Смекни!
smekni.com

Мир юного лирического героя в ранней лирике Марины Цветаевой (стр. 1 из 4)

Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра журналистики и русской литературы XX века.

Курсовая работа

Мир юного лирического героя в ранней лирике Марины Цветаевой

Выполнила: студентка группы Л-083(2)

Мясникова Н. А.

Проверила: ассистент Синегубова К. В.

Оценка: _____________________

Кемерово 2009

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1 Глава «Я жажду сразу - всех дорог!» или мир юношества и детства в лирике М. Цветаевой………………………………………………………….4

2 глава «Мы знаем, мы многое знаем того, что не знают они!» или мир юных и взрослых в ранней лирике Марины Цветаевой…………………………...11

3 Глава. «Ах, без мамы ни в чем нету смысла» или мир юношества и мир семьи в лирике М. Цветаевой………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………….29

Библиография ………………………………………………………………....30

Введение

Рассматриваемое нами творчество Марины Цветаевой в большей степени отличается от зрелых работ поэтессы. В своих двух первых книгах «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) поэтесса предстает перед нами в самом начале своего творческого пути, и именно этот период становится фундаментом дл последующего художественного развития.

Творчество Марины Цветаевой достаточно изучено. Жизни и творчеству М. Цветаевой всех периодов ( как раннего, так и зрелого) посвящена монография Анны Саакянц «Жизнь и творчество Марины Цветаевой» (1999). В ней автор достаточно подробно анализирует не только творчество, но и приводит важные сведения из жизни поэтессы : в работу включены письма Цветаевой и ее близких, личные записи поэтессы. Раннему периоду творчества посвящена работа Олега Клинга «Поэтический стиль Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание» (1992). В ней автор рассматривает творчество Цветаевой в сопоставлении с творчеством В.Брюсова, выявляя в них сходство и общие мотивы вечера и волшебства.

Другим периодам творчества и отдельным жанрам посвящены работы Л. Поляковской, И. Кудровой, А. Локмановой, Г.Т. Петкова и др. Но в своей работе я буду опираться на работы, посвященные периоду с 1906 по 1913 г. Основными из таких работ будут отмеченная мной монография А. Саакянц и статья О. Клинга.

Цель данной работы – рассмотреть как представлен юный лирический герой в ранней лирике Цветаевой и его взаимодействие с различными сферами его жизни. Следовательно, в качестве задачи будет поставлен анализ отдельных стихотворений из ранних книг за период 1906-1913 г., в ходе которого будут выявлены особенности, присущие юному герою, а также сопоставление миров, выделяемых в стихотворениях, отношение героя к окружающему его миру и оценка себя в нем.

1 Глава «Я жажду сразу - всех дорог!» или мир юношества и детства в лирике М. Цветаевой.

Выбранный нами период с 1906 по 1913 года показывает нам юную Марину Цветаеву в самой «завязи» ее поэтического творчества. В этот период проявилась важная особенность поэтессы – противопоставление всего в этом мире и себя в частности. Именно в рамках этой особенности мы будем выделять главные мотивы свойственные именно для детского и юношеского мира: максимализм (свойство личности, склонность воспринимать окружающий мир в крайностях, без средних тонов), воинственность и волшебство. Но кроме этого нас интересует и то, как видит юный герой себя в этом мире, какое место он занимает.

В рамках данной главы нами будут рассмотрены стихотворения «Дикая воля», «Молитва», «Письмо на розовой бумаге», «Утомления», «В зале», «Мирок», «Напрощание», «Следующей», «Еще молитва».

Так в стихотворении «Дикая воля»¹ с самых первых строк перед нами предстает сочетание двух мотивов – воинственности и максимализма юного героя:

Я люблю такие игры,

Где надменны все и злы.

Чтоб врагами были тигры

И орлы!

…чтобы все враги – герои!

Мы видим, что герой противопоставляет здесь самого себя и представляет, таким образом, оппозицию «свой - чужой». Обращает на себя внимание и оценка противника, которая тоже показана с точки зрения максимального проявления силы: враги – тигры, орлы, герои. Но герой противопоставляет

_____________________________________________________________________________¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 136

себя и стихии, и таинственному времени суток, что тоже подчеркивает оценку собственного потенциала героя:

Чтобы ночь со мной боролась,

Ночь сама!

…Чтобы рвал меня на части

Ураган!

Герой не однократно показывает свое отношение к войне, бою как к игре и вместе с тем свою уверенность, превосходство над противником:

Я несусь, - за мною пасти,

Я смеюсь, - в руках аркан…

Кроме военных образов можно увидеть и то, как видит себя в этом мире герой и какое место он себе в нем отводит:

Чтобы в мире было двое:

Я и мир!

