(Мф. 19, 3‑12)
Вопросы: 1) В чем соблазн женский? 2) Отчего не следует переменять жены? 3) В чем зло, если человек разводится с женою? 4) Что сказали на слова Иисуса ученики? 5) И что отвечал им на это Иисус?
23
Один раз подошли к Петру сборщики податей на храм и спросили его: ‑ Что, учитель ваш заплатит, что полагается? ‑ Петр сказал, что заплатит. И, услыхав это, Иисус сказал Петру: ‑ Как ты думаешь, Петр, царь с кого берет подати ‑ с сыновей своих или с посторонних? ‑ Петр сказал: ‑ С посторонних. ‑ Так вот, если мы сыновья Бога, то нам незачем платить подати. Но чтобы не соблазнять их, отдай им, но не потому, что мы обязаны платить, а только для того, чтобы их не ввести в грех. В другой раз фарисеи сошлись с царскими чиновникам и подошли к Иисусу, чтобы уловить его в словах, откажется ли он от обязанностей перед царем. Они сказали ему: ‑ Ты вот учишь всему по правде, скажи нам, что, мы обязаны платить царю подати или нет? ‑ Иисус сказал им: ‑ Покажите, чем вы платите царю подати? ‑ Они показали монету. На монете было царское изображение. И Иисус указал на это изображение и сказал: ‑ Царю отдавайте царское; только Божие, душу свою, никому не отдавайте, кроме как Богу. Деньги, имущество, труд свой, все отдавайте тому, кто будет просить их у вас, но ни для кого не делайте того, что противно закону Бога.
(Мф. 17, 24‑27; 22, 15‑22)
Вопросы: 1) Как просили у Иисуса подать на храм? 2) Что он сказал? 3) Как искушали его фарисеи о податях царю и что он сказал?
24
Случилось раз, что зашли ученики Иисусовы в деревню и попросились переночевать. Но никто не пустил их. И пришли ученики к Иисусу и рассказали про это и сказали: ‑ Такие дурные люди стоят того, чтобы громом их убило за это. И Иисус огорчился и сказал: ‑ Все вы не понимаете, какого вы духа. Я учу не тому, как губить, а тому, как спасать людей. Разве можно желать зла ближнему? Во всяком человеке живет тот же дух Божий, какой и в вас, и потому вы не должны желать зла тому же, что в вас самих. Другой раз книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, поставили ее перед ним и сказали: ‑ Учитель, эта женщина взята в прелюбодеянии, а по закону Моисея таких надо побивать камнями. Ты что скажешь? Говорили они это, искушая его. Если бы он сказал, что надо камнями побить женщину, то это было бы противно его учению о любви ко всем; если же бы сказал, что этого не надо делать, то сказал бы противное закону Моисееву. Но Иисус ничего не отвечал им, а только, наклонившись низко, чертил пальцем по земле. Они еще раз спросили его о том же. Тогда он поднял голову и сказал им: Вы говорите, что по закону надо побить ее камнями, ‑ так и сделайте, но только пусть первый бросит в нее камень тот, кто не знает за собой греха. И, сказав это и опустив голову, опять чертил пальцем по земле. Обвинители же стали уходить один за другим, и остался один Иисус и женщина. И Иисус поднял голову и, не видя никого, кроме женщины, сказал ей: Видно, никто не осудил тебя? ‑ Она сказала: ‑ Никто, Господи! ‑ Так и я не осуждаю тебя, ‑ сказал Иисус. ‑ Иди, и впредь не греши.
(Лк. 9, 52‑56; Ин. 8, 3‑11)
Вопросы:!) Что сказали ученики про тех, кто не пустил их? 2) Что сказал Иисус? 3) Как привели к Иисусу женщину? 4) Что он сказал фарисеям? 5) Что сказала женщина?
25
Иисус учил людей тому, что все люди одного Отца дети, и потому весь закон Бога ‑ в любви к Богу и ближнему. И один законник, зная это, хотел изловить на словах Иисуса и показать ему, что не все люди одинаковы и что люди разных народов не могут быть одинаково сынами Бога. И он спросил Иисуса: ‑ Ты учишь тому, что надо любить ближнего. Но кто мой ближний? И Иисус ответил ему на это притчей. Он сказал: ‑ Был один богатый иудей. И случилось так, что, когда иудей этот возвращался домой, напали на него разбойники, избили, ограбили его и бросили на дороге. Проходил иудей священник и видел избитого иудея, но не остановился, а прошел мимо. Проходил и другой иудей левит (*) и тоже видел избитого и тоже прошел мимо. И проходил по той же дороге человек из чужого народа, самарянин. И увидел этот самарянин избитого иудея и не подумал о том, что иудеи считают самарян не ближними, а чужими людьми и врагами, а пожалел иудея, поднял его, свез на своем осле в гостиницу, обмыл, перевязал его раны, заплатил деньги за него гостинику и только тогда уехал, когда уже был не нужен избитому.
(* Левит ‑ служитель храма, жрец. *)
Ты спрашиваешь, кто ближний? ‑ сказал Иисус. ‑ В ком есть любовь, тот считает ближним всякого человека, все равно, какого бы он ни был народа.
(Лк. 10, 25‑37)
Вопросы: 1) Как законник хотел изловить на словах Иисуса? 2) Кто ближний?
