Тема: Западноевропейский романтизм. Общая характеристика.
Мощным культурным движением и господствующем направлением первым 19 ст., выразившийся во всех областях искусства, становится романтизм., имевший национальные особенности в каждой из европейских стран:
· в Германии романтизм получил теоретическое обоснование, сформировался в 1795-1799 гг. и был связан с философствованием и логически-синтетическим видением мира.
· во Франции романтизм сформировался к 1820 гг. Осознавал себя прежде всего антитезой классицизму, отличался психологизмом, аналитичностью, пессимистической картиной мира, мотивами одиночества, изгнанничества, ностальгии.
· в Англии романтизм зародился раньше, чем в других странах, уже в конце 18 ст., и тяготел к изображению потустороннего, поэтизации детства и природы.
Однако при всех нац. различиях романтизм имел единую ф-ую основу: субъективный идеализм, т.е. за основу оценки мира берутся только субъективные факторы. Романтики считали, что человеческое бытие гораздо богаче его социального измерения: человек с помощью воображения может перенестись в иные миры, может сам их творить, т.е. художественное развитие бытия определяется духовной деятельностью личности.
Отсюда вытекает сущность романтического мировоззрения – субъективное личностное эмоциональное отношение к действительности.
Романтизм базировался на литературных традициях предшествующих веков:
· со Средневековьем романтизм связан интересом к национальным истокам литературы;
· с Ренессансом романтизм связан вниманием к проблеме личности;
· с барокко связан идеей дисгармоничности мира и проблемой конфликтных отношений общества и человека;
· с сентиментализмом связан обращением к стихии чувств и тенденцией демократизации героя;
Эстетические черты романтизма:
· Принцип историзма
Центральной проблемой романтизма становится проблема личности, поскольку гармония личности и общества утрачена, а свобода возможна лишь в пределах индивидуальной духовной жизни, т главным предметом осмысления романтистов становится внутренняя жизнь личности, познание сводится в самопознанию, причем человек – единство противоречивых начал, поэтому сознание его тоже противоречиво и познать человека можно лишь в единстве его разнообразия.
Появляется новый герой: на смену героя Просвещения с его сознательной борьбой за определенное место в жизни, приходит герой, утративший социальные и географические корни и свободно перемещающийся между областями Земли, между сном и явью.
· Отказ от нормативности классицизма
· В романтизме разрабатываются новые жанры: исторический, исповедальный роман; психологическая повесть, лироэпическая поэма, баллада, лирическое стихотворение
· Демократизация языка
· Переосмысливается роль поэта: поэт мыслится проводником идей Бога на Земле. Он обладает синтетическим взглядом на мир, а поэзия – это универсальный язык, включающий в себя эстетику, философию и религию.
· В основе романтизма как метода лежит принцип двоемирия, ощущение разлада между идеалом и действительностью, преодоление которого возможно в искусстве, соответственно романтический универсум включает в себя две сферы, противостоящие друг другу: 1) физическое существование, где господствует материальные интересы и низменные чувства, сюда погружены обыватели; 2) поэтически возвышенная реальность людей творческих, чей внутренний мир для обывателей не постижим.
Тема: Литература английского романтизма
1. Общая характеристика
2. Творчество Байрона
3. Творчество Скотта
I. К 19 ст. Англия продолжает оставаться самой развитой из европейских стран. Характер ее развития определили:
- Французская буржуазная революция;
- Промышленный переворот середины18 ст.;
- Война за независимость в Америке;
Ведущим литературным направлением первой трети 18 ст. столетия становится романтизм, прошедший через стадию возрождения интереса к тв0ву Шекспира, через увлечение фольклором и появление готического романа. В развитии английского романтизма выделяют 2 этапа:
1 этап: тв-во поэтов «озерной школы» (лейкисты) - термин возник в 1800 г., когда «озерной школой» один из американских литературных журналистов назвал Вордсворта, Колриджа и Саути, жизнь которых была связана с северными графствами Англии, озерным краем, и которые воспевали красоты этого края. Их программным произведением стал сборник Вордсворта и Колриджа под названием «Лирические баллады» (1798 г.), в котором наметился отказ от классицизма: была провозглашена демократизация языка, расширение тематического диапазона. Лейкисты предлагали заменить силлабическую систему стихосложения на тоническую. Они обогатили поэтический язык за счет упрощения синтаксических конструкций, введения разговорной лексики, они возродили интерес к Шекспиру, английской истории лит-ры, возродили жанры эпитафии, элегии, дружеских посланий, баллад. Самым талантливым из лейкистов был Сэмюэл Тейлор Колридж (1772-1834 гг.). Большое влияние на Колриджа оказала пантисократия (с греч. «власть всех»), термин выдуман Робертом Саути и означает единство всего живого (один из главных постулатов романтического мировоззрения). В 1797 г. Колридж создает свой первый сборник «Стихи на разные темы». С 1797 по нач. 1800-х гг. Колридж создает серию верлибров (белый стих), т.е. отрывок «Кубла Хан» (2 стр. текста, сопровождаемые предисловием), создаетотрывок из готической поэмы «Кристабель» (Ливанов пер.) – в этой поэме впервые возникает связь бессвязного, т.е. атмосфера (собака, огонь), легенда о Мелузине, впервые тема зла, и поэму «Сказание о старом мореходе» (явл. выражением пантисократии), он ее написал очень эмоционально: новый термин «imagery» - существует несколько интерпретаций поэмы: одни ученые связывали ее с ветхозаветной историей Кайна, другие – с историей Агасфера (библ. персонаж, вечный жид), основанием для подобных сравнений служит сильно выраженное ___ начало. Поэма представляет собой попытку исследования сложной человеческой природы в соответствии с романтический мировоззрением, именно с этой целью Колридж прибегает к традиционному для английской литры приему: он вырывает героя из повседневности и отправляет в путешествие, причем перемена обстановки и экстремальная ситуация заставляет героя с большим вниманием присмотреться к самому себе и к окружающему миру, т.е. путешествие героя – это не просто плавание к таинственным южным широтам, но и символическое путешествие в не менее таинственный и экзотический мир собственного Я. Убийство альбатроса разрушает ту естественную связь, которая существует между челом и природой. Лишь пройдя через страдание и одиночество, герой начинает понимать единство всего живого. Важнейшей стилистической особенностью поэмы является использование маргиналий (то, что вынесено за границы текста, на полях) – это вынесенный на поле текст, содержащий фабулу, который поясняет эмоциональный текст.
