Смекни!
smekni.com

Мир юного лирического героя в ранней лирике Марины Цветаевой (стр. 2 из 4)

Для мира юных актуальна и тема любви, которая также показана неоднозначно в ряде стихотворений. Она может быть представлена как идеальное, чистое, самоотверженное чувство:

Мы оба любили, как дети,

Дразня, испытуя, играя

_____________________________________________________________

¹Анна Саакянц «Жизнь и творчество Марины Цветаевой» М. 1999 с 11-78

Люблю тебя, призрачно-давний.

Тебя одного – и на век!

«На прощанье»¹

О, лишь люби, люби его нежнее!

Будь той ему, кем я быть не сумела:

Люби без мер и до конца люби!

«Следующей»²

Либо другим, но не менее сильным чувством:

Обожания нить нас сильнее связала,

Чем влюбленность – других.

Таким образом, проанализировав стихотворения, в которых наиболее ярко представлен мир юношества и детства, мы можем выявить основные мотивы присущие ему, а именно мотив максимализма, воинственности, любви, волшебства и вечера. Также нам удалось выявить характерные особенности юного героя: противопоставление всего в мире и отрицание всего, что не свойственно ему, посредством которого герой, как правило, акцентирует внимание на волнующих его вещах.

Мы выявили и то, как герой оценивает свое положение в этом мире, и вместе с тем оценку всего, что его окружает.

____________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 58

²Там же с 59

2 глава «Мы знаем, мы многое знаем того, что не знают они!» или мир юных и взрослых в ранней лирике Марины Цветаевой.

В предыдущей главе мы выявили основные мотивы присущие миру юношества. И теперь на базе данных результатов попытаемся проанализировать ранние стихотворения Марины Цветаевой с точки зрения сопоставления мира юных и мира взрослых. Целью данного сопоставления будет являться выявление общих и различных мотивов и особенностей, а также то, также нам интересен взгляд лирического героя на представителей мира взрослых.

В данной главе нами будут рассмотрены стихотворения «В зале», «Rouge et bleue», «Безнадежно взрослый Вы? О, нет!», «Разные дети», «Скучные игры», «Подрастающей», «В пятнадцать лет», а также стихотворения из предыдущей главы.

В рамках данной главы можно выделить три группы стихотворений: в первой показан мир юных в чистом сопоставлении и противопоставлении с миром взрослых («В зале»), во второй юный герой показывает свое «отражение» в мире взрослых («Безнадежно взрослый Вы? О, нет!», «Разные дети», «Скучные игры»), в третьей группе юный герой представлен в «переходном» качестве, т.е. своем взрослении («В пятнадцать лет», «Подрастающей», «Rouge et bleue»).

Обратимся к первой выделенной нами группе. В стихотворении «В зале»¹ мы можем четко увидеть выделенные в первой главе характерные особенности юного героя: противопоставление себя со всем миром, а здесь в первую очередь со взрослыми. Как отмечалось ранее, в данном стихотворении мы видим, что герой отдает главенствующее место детям:

Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.

__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 13

Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,

Также виден и мотив воинственности, который показан в совокупности с мотивом вечера и таинственности. Герой опять не просто противопоставляет себя взрослым, а как бы вступает с ними в борьбу, в которой в соответствии с местом, отведенным детям, он одерживает победу:

Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и крадется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица,—
Опять победители мы!

В данных строках интересна еще и особенная черта юного героя – не смотря на всю свою отвагу и стремление к победе, он тоже испытывает присущее ему чувство страха перед чем-либо ему неизвестным. В следующих строках можно увидеть уже непосредственно оценку взрослых юным героем. Причем она проявляется как прямо, так и косвенно, т.е. через описание самих себя. Таким образом, мы вновь видим отмеченное выше противопоставление.

Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть
Мы старших за то презираем, Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!

