муниципальное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №2
Реферат по литературе
на тему: «Звуки лиры и трубы в лирике Державина»
ученицы 9»А» класса
Рудой Ольги Игоревны.
Руководитель
Часова Татьяна Анатольевна.
Город Лобня 2009 год.
-2-
Оглавление
I. «Лира» и «труба» как поэтические символы………………………..3
II. Державин и его художественный мир.
1.«Бог» - поэтический манифест Державина. Опыт философской оды…………………………………………………………………………………………….4
2.«Фелица» - восхваление императрицы Екатерины II или сатира на высший свет?............................................................5-6
3.Оды М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Попытка сравнения………………………………………………………………………………….7
4.«Властителям и судиям» – дерзкое напоминание о высоких гражданских обязанностях царей…………………………………………8-9
5. Гибкость и лёгкость поэзии Державина (стихотворения «Водопад», «Соловей»). Словесная живопись…………………10-11
III.В.Г.Белинский о поэзии Г.Р.Державина………………………..12-13
-3-
I. «Лира» и «труба» как поэтические символы.
С древнейших времен человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако функции и значения символов часто разрастаются до чего-то большего и перестают быть только художественно выполненными указателями. В течение тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.
Лира – это божественная гармония, музыка сфер, вибрация космоса, музыкальное и поэтическое вдохновение, прорицание. Лира - музыкальный инструмент, наиболее вероятно связанный с античной мифологией и, в частности, с Орфеем, чья музыка околдовывала диких животных и останавливала течение рек.
Наиболее важный из всех музыкальных инструментов - традиционный символ великих событий и новостей, а также казней – это труба.
Удивительно, но Г.Р. Державин, поэт XVIII века – один из немногих, кто умел совмещать и звуки лиры, и звуки трубы в своём творчестве. Мы проследим это на примере его самых известных од («Бог», «Фелица», «Властителям и судиям», «Водопад», «Соловей»).
-4-
II. Г.Р.Державин и его внутренний мир.
1.«Бог» - поэтический манифест Державина. Опыт философской оды.
Главным объектом поэтики Державина является человек, как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти, это видно па примере оды «Бог», написанной в 1784 году:
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен:
А сам собой я быть не мог.
Ода "Бог" - вдохновенный гимн всесилию человеческого разума и в то жe время признание, что человек - лишь звено в общей цепи существ (а ведь религия учила, что человек - совершенно исключительное творение божества и все остальное бог создал для человека):
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных,
И цепь существ связал всех мной.
Ода «Бог» включает в себя размышление об узловых моментах человеческой судьбы – рождении, смерти и собственно жизни, смыслом
которой должно стать, по убеждению Державина, исполнение заветов Господа и возвращение к нему.
Эта ода стала настоящим литературным откровением, в котором выразились духовные поиски Державина и в котором русская поэзия вновь обрела свою первостепенную тему.
-5-
2.«Фелица» - восхваление императрицы Екатерины II или сатира на высший свет?
«Фелица» - ода, написанная Державиным в 1782 году в традиционной стиховой форме оды Ломоносова — четырехстопным ямбом, десятистишными строфами, — совпадает с установкой хвалебной оды обычного типа, но в содержании просматриваются элементы как оды так и сатиры.
Под именем Фелицы поэт, как это было всем очевидно, воспевает царствующую монархиню — Екатерину II. Сам он в своей новой оде порой по-старому наделяет ту, к кому она обращена, «богоподобными» атрибутами:
Фелица слава-слава бога,
Который брани усмирил…
Равно всех смертных просвящает
Больных покоит, исцеляет,
Добро лишь для добра творит.
Но отношение автора к его Фелице, при всей почтительности, не лишено, в то же время , некоторой шутливой кроткости, воспринятой иными почти как фамильярность:
Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад.