26
И учение Иисуса распространялось все больше и больше. И все больше и больше злобились на него фарисеи. Они говорили народу: ‑ Не слушайте его. Он обманывает вас. Если жить по его заповедям, то будет больше зла, чем теперь. Иисус слышал это и сказал им: ‑ Вы говорите, что если я учу людей не искать богатства, а быть бедными, не злобиться, не отплачивать око за око и зуб за зуб, а терпеть всё и любить всех, то я изгоняю злом зло, что если люди последуют моему учению, то жизнь их будет хуже, чем прежняя. Вы говорите, что вместо прежнего зла будет новое зло. Но это неправда. Не я заменяю одно зло другим, а вы изгоняете зло злом. Вы изгоняете зло угрозами, казнями, клятвами, убийствами, но зло все‑таки не уничтожается. Оно и не может уничтожиться, потому что никакая сила не может сама себя уничтожить. Я же изгоняю зло не тем, чем вы. Я изгоняю зло добром. Я изгоняю зло тем, что призываю людей исполнять те заповеди, которые спасут их от всякого зла.
(Мф. 12, 24‑28)
Вопросы: 1) Что говорили фарисеи про учение Иисуса? 2) Что сказал им Иисус про их учение? 3) Что сказал Иисус про свое учение?
27
Пришли раз к Иисусу мать и братья его и не могли дойти до него, потому что много было народа около Иисуса. И один человек увидал их, подошел к Иисусу и говорит: ‑ Твои семейные, мать и братья, стоят наружи, хотят с тобой повидаться. И Иисус сказал: ‑ Мать и братья мои ‑ те, кто знает волю Отца и исполняет ее. Для всякого человека воля отца Бога должна быть важнее отца и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и всего имущества, и самой плотской жизни. Ведь в мирских делах всякий разумный человек, прежде чем что‑нибудь начать, разочтет, выгодно ли то, что он делает, и если выгодно, то делает, а невыгодно, то бросает. Если кто хочет построить дом, то, прежде чем начать, сядет и сочтет; сколько нужно денег, сколько у него есть и достанет ли кончить, чтобы не случилось того, что начал строить и не кончил, и только даром потратил и силы и время. И всякий царь, если хочет воевать, то прежде подумает, может ли он с 10 000 идти войной против 20 000. Если разочтет, что не может, то пошлет послов и замирится, не станет уже воевать. Так и всякий человек должен понять, что все то, что он считает своим: и семейство, и имение, и самая плотская жизнь его не нынче ‑ завтра отнимется от него. И что его одно, что никогда не отнимется от него, ‑ это духовная жизнь, и что только о своей духовной жизни он может и должен заботиться. И, услыхав это, один человек сказал: ‑ Хорошо, как есть духовная жизнь. А то как мы все отдадим, а жизни этой нет. На это Иисус сказал: ‑ Всякий знает, что жизнь духа есть и одна не умирает. Вы все знаете это, но не делаете того, что знаете, ‑ не потому, что сомневаетесь, но потому, что отвлекаетесь от истинной жизни ложными заботами. И он сказал на это такую притчу. Хозяин приготовил обед и послал работников звать гостей, но гости стали отказываться. Один сказал: я землю купил, надо пойти поглядеть. Другой сказал: я быков купил, надо пахать. Третий сказал: я женился, у меня свадьба. И пришли работники и сказали хозяину, что никто не идет. Хозяин тогда послал звать нищих. Нищие не отказались и пришли, пировали на обеде. Так и люди знают духовную жизнь только тогда, когда у них нет забот плоти.
(Лк. 8, 19‑21; Мф. 12, 46‑50; Лк. 14, 26‑33, 15‑24)
Вопросы: 1) Что сказал Иисус, когда мать и братья его пришли к нему? 2) Что важнее ‑ жизнь плотская или духовная? 3) Что сказал один человек о жизни духовной и что ответил Иисус? 4) Что отвлекает от жизни духовной? 5) В чем притча о пире?
28
И раз подошел к Иисусу человек, пал перед ним на колени и сказал: Учитель благой, скажи мне, что мне делать, чтобы получить жизнь вечную? Иисус сказал: ‑ Что ты называешь меня благим? Никто не благ, только один Бог. Знаешь заповеди, исполняй их. А человек сказал: ‑ Заповедей много, какие? ‑ Иисус и говорит: ‑ Не убивай, не блуди, не лги, не кради, не обижай никого, почитай отца и мать. А человек сказал: ‑ Эти заповеди я исполняю от юности. Иисус посмотрел на него и полюбил его и говорит: ‑ Одного тебе недостает, ‑ поди и все, что есть у тебя, продай и раздай нищим. И человек смутился и молча отошел, потому что у него было большое имение. И Иисус сказал ученикам: ‑ Вот видите, как трудно богатому войти в царство Божие. ‑ Ученики ужаснулись на эти слова, а Иисус еще раз повторил и говорит: ‑ Да, дети, трудно, трудно богатому войти в царство Божие. Легче верблюду пройти в ушко иголки, чем богатому войти в царство Божие. ‑ И они еще пуще ужаснулись и говорили между собою: ‑ Если не иметь ничего, то как же жить после этого, ‑ замерзнешь, умрешь с голоду. Христос сказал: ‑ Это только кажется страшно плотскому человеку, духовному же человеку это легко. Тот, кто поверит в это и испытает, тот узнает, что это правда.