Автор: Стругацкие А.Н. и Б.Н.
Стругацкие — великие экспериментаторы. Они берут героя и бросают его в нестандартные обстоятельства. От планеты Венера до "Града обреченных". Или наоборот: берут супермена и помещают его в обычное общество. В средневековье или в социалистическую действительность с пропагандистскими вышками. Речь идет об "Обитаемом острове", где писатели пророчески объединили психотронный излучатель в одном здании с телевизионными и радиотрансляторами. Собственно, они подразумевали теле- и радиопередачи советского периода с их наглой и примитивной пропагандой. Но то, что происходит теперь, в десятки раз опаснее коммунистической жвачки.
Многочисленные приемы СМИ (средств массовой информации) только на первый взгляд безобидны. Их задача — отучить человека мыслить самостоятельно, превратить в обывателя. А потом скармливать ему примитивную литературу, примитивные кино- и видеофильмы, примитивные зрелища и примитивную политику. Не дай Бог, если обыватель попытается заглянуть ниже верхушки айсберга, под которой находится истинная суть вещей и действий! Впрочем, обыватель этого сделать и не попытается.
Например, огромное количество криминальной информации в СМИ закономерно для нашей страны. Демократия налагает на общество огромную ответственность, а наше общество к такой ответственности не готово. Дозволенность демократии, открытость, искренность превратились в руках бывших рабов во вседозволенность, в духовный эксгибиционизм, уродливый стриптиз. Под влиянием этой информации меняется лексика не только школьников или политических недоумков. Полууголовный сленг проникает в литературу, театр, кино, эстраду.
Знаменитая певица собирает толпу плебеев "малолеточкой, любительницей таблеточек". А ее трудно обвинить в отсутствии вкуса. Что уж говорить о певцах и певичках рангом пониже!
Другой знаменитый певец не упрощает свое искусство. Песни на стихи Бунина, Цветаевой дают отличные сборы. В его трактовке ("Девочка, съевшая ядовитый дурман") песня превращается в драматический мини-спектакль. Значит, можно и без пошлостей решать экономические задачи.
Не надо оправдывать эту мрачную картину тем, что страной якобы правят уголовные авторитеты. Они, конечно, влияние на экономику имеют значительное, но вовсе не такое, чтобы полностью изменить менталитет русского гражданина. Другое дело, что большинство государственных руководителей пользуются для удержания власти и обогащения уголовными методами.
Экспансия безмозглых американских боевиков, подражание худшим зарубежным образцам СМИ — отнюдь не главная причина стремительной деградации российской культуры. В конце концов, плебеи всегда интересовались дешевкой, а плебеев за рубежом ничуть не меньше. Просто они там живут гораздо богаче и больше средств могут тратить на милую их сердцу дешевку.
Самое неприятное заключается в том, что производители и распространители подобной массовой продукции вовсе не думают, что они стреляют из психотронных пушек. Они уверены, что готовят пикантное блюдо с приправами из псевдосенсаций и "клубнички" только для того, дабы продать его подороже.
Стругацкие описали похожее, хотя и утрированно похожее, общество за много лет до перестройки. Но главным в их исследованиях был поиск Человека. Не "людена", которому на человечество, собственно, наплевать ("Волны гасят ветер"), не супермена ("Трудно быть богом", "Обитаемый остров") и не полицейского ("Хищные вещи века"). Этого человека ищет вместе с писателями сам Иисус, обернувшийся для исследователей демиургом ("Отягощенные злом"). И единственным кандидатом на это звание оказывается Учитель, педагог высшего класса. Который говорит смущенно, что не ему врачевать человеческие язвы — он сам пациент.
В том, что дождь перемен ("Гадкие лебеди") рано или поздно растворит грязное здание современности и на обновленной почве появится человечное общество, Стругацкие верят истово. Но в роли сеятелей они видят не столько инопланетных терапевтов, сколько настоящих Учителей с планеты Земля.