Смекни!
smekni.com

Теория литературы. Поэтике (стр. 65 из 73)

82. Э й х е н б а у м Б. М. Сквозь литературу: Сборник статей. Л.: Academia, 1924. С. 279. (В серии «Вопросы поэтики».)

Статьи, трактующие отдельные вопросы поэтики: Державин. Карамзин. Письма Тютчева. О Льве Толстом. О кризисах Толстого. О трагедии и трагическом. О трагедии Шиллера в свете его теории трагического. Иллюзия сказа. Проблемы поэтики Пушкина, Как сделана «Шинель» Гоголя. О прозе М. Кузмина. О звуках в стихе. Мелодика стиха. Судьба Блока. Некрасов.

Основное устремление начальных статей Э. в сторону эстетики; в последующих ставятся конкретные проблемы формальной поэтики.

83. Э й х е н б а у м Б. М. Литература. (Теория, критика, полемика.) Л.: Прибой, 1927. С. 301.

Статьи: Путь Пушкина к прозе. Лев Толстой. Некрасов. Теория «формального метода». Как сделана «Шинель» Гоголя. О. Генри и теория новеллы. Лесков и современная проза. О камерной декламации. Ораторский стиль Ленина. Судьба Блока. В ожидании литературы. В поисках жанра. Литература и кино.

84. Г р о с с м а н Л. П. Борьба за стиль. Опыты по критике и поэтике. М.: Никитинские субботники, 1927. С. 336.

Статьи по поэтике: Жанры художественной критики. Мадригалы Пушкина. Онегинская строфа. Поэтика русского сонета. – Стилистические характеристики даны также в статьях: Достоевский и театрализация романа. Салтыков-сказочник. Россия Салтыкова. Лесков. Анна Ахматова.

85. Сакулин П. Н. Теория литературных стилей. М.: Мир, 1927. С. 74. (Наука о литературе. Ее итоги и перспективы. Вып. X.)

Главы книги: Постановка проблемы. – Терминология стилей. – Определение стиля. – Морфология стиля. – Типология стилей. – Динамика и социология стилей.

86. Ж и р м у н с к и й В. М. Стилистика//Энциклопедич. словарь Русск. Библиограф. Института. Гранат. Т. 41. Стлб. 587–599.

О стилистике как учении о приемах художественной речи. Основные группы стилистических приемов: 1. Звуки языка (фонетика). – 2. Значение (семантика). – 3. Построение языковых элементов (синтаксис). – Обзор построений стилистики как системы на основе современных лингвистических теорий.

87. Шпет Густав. Внутренняя форма слова. (Этюды и вариации на темы Гумбольта.). М.: Гос. Академия Худож. Наук, 1927. С. 217.

Главы книги: Темы Гумбольта. – Общие темы в анализе языка. Постановка вопроса о внутренней форме. – Внешние формы слова. – Формы предметные и логические. – Некоторые выводы из определений внутренней формы. – Внутренняя поэтическая форма. – Место и определение субъекта. – Субъективность и формы экспрессии.

Ред. М.С. Григорьева («Внутренняя форма слова») см. «Литература и марксизм», 1928. VI. С. 3-42.

88. Ж и р м у н с к и й В. М. Вопросы теории литературы. Л.: Academia, 1928. С. 356.

Перепечатаны статьи по поэтике: Задачи поэтики. – Мелодика стиха. – К вопросу о «формальном методе».

89. Арватов Б. Социологическая поэтика. М.: Федерация, 1928. С. 170.

Содержание: Предисловие О.М. Брика. О марксистском искусствознании. К марксистской поэтике. О формально-социологическом методе. Язык поэтический и язык практический. Контрреволюция формы. Эстетический фетишизм. Синтаксис Маяковского. Речетворчество. Приложение: Маркс о художественной реставрации.

90. Т ы н я н о в Ю. Н. Архаисты и новаторы. Л.; Прибой, 1929. С. 595.

Главы: Литературный факт. О литературной эволюции. Ода как ораторский жанр. Архаисты и Пушкин. Стиховая форма Некрасова. Достоевский и Гоголь (к теории пародии).

91. С р е т е н с к и й Н. Н. Из опыта по стилистике и поэтике// Известия Донского Гос. Унив., 1925. Т. VI, С. 153-175.

Приведена схема стилистического разбора новеллы и сделан разбор по этой схеме ряда новелл.

92. В и н о к у р Г. О. Культура языка. Очерки лингвистической технологии. М.: Работник Просвещения, 1925. С. 215.

В основу книги положены переработанные статьи, напечатанные в повременных изданиях. Отделы: Язык быта. Язык прессы. Искусство слова и культура языка. Приложение: Культура чтения.

93.Арватов Б. Речетворчество. (По поводу «заумной» поэзии,)// Леф. 1923. № 2. С. 79-91.

О «зауми» в поэтической и практической речи; социологическое объяснение «зауми» и ее роли в поэзии.

94. О н ж е. Язык поэтический и язык практический//Печать и революция, 1923. Кн. VII. С. 58-67.

Критический пересмотр общих положений школы формалистов в свете формально-социологического метода.

95. П е ш к о в с к и й А. М. Стихи и проза с лингвистической точки зрения//Свиток. № 3. М., 1924. С. 197–224. Также в книге П.: Сборник статей. Л., 1925. С. 153-166.

Обоснование принципиальной разницы между ритмом стихов и прозы с лингвистической точки зрения; строение свободного (тактового) стиха и мерной прозы.

