Смекни!
smekni.com

Оды похвальные и оды духовные (стр. 13 из 20)

II 1762 г. Другие похвальные оды М. В. Ломоносова включены сюда постольку,

поскольку сыграли значительную историко-литературную роль и нашли отклик в

произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и других русских писателей.

В разделе "Разные стихотворения" сосредоточены ломоносовские

произведения, принадлежащие к самым различным жанрам: ученические стихи,

мелкие стихотворения "на случай", дружеские послания, эпиграммы, басни,

"легкое" стихотворство и т. д. - вплоть до больших по форме и содержанию

созданий, таких, как гениальная дидактическая поэма "Письмо о пользе Стекла"

и грандиозная по замыслу героическая поэма "Петр Великий", оставшаяся

неоконченной. Составляя этот раздел, свою задачу мы видели в том, чтобы

показать по возможности все тематическое многообразие поэзии М. В.

Ломоносова, всю ее идейную глубину и интонационное богатство.

Внутри разделов (за исключением раздела "Оды духовные", который, как

уже говорилось, составлен самим М. В. Ломоносовым) стихи располагаются по

хронологическому принципу.

Нельзя не сказать несколько слов о пышных посвящениях, которые

предпосланы Ломоносовым некоторым его важнейшим сочинениям (похвальным одам,

"Письму о пользе Стекла", поэме "Петр Великий" и др.). В общем, это было в

обычаях литературы XVIII в. Но ужи А. Н. Радищев в исходе столетия,

исключительно высоко (то есть по достоинству) оценивая жизненный и

творческий подвиг Ломоносова, счел необходимым высказать свое нелицеприятное

мнение по этому поводу: "Не завидую тебе, что, следуя общему обычаю ласкати

царям, нередко недостойным не токмо похвалы, стройным гласом воспетой, но

ниже гудочного бряцания, ты льстил похвалою в стихах Елисавете" (Радищев А.

Н. Полн. собр. соч., т. 1. М.-Л., 1938, с. 388). Почти полвека спустя после

Радищева к этому вопросу обратился Пушкин в статье "Путешествие из Москвы в

Петербург".

Не возражая Радищеву и не оправдывая ломоносовской склонности "ласкати

царям" и вельможам, он вместе с тем показывает пример истинно объективного

взгляда на вещи и не в бровь, а в глаз поражает современных ему снобов: "Что

же из этого следует? что нынешние писатели благороднее мыслят и чувствуют,

нежели мыслил и чувствовал Ломоносов...? Позвольте в том усумниться.

Нынче писатель, краснеющий при одной мысли посвятить книгу свою

человеку, который выше его двум" или тремя чинами, не стыдится публично жать

руку журналисту, ошельмованному в общем мнении, но который может повредить

продаже книги или хвалебным объявлением заманить покупщиков. Ныне последний

из писак, готовый на всякую приватную подлость, громко проповедует

независимость и пишет безыменные пасквили на людей, перед которыми

расстилался в их кабинете.

К тому же с некоторых пор литература стала у нас ремесло выгодное, и

публика в состоянии дать более денег, нежели его сиятельство такой-то или

его высокопревосходительство такой-то. Как бы то ни было... формы ничего не

значат", - подводит итог Пушкин и добавляет, что Ломоносов, "несмотря на...

смиренные посвящения", достоин "уважения всех честных людей", "а господа NN

все-таки презрительны - несмотря на то, что в своих книжках они проповедуют

независимость и что они свои сочинения посвящают не доброму и умному

вельможе, а какому-нибудь шельме или вралю, подобному им" (Пушкин А. С.

Собр. соч., т. 6, с. 392). Общая же пушкинская оценка отношений Ломоносова с

придворной верхушкой такова: "Ломоносов, рожденный в низком сословии, не

думал возвысить себя наглостию и запанибратством с людьми высшего состояния

(хотя, впрочем, по чину он мог быть им и равный). Но зато умел он за себя

постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим

благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых

идей" (Там же, с. 391).

В комментариях к отдельным стихотворениям одновременно делается упор и

на реально-разъяснительную и на историко-литературную сторону. Здесь наряду

с собственными разысканиями мы использовали материал, содержащийся в

примечаниях к восьмому тому академического собрания сочинений, а также

учитывали исследования советских ученых Г. А. Гуковского, А. А. Морозова, Л.

В. Западова, Б. Г. Кузнецова и некоторых других.

I. ОДЫ ПОХВАЛЬНЫЕ

Ода... на взятие Хотина 1739 года. Впервые полностью - Собрание разных

сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова. Книга первая. Печатано при

императорской Академии наук 1751 года, с. 157-171. (Далее ссылки на это

издание - Изд. 1751, с указанием страницы.)

