СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…...3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Историческая обстановка в Греции V века………………….…4
Жизненный и творческий путь Софокла…………………….…6
Жизненный и творческий путь Эврипида………………….…..8
Связь между исторической реальностью и художественным миром произведений Софокла…………..…..9
Связь между исторической реальностью и художественным миром произведений Эврипида………….…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………......13
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………...…...15
ВВЕДЕНИЕ
Греческая литература античного периода представляет для нас интерес не только благодаря высокому качеству созданных в это время художественных ценностей, но и благодаря глубокому влиянию их на всю европейскую литературу. Одними из ярчайших представителей древнегреческой драматургии являются Софокл и Эврипид. Трагедии этих великих писателей являются крупным источником знаний о древней Греции, из них мы получаем информацию о быте, менталитете и основных тенденциях в литературе того времени. Многие поэты классицизма, от Корнелия до Вольтера называли себя учениками Софокла, в Италии ему подражал Альфиери, в Германии - Лессинг, а Шиллер создал «Мессинскую невесту» по образцу «Царя Эдипа». Эврипида так же высоко ценили данные и многие другие поэты и было создано огромное количество произведений по мотивам его трагедий. Огромный интерес их творчество вызывает и среди ученых-литературоведов. Например, С.И.Радциг в своей работе «История древнегреческой литературы» рассматривает развитие древнегреческой литературы на протяжении почти полутора тысяч лет: её зарождение, расцвет в условиях рабовладельческого общества, постепенное угасание и, наконец, перерождение в новые формы. Глубокая жизненная правда произведений Гомера, Алкея, Эсхила, Софокла и других выходит за пределы ограниченного периода истории одного народа. «Греческая культура,- пишет проф. С.И. Радциг, - обогатила римскую и, слившись с ней, легла в основу всей европейской культуры»[1]. Неугасающий интерес к культуре античности и обуславливает актуальность данного исследования.
Итак, тема данной работы: античный мир в трагедиях Софокла и Эврипида.
Цель научно-исследовательской работы состоит в анализе античного мира в трагедиях Софокла и Эврипида.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. Изучить исторической обстановки того времени.
2. Ознакомиться с жизнью и творческим наследием Софокла и Эврипида.
3.Выявить связи между исторической реальностью и художественным миром данных произведений.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ГРЕЦИИ V ВЕКА
Греческое рабовладельческое общество, создавшееся в революциях VII — VI вв., переживает в V в период своего наивысшего расцвета — экономического, политического, художественного. Расцвет этот неразрывно связан с последовавшим за греко-персидскими войнами возвышением Афин и развитием афинской демократии.
Художественным, а впоследствии и философским центром Греции становятся Афины. В сфере литературы преобладание Афин настолько значительно, что V и IV вв. могут быть названы аттическим периодом греческой литературы.[2] Афинская демократия — классический пример общества, основанного на «совместной частной собственности активных граждан государства». Время наибольшего могущества афинской державы и вместе с тем завершения демократизации государственного строя Афин приходится на 50-30 гг. V в; это — так называемый «век Перикла». Позади этого времени лежит период греко-персидских войн, сопровождавшийся мощным народным подъемом для борьбы с иноземным нашествием, быстрый рост афинского государства и уничтожение остатков аристократических привилегий. Наступившая в конце «Периклова века» Пелопоннесская война вскрыла все противоречия рабовладельческого полиса[3], противоречия между рабами и рабовладельческой общиной, а внутри самой общины — противоречия между частной собственностью крупных рабовладельцев и «совместной частной собственностью активных граждан»; вся полисная система стала клониться к упадку.
Религиозные представления принимают у них все более и более отвлеченный характер. Божество теряет свою сверхъестественность, растворяется в природе и обществе. Тенденция к пантеизму[4] наблюдается во всех областях греческой мысли. И хотя аттические поэты V в. продолжают оперировать привычными мифами, олимпийские боги все более становятся лишь образами, воплощающими сущность и смысл естественного мира, закономерность которого воспринимается еще как божественный правопорядок.
Не менее характерным для идеологии рассматриваемого периода является оптимистический взгляд на культуру, вера в силу человека и человеческого разума. Эта вера поддерживается ростом материального благосостояния основной массы граждан и техническими успехами, достигнутыми в мореплавании, кораблестроении, металлургии, строительном деле, ремеслах. Человек начинает осознавать свое господство над природой.