То есть из данных строк мы можем заключить, что взрослые, по-мнению лирического героя, не могут или не хотят увидеть все, что есть в этом мире. Данную мысль можно интерпретировать следующим образом: в отличие от детей, взрослые считают, что знают пускай не все, но многое в этом мире, поэтому их взгляд уже не привлекают мелочи, которые в своей совокупности составляют достаточно важную часть всего вокруг. Для детей же любая мелочь интересна тем, что она способна наделить новыми чертами обыденные вещи. Кроме того, в стихотворении мы можем встретить интересную интерпретацию противопоставления посредством оппозиции «светлое - темное». Интересно она тем, что в представление мира взрослых как темного можно сопоставить с темным временем суток – вечером, который так интересен детям.

В другом стихотворении «Безнадежно взрослый Вы? О, нет!»¹ мы можем увидеть изображение взрослого и юного миров несколько иначе, чем в предыдущем. Здесь юный мир показан со всех своих характерных сторон, которые, так или иначе, проявляются во взрослом.

Безнадежно-взрослый Вы? О, нет!Вы дитя и Вам нужны игрушки,Потому я и боюсь ловушки,Потому и сдержан мой привет.Безнадежно-взрослый Вы? О, нет!__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 101

Вы дитя, а дети так жестоки:С бедной куклы рвут, шутя, парик,Вечно лгут и дразнят каждый миг,В детях рай, но в детях все пороки, -Потому надменны эти строки. Кто из них доволен дележом?Кто из них не плачет после елки?Их слова неумолимо-колки,В них огонь, зажженный мятежом.Кто из них доволен дележом? В следующих строках можно увидеть отражение указанной выше оппозиции «светлое - темное», которое представлено несколько иначе: здесь нет явного указание на «темность» мира взрослых, но указывается «тайность», которую мы уже указывали как особенность вечера и всего темного: Есть, о да, иные дети - тайны,Темный мир глядит из темных глаз.Но они отшельники меж нас,Их шаги по улицам случайны.Вы - дитя. Но все ли дети - тайны?!

Обращает на себя внимание и характеристика «тайных» детей, а именно то, какую оценку они получают от лирического героя, который в свою очередь принадлежит к тем, что изображены в первой части стихотворения.

Такое же разностороннее описание мира детей мы можем найти и в стихотворении «Разные дети»¹.

__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 88

Есть тихие дети. Дремать на плечеУ ласковой мамы им сладко и днем.Их слабые ручки не рвутся к свече, -Они не играют с огнем. Есть дети - как искры: им пламя сродни.Напрасно их учат: "Ведь жжется, не тронь!"Они своенравны (ведь искры они!)И смело хватают огонь. Есть странные дети: в них дерзость и страх.Крестом потихоньку себя осеня,Подходят, не смеют, бледнеют в слезахИ плача бегут от огня… Есть странные дети: от страхов своихОни погибают в туманные дни.Им нету спасенья. Подумай о нихИ слишком меня не вини!

Здесь герой также по-разному характеризует представителей мира юношества, оценивая каждого из них. Из последних строк можно предположить к какому типу детей относил себя герой.

В стихотворении «Скучные игры»¹ герой через мотив игры, который также свойственен миру юношества, показывает свои оценку и отношение к взрослым:

Глупую куклу со стула

Я подняла и одела

__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 113

Куклу я на пол швырнула:

В маму играть – надоело!

Не поднимаясь со стула

Долго я в книгу глядела

Книгу я на пол швырнула:

В папу играть - надоело!

Здесь нашему вниманию вновь предстает оценка взрослых, как скучных людей, которые живут обыденно, в их мире все как нельзя спокойно. Такое спокойствие оказывается же невыносимым для юного героя. Также интересно и то, что дети играют не во что иное, как во взрослых, тем самым мы видим, что они как бы готовятся к взрослой жизни.

Теперь нам следует рассмотреть третью группу стихотворений, выделенных нами в начале главы. На примере стихотворения «В пятнадцать лет»¹ мы можем увидеть еще одну особенность присущую детям – взросление.

Звенят-поют, забвению мешая,В моей душе слова: "пятнадцать лет".О, для чего я выросла большая?Спасенья нет! В данном стихотворении юный герой рассуждает о взрослой жизни, к которой он, так или иначе, уже причастен. Для того, кому детство казалось волшебством, взрослая жизнь расценивается как безвольная жизнь, где нет места мечтам, шалостям.Еще вчера в зеленые березкиЯ убегала, вольная, с утра.__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 144