Смекни!
smekni.com

Исследование метафоры в творчестве Есенина (стр. 2 из 4)

По способу воздействия на адресата метафора делится на эпифоры и диафоры. Для первых основой является экспрессивная функция ( апелляция к воображению ), для вторых - суггестивная (апелляция к интуиции). По когнитивной функции метафоры делятся на второстепенные ( побочные ) и базисные ( ключевые ). Первые определяют представление о конкретном объекте или частной категории объектов, ( совесть - когтистый зверь ), вторые ( это всегда диафоры ) определяют способ мышления о мире ( картину мира ) или о его фундаментальной части ( весь мир театр, и мы его актеры ).

Метафоризация значения может происходить в пределах одной функциональной категории слов либо сопровождаться синтаксическим сдвигом. Метафора, не выходящая за пределы конкретной лексики, используется для целей номинации. Вторичная для метафоры функция служит техническим приемом образования имен предметов ( белок глаза, ножка стола ). Номинативная метафора часто порождает амонимию. Метафоризация значения признаковых слов заключается в выделении в объекте ( соответствующем классе объектов ) признаков, уподобляемом признаком, присущим другому классу предметов (тупой нож и тупая боль, тупое шило и турой ученик). Метафора этого типа имеет эвристическую, познавательную ценность и служит источником полисемии слова. Закономерности расширения сочетаемости признаковых слов сводятся к движению от конкретных к абстрактным и к действию принципов антропо и зооморфизма. Метафоризация значения может сопровождаться переходом существительного из именной порции в предикатную.

Метафора этого типа имеет своей целью индивидуализацию объекта. Образная метафора вводит в язык синонимы ( пугливый и заяц ). Обратный описанному процесс перехода признакового значения в категорию конкретной лексики не типичен для метафоры.

Для выяснения природы метафоры важно определить ее синтаксические свойства. Предложение с метафорическим сказуемым синтаксически сходно с утверждением тождества по следующим чертам:

1) оно выражает фактуальное суждение ( метафора , как и тождество, констатируется) ;

2) указывает на неградуированный ( статичный ) признак ;

3) дает константную характеристику предмета;

4) не допускает синтаксического распространения признаковыми словами, указывающими на меру сходства.

Оно отличается от предложений тождества по следующим признакам:

1) истинность метафорически выраженного суждения не всегда может быть логически установлена;

2) предикатная ( образная ) метафора не может быть кореферентна своему субъекту;

3) метафорическое предложение асимметрично, т.е. не допускает инверсии своих членов.

Эти свойства сближают метафорические предложения с утверждениями сходства, подобия. Синтезируя конценты тождества и подобия, предложения с субстантивным метафорическим предикатом наиболее близки к предложениям классифицирующего типа ( Вы роза и Этот цветок роза ). Метафорических предикат принимает отрицание только в контексте прямого выражения.

Естественное место метафора находит в поэтической, художественной речи, в которой она служит эстетической ( а не собственно информативной ) функции языка. Это проявляется в том, что к метафоре нет стандартного вопроса. В поэзии, не придерживающейся принципа эксплицитности, метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее номинативной функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора ( метафора - сравнение ), объединяющая в генитивное сочетания имена сопоставляемых предметов - объектов (брильянты росы, тростинки мачт). Благодаря образу метафора связывает язык с мифом и искусством и соответствующими им способами мышления - мифологическим, художественным, синтетическим. Метафора играет большую роль в формировании концептуальных систем.

В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но способ построения образов.

Всякая метафора рассчитана на не буквальное восприятие и требует от читателя умения понять и почувствовать создаваемый его образно - эмоциональный эффект. Умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение, необходимо для освоения образных богатств литературы.

Многие черты метафоры совпадают с общими свойствами сравнения. Но есть некоторые особенности, присущие именно метафоре. Задумаемся, с какой целью мастера стиха и прозы прибегают к этому приему, называя только то, с чем сравнивается изображаемый предмет или понятие, и утаивая его прямое наименование? Делается это для того, чтобы заставить работать мысль и воображение читателя. Метафора требует от нас духовного усилия, которое само по себе благотворно. Стихотворение А.С.Пушкина « Пророк » являет собой выразительный пример того, как развернутая метафора практически реализует ту самую задачу, которая сформирована в заключительном стихе:

« Глаголом жги сердца людей ».

Проникая разумом и чувством в смысл каждого из звеньев развернутой метафоры, мы неизбежно подвергаемся мощному воздействию поэзии: метафора - своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя.

Можно выделить два основных типа метафор. В первом из них неназванный, но подразумеваемый предмет может быть выявлен с достаточной отчетливостью. Так, читая у Пушкина:

Улыбкой ясною природа

сквозь сон встречает утро года,

мы понимаем, что « утро года » - это весна и как - то иначе толковать эту метафору невозможно. Или возьмем такие строки у А.А. Фета:

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

Метафора « серебряные змеи » звучит чрезвычайно таинственно, пробуждает сложные эмоции, по предметный план ее вполне конкретен, это вьюга, поземка.

Метафоры второго типа допускают разные понимания, соединяют несколько предметных значений. Так, возможны варианты в толковании выражения « угль, пылающий огнем », в «Пророке». Не подыскать единственного конкретного значения для есенинского « розового коня ».

На основе метафор первого типа могут строиться аллегории. Метафора второго типа порой приближается к символу.

Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной.

Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов.

Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия:

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

..............................................................

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке.

..............................................................

Мелколесье. Степь и дали,

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Подобно шишкинскому лесу или левитанской осени нам бесконечно дороги и близки и « зеленокосая » есенинская березка - самый любимый образ поэта; и его старый клен « на одной ноге », стерегущий « голубую Русь »; и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной.

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки - ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкойподвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, какцыганская скрипка», и «березы в белом плачут по лесам», «кленочек маленький матке зеленое вымя сосет», «тихо - в чащеможжевеля по обрыву, осень - рыжая кобыла - чешет гриву», «вечер, свесившись над речкой полощет водою белой пальцысиних ног», сосна «покачнулась как старушка», «чистит месяц рога». Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы - все в стихах Есенина движется, живет вместе с человеком. Болото «курит облаком», ивы «вызванивают в четки».

Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет...

.........................................................

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.