературной высоты, на которой стоял и (что делать, сознаемся в своей

слабости!) должен стоять тот тип, которого он является представителем"

{"Время", 1861, Э 2, стр. 126.}.

Заметной идейной перестройкой Тургенева после появления в свет повести

"Ася" и критических статей, направленных в его адрес, и объясняется та

поощрительная позиция, с которой было встречено "Дворянское гнездо"

революционно-демократической критикой, не нашедшей в новом произведении

автора полного единомыслия, но горячо приветствовавшей критический пафос и

демократические тенденции романа.

Неоднократные отклики Добролюбова на появление "Дворянского гнезда"

содержат признание его высоких художественных достоинств. Наиболее подробно

критик анализирует роман в статье "Когда же придет настоящий день?",

написанной в связи с появлением романа "Накануне", но в большой мере

относящейся и к "Дворянскому гнезду" {С, 1860, т. LXXX, Э III, отд. 3, стр.

31-72.}.

Добролюбов подчеркивает, что главной задачей литературной критики он

считает разъяснение тех явлений действительности, которые вызвали к жизни

известное художественное произведение. По отношению к творчеству Тургенева

эта задача имеет особенный смысл, так как Тургенева "по справедливости можно

назвать живописателем и певцом той морали и философии, которая

господствовала в нашем образованном обществе в последнее двадцатилетие. Он

быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное

сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли

обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно

начинавший волновать общество" {Добролюбов, т. II, стр. 208.}.

Далее Добролюбов определяет просветительское значение произведений

Тургенева, предшествовавших "Дворянскому гнезду". Героями Тургенева были

"вносители новых идей в известный круг, просветители, пропагандисты, хоть

для одной женской души, да пропагандисты" - и дело их, по мнению критика, в

свое время было очень полезно и благотворно. Но после осознания известных

идей и стремлений в истории общества наступил период их осуществления, когда

"за размышлениями и разговорами должно следовать дело". По заключению

Добролюбова, сознание этой перемены и выразилось в "Дворянском гнезде".

Тургенев "умел поставить Лаврецкого так, что над ним неловко иронизировать,

хотя он и принадлежит к тому же роду бездельных типов, на которые мы смотрим

с усмешкой. Драматизм его положения заключается уже не в борьбе с

собственным бессилием, а в столкновении с такими понятиями и нравами, с

которыми борьба действительно должна устрашить даже энергического и смелого

человека <...> самое положение Лаврецкого, самая коллизия, избранная г.

Тургеневым и столь знакомая русской жизни, должны [служить сильною

пропагандою и] наводить каждого читателя на ряд мыслей о значении целого

огромного отдела понятий, заправляющих нашей жизнью" {Там же, стр.

211-212.}.

Раскрывая свою мысль, Добролюбов пересказывает последний разговор

Лаврецкого с Лизой о счастье, - разговор, в котором последнее слово остается

за Лизой: "...счастье зависит не от нас, а от бога". В пассивности, с

которой Лаврецкий принимает эту чуждую всему его существу философию, и в

самом трагическом завершении темы счастья в романе Добролюбов и видит силу

критической позиции писателя.

О нравственной силе воздействия романа Тургенева высказал свои

впечатления "в том виде, как они сложились тотчас после прочтения

"Дворянского гнезда"", M. E. Салтыков-Щедрин в своем письме к П. В.

Анненкову от 3 февраля 1859 г. "Я давно не был так потрясен", - признается

автор письма, глубоко взволнованный "светлой поэзией, разлитой в каждом

звуке этого романа". Обобщая свою мысль, критик пишет: "Да и что можно

сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их

легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как

нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и

любишь автора? Но ведь это будут только общие места, а это, именно это

впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха

образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом..."

{Салтыков-Щедрин, т. XVIII, стр. 144.}.

-----

Идеи и образы "Дворянского гнезда" нашли отклик в ряде позднейших

произведений русской литературы.

Уже в 1859 г. в романе Л. Н. Толстого "Семейное счастье" запечатлелись

некоторые следы влияния Тургенева - ив тональности лирических описаний

природы, и в образах действующих лиц (Сергей Михайлович), и в отдельных

мотивах, сходных с "Дворянским гнездом" (сожаление об уходящей молодости,

надежды на счастье молодого поколения). Особенно заметны тургеневские

настроения в последней главе романа Толстою, где рассказывается о

возвращении героини в старый покровский дом, наполненный "девичьими мечтами"

{См. об этом: Б. Эйхенбаум. Лев Толстой, кн. I. Изд. "Прибой", Л., 1928,

стр. 361-362.}. В 1861 г. появилась повесть Помяловского "Молотов",

продолжавшая многие темы и мотивы "Дворянского гнезда", самое содержание

которой - рассказ о "мещанском счастье", бескрылом стяжательском

существовании, обусловленном нормами буржуазной морали, - было преемственно

связано с этической концепцией "Дворянского гнезда". В "Молотове", как и в

"Дворянском гнезде", повествованию предшествует предыстория героев -

родословная Дороговых. Героиня повести Надя Дорогова зачитывается романами

Тургенева, ее любви сопутствуют тургеневский "Фауст", размышления о счастье

и долге, и самое крушение надежд на полное, истинное счастье объясняется,

как и в "Дворянском гнезде", несовершенством общественного устройства - уже

в иной, не дворянской, а чиновничьей среде.

Популярности "Дворянского гнезда" в значительной мере способствовало

то, что в 1866 г. А. Д. Галахов включил отрывки из романа в "Полную русскую

хрестоматию" (Образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших

отечественных писателей, ч, II, раздел VI). В конце 70-х годов Н. С. Лесков,

описывая Орел, дважды обращался мыслями к героям "Дворянского гнезда"

("Несмертельный Голован", "Мелочи архиерейской жизни") {См. Н. С. Лесков.

Собрание сочинений, т. VI. М., 1957, стр. 355-356 и 486.}.

Своеобразное развитие проблематика тургеневского "Дворянскою гнезда"

получила в "Пошехонской старине" M. E. Салтыкова-Щедрина (1887-1889).

"...Герои Тургенева не кончают своего дела", - писал о "Дворянском гнезде"

Салтыков-Щедрин в уже цитированном письме к Анненкову.

По-своему довел до конца рассказ об обитателях "дворянских гнезд" сам

Щедрин, показав на примере пошехонских дворян из рода Затрапезных, до какой

степени умственного оскудения, нравственного уродства и бесчеловечности

доходило поместное дворянство в своих массовых, а не лучших, как у

Тургенева, образцах. Преемственность от романа Тургенева подчеркивается у

Щедрина и названием отдельных глав (произведение открывается главой

"Гнездо"), и избранными аспектами повествования (происхождение героя,

система его воспитания, нравственное воздействие природы и общения с

народом, религия, эмоциональная сфера - любовь и брак). При этом автор

постоянно избирает полемическое по отношению к Тургеневу освещение темы,

отрицательное ее толкование: в воспитании детей Затрапезных подчеркивается

отсутствие всяческой системы, в пейзаже родовых гнезд - отсутствие

какой-либо поэтической прелести, как и в самом образе жизни их обитателей -

отсутствие общения с природой. Параллельный эпизод рыбной ловли описывается

как чисто коммерческое предприятие. Бесконечно менявшиеся няньки, забитые и