Автор: Толстой Л.Н.
Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - результат непрерывного и напряженного шестилетнего труда. Толстой начал писать его в 1863 году и закончил в 1869. Писатель изучал работы историков, мемуары, письма, много беседовал с современниками событий 1812 года, ездил на Бородинское поле. Появление романа «Война и мир» сделало Толстого величайшим русским и мировым писателем. Роман даже был переведен на европейские языки. Так весь мир узнал Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташу Ростову и других героев романа.
Наверно, каждому человеку, прочитавшему роман, особенно полюбился какой-нибудь герой. Мне больше всего понравился Пьер Безухов.
Вот так описывает Л.Н. Толстой Пьера, когда тот пришел на вечер к анне Павловне Шере: «Толстый молодой человек с стрижено. Головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и коричневом фраке».
Пьер Безухов – это «незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова. …Он нигде не служил ещё, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе».
В салоне Шерер Безухов защищал перед ярыми монархистами идеи французской революции, восхищался Наполеоном. Князю Андрею Болконскому Пьер говорил, что пошел бы на войну, если бы эта была война за свободу. «…Он всею душою желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона», - говорит Толстой об устремлениях молодого Пьера. Но, не найдя еще истинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, свои недюжинные силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина.
Некоторое время спустя, умирает отец Пьера – граф Безухов. Пьер, «сделавшись неожиданно богачом», почувствовал, что все окружающие его люди любят его, «он не мог не верить» в их искренность. «Все время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия – в обществе старой толстой княгини, его жены, и красавицы Элен.
Пьера сватали за Элен. На ее именинах «Пьер почувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое-нибудь занятие. Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал. Только изредка, неожиданно, мелькали в него душе отрывочные мысли и впечатления из действительности».
«Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых».
Пьер любил Элен, но эта женитьба принесла ему несчастье.
Пьер получает анонимное письмо, «в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него». Пьер не поверил письму, «но ему страшно было теперь смотреть на Долохова». И теперь этот неразрешимый вопрос о виновности жены мучил его. Пьер возненавидел Элен и Долохова. Третьего марта на приеме в английском клубе Пьер вызвал Долохова на дуэль. Дуэль назначили на следующий день. Секундантом Пьера был Несвицкий, а Долохова – Николай Ростов. Дуэль была в Сокольницком лесу. В ее результате Долохов был ранен в левый бок. «Пьер с краткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него». Долохов тоже выстрелил, но промахнулся. «Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес». Долохова увезли. После этого Пьер старался не видеться с женой с глазу на глаз. Пьер постигает весь ужас того, что связал свою жизнь с низкой женщиной. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева.
Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи «равенства, братства и любви, мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире», - вот что прежде привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему.
Пьер хочет действовать и прежде всего решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему удалось выполнить долг перед «жертвами», Пьер чувствует себя счастливым: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь… жить для других, только теперь я понял се счастье жизни». Это важный вывод, который поможет Пьеру найти истинный путь в его дальнейших исканиях.
Разочарование в масонстве неизбежно должно было наступить. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями» по ордену. Многие из них вступали в масонские ложи только ради сближения с влиятельными людьми.
Карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникли и в среду «вольных каменщиков», как называли себя масоны. Не удивительно, что попытки Безухова привлечь «братьев» к более активному вмешательству в жизнь, к бескорыстной помощи страдающему человеческому привели к разрыву с масонами.
Жизнь Пьера озарила любовь к Наташе Ростовой. Толстой показывает пробуждение этого чувства, сначала незаметного для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывавшего всего его нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой – эти чувства возвышали Пьера над окружающими, казались ему самому чистыми и величественно прекрасными.
Связанный узами брака с ненавистной Элен, Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В жизни его наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье, в общественных идеалах.
После разрыва с масонами Пьер приехал домой. На него нашла тоска, и он три дня никуда не выезжал и никого не принимал. В это время ему пришло письмо от жены, «которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь». Потом покой Пьера нарушил один из братьев-масонов, который сказал Пьеру, что «строгость его к жене несправедлива». Затем теща начала умолять Пьера, чтобы он вернулся к жене. Безухов находился под влиянием тоски и «не был в силах ничего предпринять», поэтому вернулся к жене.
В свете Элен заняла одно из самых видных мест. Все считали ее очень умной, она была красива и элегантна. А Пьер в глазах сета был смешным мужем знаменитой жены. «В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям». «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» - эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Он стремится распутать «запутанный, страшный узел жизни». Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года.
Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в Москве, и в плену. Он понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми русскими людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими», - такое желание овладело Пьером после Бородинского сражения.
Эпохой в жизни Пьера стал месяц, проведенной в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости, любить людей. Этому научил его и солдат Апшеронского полка Платон Каратаев, сближением с которым Пьер особенно дорожил. В плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».
Но именно потому, что Пьер это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла. А зло на каждом шагу бросается в глаза. «В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения; мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно – то губят», – вот краткая, но очень выразительная оценка российских порядков, которую дает Безухов.
В эпилоге романе Пьер женится на Наташе Ростовой. Мы видим его, напряженно думающего, стремящегося к защите добра и правды. Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества. Этот путь рисуется ему еще неясно, но мы знаем, что Пьер, по замыслу Толстого, должен был принять участие в восстании декабристов и поплатиться за это долгими годами сибирской каторги и ссылки.
Пьер приходит к выводу, что счастье для него – это слияние общественной деятельности и семейного благополучия.
Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Значит Пьер – честный человек. Он не хочет обманывать ни себя, ни окружающих. Я согласна с Толстым. Мне нравится целеустремленность Пьера.
Пьер говорил об Андрее Болконском: «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…» эти слова относятся к ним обоим и определяют путь великого правдоискателя. Один из важнейших признаков духовной красоты Безухова – поиски активного добра, стремление жить для людей. Поэтому образ Пьера мне нравится больше всех. И я согласна с Андреем Болконским, который говорил Пьеру: «Ты мне дорог особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света».