Герой выделяет две части всего окружающего: он и остальной мир, причем место, которое он себе в данном случае отводит, является центральным.

Военные образы проявляются и в стихотворении «Молитва»¹:

Люблю и крест, и шелк, и каски…

…Идти под песни на разбой…

И амазонкой мчаться в бой;

________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 32

Но в нем большего внимания заслуживает максимализм юного героя:

…Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу с душой цыгана…

За всех страдать под звук органа.

Такое желание «всего и сразу» создает эффект всеобъемлющего чувства. Но подобное проявление выделенного нами мотива не единственное – он отражается и в том, как герой изображает свою жизнь:

Вся жизнь как книга для меня!

Чтоб был легендой - день вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день.

Моя душа мгновений след…

Здесь мы видим, что жизнь для героя является нераскрытой книгой, иными словами каждый прожитый день он перелистывает как страницу, узнает что-то новое, а значит все, что происходит в ней значимо. Следовательно, любой миг в жизни героя должен быть прожит не зря. Он преображает в легенду не только вчерашний день, но и сегодняшний; и не только день, но и событие, и человека, а значит и самого себя.

Другой характерной чертой героя, которая является следствием его противопоставления себя миру, является отрицание. Но эта черта выражена неоднозначно. Так, например в строках:

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня!

И дай мне смерть – в семнадцать лет!

не нужно судить о том, что герой готов уйти из этой жизни, напротив он проявляет скрытое желание жить.

Существуют мотивы, которые можно выделить в границах мира юношества и детства: волшебство и любовь. Причем данные мотивы могут сочетаться с мотивом воинственным, как например это показано в стихотворении «Письмо на розовой бумаге»¹:

Печальный юноша-герой

Сжигает позднею порой

Письмо на розовой бумаге

И я, как рыцарь (без пера,

Увы, без шлема и без шпаги!),

Письмо на розовой бумаге

На канделябре сжег вчера.

Мотив волшебства и вечера в лирике Цветаевой выявил Олег Клинг в своей статье «Поэтический стиль Марины Цветаевой и приемы символизма»². Он представляется как непосредственно в изображении героя в роли волшебника, так и в завуалированной форме. Последнее можно увидеть в последних строках «Молитвы»:

Ты дал мне детство – лучше сказки.

__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 131

² Олег Клинг«Поэтический стиль Марины Цветаевой и приемы символизма» // Вопросы литературы №3 1992 с 74-93

Где посредством изображения одной из форм проявления волшебства (сказки) мы видим оценку детства самим героем.

В строках «Утомления»¹:

В зале страшно: там ведьмы и черти

Появляются все вечера

Вечер предстает как мистическое время суток, но тем оно и интереснее детям. В стихотворении «В зале»² дети и вечер предстают иначе:

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари…

Герой вновь показывает главенствующее место, которое отводится представителям детского мира. В стихотворении «Мирок»³ дети описываются также за счет выделенных мотивов:

Дети – это вечер, вечер на диване,

Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,

Мерный голос сказки о царе Салтане,

О русалках-сестрах сказочных морей.

Но встречается и противоречие в этой теме у поэтессы. В стихотворении «Еще молитва»4 любовь, которую изначально желает героиня, является более реальной:

Дай не тень мне обнять, наконец!

_______________________________________________________________

¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 47

², ³Там же с 13

4 Там же с 97

Однако в этом же стихотворении проявляется мотив тени, который также свойственен Цветаевой, что отмечают А. Саакянц и О. Клинг.

Мне не надо блаженства ценной унижений.

Мне не надо любви! Я грущу – не о ней.

Дай мне душу, Спаситель, отдать – только тени

В тихом царстве любимых теней.

В этих строках мы видим, что ранее желаемая героиней любовь оказалась жестока и не столь идеальна, нежели мир теней, который, судя по данному противопоставлению, оказался нежнее, и потому любим ей.

Таким образом, можно увидеть, что вечер является самым загадочным временем, когда возможно все то, что невозможно днем; временем, когда обычные вещи приобретают необычные для них значения и образы. А волшебство в свою очередь представляется как одна из самых важных и неотъемлемых частей мира детей. В своей монографии «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»¹ Анна Саакянц приводит слова о волшебстве самой поэтессы: « Есть поэты волшебники в каждой строчке. Их души – зеркала, собирающие все лунные лучи волшебства и отражающие только их. Не ищите в них ни пути, ни этапов, ни цели. Их муза с колыбели до гроба – муза и волшебница… Много ликов у волшебства. Всех времен оно, всех возрастов и стран…»