С 1814 г., пережив кризис, Колридж занимается литературной теорией и выступает с публичными лекциями о елизаветинской эпохе и творчестве Шекспира, причем в отличие от критиков 18 века, рассматривавших драматургию Шекспира с позиции классицистической эстетики, Колридж видит в нем автора с богатым воображением, умеющий с помощьюс помощью него придать героям жизненную убедительность.
2 этап: начало 1800-х гг. – 1830 гг. и связан с творчеством Байрона, Шелли, Вальтера, Китса. В это время появляются новые жанры: лироэпическая поэма (Байрон), исторический роман (Вальтер Скот), к тому же в жанре романа появляется народная тенденция, высмеивающая крайности и штампы _____ искусства, к тому же продолжает развиваться готическая традиция (Мери Шелли «Франкенштейн», Метьюрин «Скиталец», Льюис «Монах»).
II. Крупнейшей фигурой английского романтизма является Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788 -1824 гг.). Творчество Байрона принято делить на 3 этапа:
1. 1807-1812 гг. – ранний период творчества, когда Байрон испытывает влияние классицистической поэзии, а также английской лирики 18 века. Первой его публикацией является вышедший в 1808 году сборник «Часы досуга». В 1809 году выходит сатира «Английские барды и шотландские обозреватели». Это первое зрелое произведение Байрона, романтический манифест, в котором он критикует предшественников и низвергает литературные авторитеты. В 1812 году появляются 2 песни:
- лироэпическая поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», в которой путешествие героя совпадает с маршрутом автора: Португалия, Испания, Мальта, Албания, Греция. Основной текст поэмы, за исключением нескольких лирических вставок, написан спенсоровой строфой (девятистрочная строфа, обычно 5-тистопный ямб, 9-ый стих – 6-тистопный). Причем для Байрона были важны смысловые ассоциации этой формы, прежде всего архаизация. Уже самим именем, включавшим средневековый титул Чайльд, Байрон уводит читателя в прошлое, и начало поэмы соответствует средневековой атрибутике. Однако эта бутафория отбрасывается с началом путешествия по современной Европе. Важную роль в поэме играет пейзаж, который представлен всегда обостренно и индивидуализировано. В поэме появляется мотив, который станет ключевым для всего творчества Байрона – weltschmerz (велтшмерц) – мотив мировой скорби ( термин введен писателем Жаном Полем). Это пессимистическое умонастроение, разочарование в мире и его ценности, ведущие к меланхолии, отчаянию. Это реакция на несовершенство мира.
2. Лондонский этап (1812-1836 гг.) – он создает цикл восточных поэм («Гуяр», «Корсар», «Лара», «Осада Керинфа», «Абидосская невеста». Разрабатывался уже использованный в «Паломничестве» жанр лироэпической поэмы, выстраивающий сложные отношения между автором и героем. В этом цикле автор отступает на 2-ой план и после _____ излагает историю героя, в которой центральным является любовный эпизод. В этих поэмах герой среди людей. Как правило, это разбойник, призревший моральные запреты, пират с ожесточенным сердцем, но всегда благородный. Его единственная связь с жизнью в любви, которая сильна и трагична, т.к. всегда единственна, в ней сливаются лучшие свойства души. А за ее пределами – ложь и непонимание. У Байрона романтическая любовь, как правило, обречена, поскольку против нее злая людская воля. В это же время Байрон создает лирический цикл «К Тирзе». Это цикл стихов, посвященный умершей женщине, где вновь повторяется образ обреченной и гибнущей любви. Байрон создает цикл стихов, посвященный Наполеону («Звезда почетного легиона», «Прощание Наполеону»), еще цикл стихов «Еврейские мелодии», в котором отобранные и переосмысленные библейские сюжеты с т.з. романтизма. Здесь разрабатываются все романтические мотивы: обреченность ______, красота самоотречения, величие героя, человеческие страдания, трагическая любовь.