Сам Державин замечает, что подобным необычным построением своей оды он стремился добиться определенного идейного и одновременно художественного эффекта: «Я для Фелицы сделался Рафаэлем.— Рафаэль, чтобы лучше изобразить божество, представил небесное сияние между черных туч». Столь характерное для Державина перенесение подобного чисто живописного приема в поэзию имело важнейшее новаторское значение. Хвалебные оды, воспевавшие добродетель, были литературно выдержаны по преимуществу в светлых тонах; сатиры, «жалящие порок», — в тонах главным образом темных. «Фелица» явилась первым русским стихотворением XVIII века, построенным на непрерывной игре светотенью:
Мурзам своим не подражая
Почасту ходишь ты пешком
И пища самая простая
-6-
Бывает за твоим столом…
А я проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преображая праздник в будни,
Кружу в химерах мысль мою…
Именно эта игра светотени и создавала ее жанровое своеобразие — оды-сатиры, в которой тонкие похвалы Екатерине сочетались с памфлетно-сатирическими, шутливыми по форме, но достаточно язвительными по существу, обличениями наиболее влиятельных лиц из ее ближайшего окружения. Например, речь, относящаяся к П.И. Панину:
Или, о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов.
Таким образом, одическое и сатирическое начала оказывались слитыми в рамках одного произведения в нечто целостное и единое. Поэт в оде не только восторгается, но и осуждает, обличает, хулит, лукаво иронизирует.
Державин именует свою «Фелицу» одой, но по существу это произведение, сочетающее в себе оду и сатиру, лирическое и ироническое начала, патетику и бытопись, далеко выходит за пределы торжественной оды, являет собой весьма сложное и богатое жанровое образование.
-7-
3.Оды М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Попытка сравнения.
Литературоведы часто сравнивали Г.Р.Державина М.В.Ломоносовым.
Жанр произведений, избранный ими, иногда одинаков, это ода, но дух поэзии их различен. Ломоносов в стихах своих более оратор, Державин всегда и везде поэт.
У Державина, взамен условного «я», появляется подлинная живая личность человека-поэта во всей конкретности его индивидуального бытия, во всем реальном многообразии его чувствований и переживаний, со сложным, «многострунным» отношением к действительности.
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой…
Хвалебные оды Ломоносова также начинаются подчас от первого лица:
Не Пинд ли под ногами зрю?
Я слышу чистых сестр музыку.
Пермесским жаром я горю,
Теку поспешно к оных лику.
Однако то «я», о котором здесь говорится, представляет собой не индивидуальную личность автора, а некий условный образ отвлеченного «певца» вообще, образ, который выступает как неизменный атрибут любой оды любого поэта.
Поэтическая природа Державина есть природа живая, тот же в ней пламень, те же краски, то же движение. В Ломоносове видны следы труда и тщательная отделка холодного искусства. Одним словом, все, что человечество имеет священнейшего, что человек имеет благороднейшего, - доблесть сердечная, сострадание, праведное негодование и презрение к пороку, глубокие мысли о бессмертии и создателе, печальные чувства при виде слабости и страданий человечества, сердечные воспоминания юности, родины, великих деяний предков и современников, все сокровища души, ума и сердца обогатили воображение величайшего из поэтов - Державина.
Будем справедливы и признаемся, что достоинство его, как поэта, многим превышает достоинство его предшественника, но что не менее того труды и подвиги Ломоносова - труды и подвиги исполинские. Если Державин обязан природе своим гением, мы обязаны Ломоносову тем, что гений Державина, не имея нужды бороться с предлежащими трудностями языка, мог явиться на поприще его достойном.
-8-
4.«Властителям и судиям» – дерзкое напоминание о высоких гражданских обязанностях царей.
Поэзия Г.Р. Державина - одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
В оде «Властителям и судиям» Державин гневно обличал бесчеловечье «земных богов». С пафосом ветхозаветного пророка Державин призывает здесь небесную кару на «неправедных и злых» властителей народов, «безумцев средь трона»,не внемлющих напоминаниям об их долге — быть справедливыми и правосудными ко всем.
В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости.
Но, безусловно, содержание оды Державина связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории: