Литературный институт имени А.М. Горького
Семинар прозы
Курсовая работа по русской литературе XVIII века
на тему:
Ранняя лирика Н.А.Некрасова и сборник “Мечты и звуки”
Москва
2010
Введение
Николай Алексеевич Некрасов – один из величайших поэтов-реалистов, чье наследие было актуально во второй половине 19 века, в эпоху революции, весь 20 век и не теряет своей актуальности до сих пор. Историческое значение творчества поэта неоспоримо: поэт революционной демократии, он наложил отпечаток на литературную жизнь, на развитие социально-политической мысли: «Реализм Некрасова формировался под непосредственным воздействием современной поэту реальной действительности и литературы, оказывая затем благотворное влияние на русскую поэзию…»[1].
Нельзя не упомянуть, что сборник стихотворений Некрасова, вышедший в 1856 году, приобрел значение манифеста хоть и не всей русской литературы того времени, но во всяком случае нового направления русской поэзии. «Поэт и гражданин», напечатанный курсивом в самом начале сборника задавал тон всем остальным стихотворениям. Некрасов явил собой новую ступень русской литературы: «Нам нужен был бы теперь поэт, который с красотою Пушкина и силою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова»[2], - скажет о нем Добролюбов.
Пожалуй, Некрасов в своем творческом становлении может быть сравним с Н.В.Гоголем. Он начал свой творческий путь со сборника «Мечты и звуки» подобно тому, как Гоголь начал свой путь поэмой «Ганс Кюхельгартен». Оба гения сначала не совсем удачно пришли в русскую литературу. Все знают, что встреча с Белинским сделала коренной перелом, как в мировоззрении, так и в творчестве поэта. Раннего Некрасова широкий круг читателей не знает, а если и знает, то только понаслышке, потому что во всех сборниках его «Мечты и звуки» идут в конце – сам Некрасов предпочитал их вообще не включать в сборники.
Но каков был ранний Некрасов? О чем были его стихотворения? Какие веяния он испытал на своем творчестве? Это немаловажно знать, потому что личность поэта была формировалась уже тогда…Поэтому данная работа посвящена анализу первого некрасовского сборника стихотворений «Мечты и звуки».
Первый пункт будет посвящен непосредственно сборнику «Мечты и звуки» и темам, которые раскрыты в нем. Поразителен тот факт, что Некрасов, увлекавшийся подражанию Пушкину, Лермонтову и другим поэтам, уже высказывает свою собственную позицию, затрагивает важные аспекты жизни и религии. Отдельным подпунктом будут анализироваться стихотворения, содержащие античные мотивы. Также подробно будет рассматриваться, кто из поэтов влиял на творчество молодого Некрасова и кому он подражал. Важен подпункт, где будут проводиться параллели с поздними стихами Некрасова, ведь только так можно определить, как сильно вырос поэт в творческом плане по сравнению с первым сборником.
Во втором пункте будет рассмотрено критики сборника, особое место будет уделено рецензии Белинского, несколько слов скажется о том, как относились к сборнику в советский период.
Из-за обилия целей, поставленных в курсовой работе, пришлось значительно расширить круг используемой литературы. В частности были прочитаны рецензии Белинского, Межевича и Менцова, чтобы иметь полное представление о том, кто из критиков и поэтов встал на защиту первого сборника Некрасова, а кто вынес ему безжалостный вердикт. Были прочитаны главы из воспоминаний Николая Скатова о Некрасове, в которых очень красочно описаны впечатления самого Некрасова по поводу выхода своего первого сборника. Статьи Шимкевича, Чуковского, Якубовича, Осьмакова и Кулешовой помогли справиться с анализом стихотворений сборника «Мечты и звуки», а также помогли выяснить, кому из поэтов подражал Некрасов. Учебник Ю.И. Минералова дал исчерпывающее представление о рецензии Белинского на «Мечты и звуки». Чтобы проводить параллели между стихами Некрасова и стихами других поэтов были прочитаны сборники стихотворений Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Батюшкова и Бенедиктова.
1. Сборник «Мечты и звуки»
Первая книга Некрасова включала в себя 40 стихотворений. Если говорить о внешней форме, то одна половина была написана ямбом, другая – амфибрахием дактилем и хореем[3]. Излюбленная трехсложная форма встречается в нескольких стихотворениях. В последующих подпунктах будут рассматриваться темы и особенности ранней лирики Некрасова, а также будут проведены параллели с поздним творчеством. Также будет уделено внимание тем стихотворениям, в которых отчетливо заметно подражание другим поэтам.
1.1 Античные мотивы в сборнике
Стихотворения, в которых присутствуют античные мотивы в сборнике «Мечты и звуки», стоят некоторым особняком и существенно отличаются от остальных своей образностью и стилистическими приемами, поэтому их рассмотрению следует отвести отдельный подпункт.
Например, «Колизей», открывающий сборник «Мечты и звуки» поражает своей образностью. Некрасов придает легендарному зданию человеческие черты. Повествование ведется от лица самого Колизея, что уже взывает к оригинальному творческому решению поэта:
Великим умом я задумано было…
Я грозной и прочной стояло стихией…
Когда-то великолепный, а теперь разрушенный Колизей утешает себя мыслью, что он много столетий стоит, хотя и погиб. Интересны сравнения старения здания сначала со стариком, потом с юношей:
Судьба к разрушенью мне путь указала:
Сперва как старик к нему тихо я шло,
Потом словно юноша быстро бежало…
И в конце концов Колизей сравнивает себя со «скелетом, безобразным уродом». Однако весьма нехитрое противопоставление языческого мира с христианством, естественно предпочтение отдается последнему:
Крест высится, веры святой торжество…
Чу! звон колокольный! Иди на средину
Развалин печальных, к предвечному в храм
И спой там не жалобный гимн на судьбину…
Некрасов снабдил это стихотворение всеми темами, которые его волнуют: античность, история, гимн христианству…
В стихотворении «Земляку» почему-то упоминается «Зевсов гром», хотя идея стихотворения вовсе не предполагает античных напевов. Разумеется, Некрасов сделал это исключительно ради образности:
И Зевсов гром, и гром тревог,
И стрелы зависти коварной,
И стрелы молньи лучезарной…
Наивное стихотворение «Поэзия», в котором поэт отождествляет поэзию с чудным даром, тоже изобилует античными мотивами:
С Аполлоном, гордым богом,
Наравне позволю стать.
Возложу венец лавровый…
В стихотворении «Два мгновения» поэт сравнивается с любимцем Аполлона: «Горит чело любимца Аполлона», стихотворение «Смуглянка» несет в себе метафору: «Вся ты – искры бурной Этны». В некоторых стихотворениях можно встретить какие-либо античные отголоски («бледную Диану» в «Дни благословенные»; «пир буйных Вакха» в «Безнадежности» или «под гнетом рока» в «Сердцу»), но на этом античность Некрасова исчерпывается.
Итак, античные темы не слишком часто встречаются в сборнике «Мечты и звуки». Увлечение творчеством К.Н.Батюшкова и В.Бенедиктова, которые часто использовали в своем творчестве античные мотивы, разумеется, не могло не найти отражения в стихотворениях Некрасова. Но о влиянии этих и других поэтов на молодого Некрасова будет сказано в отдельном подпункте.
1.2 Основные темы сборника
Как у всякого поэта у Некрасова были излюбленные темы, которые он затрагивал, чуть ли не в каждом стихотворении сборника «Мечты и звуки». В темы следующие:
1) стихотворения о предназначении поэта
2) стихотворения о любви
3) стихотворения о смерти
4) стихотворения о том, что человек находится под властью судьбы и рока
К первой теме можно отнести стихотворения «Поэзия», «Два мгновения», «Тот не поэт». Любовная тематика у стихотворений «Незабвенная», «Турчанка», «Смуглянке», «Признание», Красавице», «Обет». Тема смерти присуща стихотворениям: «Покойница», «Ангел смерти», «Смерти». К четвертой теме можно отнести такие стихотворения, как «Встреча душ», «Земляку», «Моя судьба», «Могила брата», «Человек», «Сомнение».
Отдельно можно выделить три баллады и три сонета, также стихотворения на античную тематику и такие как «Пир ведьмы», «Землетрясение», Разговор души и тела». Поэтому стоит отметить, как разносторонен Некрасов в первом сборнике.
Однако, цензура, так или иначе, прошлась по сборнику – об этом свидетельствуют точки и пробелы во многих стихотворениях (особенно пострадали стихотворения «Истинная мудрость», «Земляку», «Мысль»).
Якубович в своей статье «Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность» предполагает, что в стихотворении «Поэзия» последняя строка в первоначальном варианте могла читаться по всей вероятности: «Я поносителя венца»:
Возложу венец лавровый
На достойного жреца
Или в миг запру в оковы
Поносителя венца.
Так Некрасов вынужден быть угождать цензорам, потому что «…печатной своей нелепой формой он обязан мнительности цензора Фрейганга, которому всякий "венец" (хотя бы то был венец Нерона) казался чем-то неприкосновенным[4]», - делает вывод Якубович.
Мало того, цензура считала баллады «Рыцарь», «Ворон», «Водяной» страшными (подробнее они будут рассматриваться в следующем подпункте). Но если вместе с такими «страшными» балладами исключить некоторое количество детских, наивно-напыщенных стихотворений и те стихотворения, в которых Некрасов подражает, то другие стихотворения (которых все-таки половина сборника наберется) несут собственный некрасовский взгляд на жизнь, четкую позицию по отношению к добру и злу: эти стихотворения проникнуты «взглядом, который ни в каком случае нельзя назвать "полюсом, противоположным" позднейшей некрасовской поэзии[5]».