Написана в связи со взятием 19 августа 1739 г. русскими войсками

турецкой крепости Хотин в Молдавии. Известие об этой победе застало

Ломоносова в Германии, куда он был послан Академией наук учиться горному

делу. Помимо занятий по академическому плану студент Ломоносов много

трудился в литературной области. К середине августа 1739 г. он уже сделал

несколько стихотворных переводов, а также в основном закончил работу над

"Письмом о правилах российского стихотворства". "Ода на взятие Хотина" была

приложена Ломоносовым к "Письму" в качестве художественного примера нового

стихотворства и отослана в Российское собрание при Академии наук, которое

занималось вопросами русского языка, литературы, научного и художественного

перевода (о впечатлении, произведенном в Петербурге "хотинской" одой, см.

вступ. статью). Глубокую и проникновенную оценку этой оде (не только

литературную, но и историко-философскую) дал в "Путешествии из Петербурга в

Москву" Радищев: "Необыкновенность слога, сила выражения, изображения, едва

не дышащие, изумили читающих сие новое произведение. И сие первородное чадо

стремящегося воображения по непреложному пути в доказательство, с другими

купно, послужило, что когда народ направлен единожды к усовершенствованию,

он к славе идет не одною тропинкою, но многими стезями вдруг". Белинский

считал, что новая русская литература началась именно с "Оды на взятие

Хотина".

Верьх горы высокой... - Парнас (см. Словарь).

Ключ молчит... - Имеется в виду Кастальский ключ (см. Словарь),

Чистых сестр... - то есть муз (см. Словарь).

К. Российской силе так стремятся, Кругом объехав, тьмы Татар...- В

начале Хотинского сражения русские войска со всех сторон были окружены

неприятелем.

Род отверженной рабы... - "агаряне" (см. Словарь).

За Тигр, Стамбул, своих заграбь... - то есть: Стамбул, уведи свои

войска за реку Тигр.

Магметов стыд... - Имеется в виду позорное бегство турок (магометан по

вероисповеданию).

Герой открылся... - Петр I.

При Донских струях... - Подразумевается Азовский поход Петра в 1696 г.

Персы в жаждущих степях... - Имеется в виду Персидский поход русских

войск в 1722 г.; см. также вступ. статью.

Смиритель стран Казанских... - Иван Грозный, покоривший Казань и

Астрахань (ср. далее: "Каспийски воды...").

Луна стыдилась сраму их... - Полумесяц - символическое обозначение

Турции.

Взошли и там оливы... - то есть: мир наступил и там.

Где Вислы ток, где славный Рен... - Ломоносов намекает на взятие

русскими Данцига (города на Висле) в 1734 г. и продвижение их к Рейну (Репу)

в том же году, что побудило Францию ускорить подписание мира с союзницей

России Австрией.

В Китайских чтут Ее стенах... - 28 апреля 1732 г. в Россию прибыло

китайское посольство, заверившее Анну Иоанновну в дружеских отношениях Китая

к России.

Заднестрский тать... - живущий за Днестром (татарский) грабитель.

Седми пространных морь... - семи морей, омывающих Россию: Мурманского

(Баренцева), Белого, Балтийского, Камчатского (Охотского), Черного,

Каспийского и Азовского.

Ода на прибытие... Елисаветы Петровны из Москвы в Санктпетербург 1742

года по коронации. Впервые - Изд. 1751, с. 39-56.

Это произведение является программным. Здесь нашли свое выражение

надежды "россиян верных", связанные с воцарением на русском престоле дочери

Петра I. Немецкое засилье при дворе и в Академии оказалось отчасти

ослабленным; только что почетно для русских закончилась развязанная Швецией

война за возврат Выборга и Кексгольма (правда, вследствие дипломатического

давления Франции оба города были возвращены Россией шведам, несмотря на

военные успехи); сам Ломоносов, по возвращении из Германии долгое время

занимавший в Академии неопределенное положение и воочию убедившийся в

гнусных происках проходимцев типа академического секретаря И.-Д. Шумахера,

направленных против русской науки, переживает в эту пору моральный подъем.

Эти условия, в которых создавалась ода, необходимо учитывать при ее чтении:

величие открывшихся перспектив, надежды на новую государыню и одновременно

сознание реальной опасности, которую таят в себе "российские недоброхоты", -

таковы черты, определяющие идейный и эмоциональный пафос всего произведения.

Ломоносов преподает здесь только что коронованной Елизавете урок

государственной и чисто человеческой этики, по силе и страстности не имеющий

аналогов во всей его последующей одической поэзии (за частичным исключением

оды 1762 г., обращенной к Екатерине II по сходному поводу). Не случайно в

этой оде так много места уделено образу самого поэта, а также увеличен ее

объем (44 строфы) вдвое по сравнению с предыдущими и более поздними, в

которых, как правило, содержится в среднем 20 строф. Поэт здесь, подобно

лирическому герою "Од духовных", выступает как бы посредником меж небесами и

землей, или, лучше, вестником, несущим свыше слово великой и благотворной

правды. Пытаясь увлечь адресат к высотам, открывшимся ему, поэт и сам

увлекается, интонация оды порывистая, импульсивная. Ломоносову не удалось