«Много в природе дивных сил, но сильней человека нет»[5], поет хор в трагедии Софокла «Антигона». Проблема человека и его задач в обществе равных ему людей занимает одно из центральных мест в аттической литературе V в. Хозяйство, государство, нравственность, воспитание, все стороны общественной жизни становятся предметом практического обсуждения и теоретических размышлений. Этим было положено начало общественным наукам. Официальные идеологи афинской демократии эпохи расцвета усматривали в политическом строе своего города гармоническое совмещение требований государственной жизни с правом каждого человека на свободное развитие своих дарований. В речи над павшими афинскими воинами, вложенной историком Фукидидом в уста Перикла, прославление демократического строя Афин заканчивается такими словами: «Говоря коротко, я утверждаю, что все наше государство — центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности и, выполняя свое дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя самодовлеющего состояния»[6].
К концу V в. Афины сделались умственным центром, привлекавшим к себе философов со всех концов Греции; но еще до этого они стали важнейшим центром греческого искусства. В это время были воздвигнуты значительнейшие памятники греческой архитектуры, как, например Парфенон, Пропилеи, Эрехфион. Греки считали век Перикла периодом величайшего расцвета искусства. Все искусство этого времени имеет ярко выраженный монументальный характер. Демократические Афины вырабатывают художественный идеал, основанный на принципах меры и гармонии Фидий и его школа — виднейшие выразители этого идеала в сфере изобразительных искусств.
Одно из ведущих мест в умственном движении Афин V в. занимает поэзия, которая в дософистический период оставалась основным орудием литературной трактовки проблем, встававших перед общественной. Аттическая литература эпохи роста демократии обращена к народу, к коллективу афинских граждан, и разрабатывает вопросы, порожденные социальной и политической жизнью афинского полиса. Показ путей человеческого поведения в существенных вопросах полисной жизни — основная тема аттической литературы эпохи расцвета; близость к народу, глубокая насыщенность актуальной проблематикой, монументальность, человечность — основные ее черты.
Центральное место в литературе V в. зажимает драма, изображение конфликта, «действия». Драма V в. является, наряду с гомеровским эпосом, самым значительным вкладом греков в мировую литературу.
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОФОКЛА
Софокл, второй из знаменитых греческих драматургов родился в 496 г до н.э. в аттическом доме Колоне, который прославлен им в замечательной песне хора в последнем его произведении - «Эдип в Колонне». Он был сыном богатого владельца оружейной мастерской Софилла и принадлежал, по видимому, к знатному роду. Софокл получил хорошее образование и рано начал писать трагедии. Софокл принимал деятельное участие в общественной жизни. Он занимал в 443 г. должность председателя союзной казны, а в 441 г. в должности стратега участвовал вместе с Периклом в походе против Самоса. Избрание на эту должность свидетельствует о материальной обеспеченности Софокла. Однако военного таланта он не проявил. Его современник, трагический и лирический поэт Ион Хиосский, характеризует Софокла, как человека « черезвычайно живого, общительного и гениального поэта, но заурядного политика и стратега»[7].
В период Пелопонесской войны[8], в пору высшего расцвета демократии и обострения классовых противоречий, Софокл, по-видимому, примкнул к аристократической группировке и в 411 г. был избран в комиссию 10 пробулов ( Аристотель, риторика, III, 18, р.1419 а27), которым было поручено выработать план нового государственного устройства. Под конец жизни он занимал жреческую должность, связанную с культом Асклепия, а после смерти сам получил культ героя под именем Дексиона.
Софокл всю жизнь прожил в своем отечестве и пользовался общей любовью сограждан. Современники говорят об его изящной внешности и обаянии его личности, называют баловнем счастья. В театре он имел исключительный успех и одержал 18 побед на Великих Дионисиях и 6 на Ленях. Он умер осенью 406 г., как раз в то время, когда Афины напрягали свои последние силы в борьбе со спартанцами.
Софокл написал, по имеющимся сведениям 123 драмы, но из них до нас дошли только 7, которые распологаются хронологически в следующем порядке: «Аякс», «Трахиенянки», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет» и «Эдип в Колоне».Софокл не был философом, поэтому у него нельзя искать систематического изложения его взглядов, хотя, как видно из его биографии, принимал активное участие в общественной жизни своего времени, и поэтому вполне естественно, что личные стороны этой жизни находили отражение в его поэзии. Еще Демосфен (XIX, 247) приводил один отрывок из «Антигоны» как образец взглядов честного гражданина-патриота.