96. П е ш к о в с к и й А. М. Глагольность как выразительное средство//Пешковский A.M. Сборник статей. Л., 1925. С. 141-152. Характеристика стилистических достоинств частей речи.

97. Т и м о ф е е в Л. Ритм стиха и ритм прозы. (О новой теории ритма прозы проф. A.M. Пешковского.)//На литерат. посту, 1928. XIX. С. 20-30.

98. Б о б р о в С. П. Заимствования и влияния. (Попытка методологизации вопроса.)//Печать и революция, 1922. Км. VIII. С. 72-92.

Об установлении влияний в поэзии по текстуальным совпадениям.

99. 3 е л е н е ц к и й А. Эпитеты литературной русской речи. Ч. I. М., 1913. С. IX+200.

Подбор эпитетов русских писателей по алфавиту слов, имеющих эпитеты. Книга дает некоторый материал для словаря эпитетов, малоудовлетворительного, однако, по принципам составления.

Рец. С. Боброва в сб. «Труды и дни. 1914. № 7. С. 164–167.

100. М а л а х о в с к и й В. А. Эпитет Тютчева//Камены. № 1. Чита. 1922. С. 17-30.

101. Ш у в а л о в С. К поэтике Н.А. Некрасова. Сравнения//Свиток. № 1. 1922. С. 135-148.

Характеристика в плане описательном и статистическом сравнений Некрасова как средства изобразительности и эмоциональности. Общая характеристика художественных форм Н. на основе анализа сравнений.

См. также № 147.

102. Э л ь с б е р г Ж. Сравнения и метафоры как классовая образовая оценка объекта описания//Октябрь. 1927. Январь. С. 123-141.

Социологическое изучение формальных моментов художественного творчества. Разбор существующих определений сравнения и метафоры и анализа их как классовой оценки объекта, описываемого художественно-образовым языком данной классовой группировки. В виде примера дан разбор сравнений и метафор Гладкова («Цемент»), Рейснер, Леонова, Пильняка.

103.Ермолаев Вад. Синтаксическая характеристика жанров словесных произведений в статистическом освещении. Ч. I. Вып. I. Изд. Филиппова. Казань, 1915. С. 46.

Характеристика литературных жанров со стороны типов, видов и членов простых предложений.

104. Б а л у х а т ы й С. Д. Некоторые ритмико-синтаксические категории русской речи//Изв. Самарского Гос. Унив. 1922. № 3. С. 13-25.

О синтаксических повторах в речи разговорной и художественной как признаках ритмического ряда.

105. Р о з е н б е р г А. Из наблюдений над синтаксисом русского былевого эпоса//Науковi Записки Наук. – Дослiдчоï катедри исторiï украiнськоï культури». 1927. № 6. С. 339-351.

Обзор работ, посвященных изучению былинного стиха. Наблюдения над ритмико-синтаксическими особенностями былинного стиха в связи с анализом былинных исторических фигур.

106. Ж и р м у н с к и й В. М. Как разбирать стихотворения?//Жизнь Искусства. 1921. №№ 691-693.)

107. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Закономерность мелодии речи//Маски. 1913-14. № 7-8. С. 37-72.

Определение мелодии речи и ее слагаемых, отличие музыкальной мелодии от речевой, об ударении в слове и в фразе, о композиции мелодии, о мелодических изменениях, о значении для мелодии знаков препинания, роль эмоций при сложении мелодий.

108. О н ж е. Теория русской речевой интонации. Пг.: Гос. Изд., 1922. С. 128.

Системное и расширенное изложение теории, приведенной в первой работе. Обе работы в части, касающейся мелодии и ритма речи, могут быть использованы при анализе мелодических рисунков литературных произведений.

109. С а б а н е е в Л. Л. Музыка речи. Эстетическое исследование. М.: Работник Просвещения, 1923. С. 190.

Главы: О музыке речи. Анализ звуков речи. Дыхание в речи. Эмоциография речи. О содержании ритма. Речевая эвфония. Мелодия прозаической речи. Поэтическая речь. Возникающие проблемы.

Книга С. в части терминологической и отдельными приемами анализа мелодического и фонетического строя стиха и прозы полезна и теоретику литературы.

110. Э й х е н б а у м Б. М. Мелодика русского лирического стиха. Пг.: Опояз, 1922. С. 199.

Постановка проблемы мелодики стиха и рассмотрение процесса развития мелодических приемов в русской лирике XIX в. Материал: Жуковский, Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Фет.

111. Ж и р м у н с к и й В. М. Мелодика стиха. (По поводу книги Б.М. Эйхенбаума «Мелодика стиха».)//Мысль. 1922. № 3. С. 109–139.

Задача статьи – обосновать точку зрения на вопросы «мелодического стиля» в русской лирике, отличную от методов и подходов Эйхенбаума.

112. А с е е в Н. Н. Дневник поэта. М.: Никитинские субботники, 1929. С. 73.

Главы: Наша рифма. Мелодика или интонация. Ключ сюжета.

113. Б е р г с о н А. Смех//Собр. соч. Т. V/Изд. М.И. Семенова. СПб., 1914. С. 96-206.

Об отдельных словесных приемах комического, преимущественно в жанре комедии.

114. Б е л ы й А. Жезл Аарона. (О слове в поэзии. )//Сборн. «Скифы». I. СПб., 1917. С. 155-212.

Частично: изобразительность стиха, «словесная инструментовка», ассонансы, аллитерация, ритм.

115.Артюшков А. Звук и стих. Современные исследования фонетики русского стиха. Пг.: Сеятель, 1923. С. 72.

Критический разбор фонетических анализов стиха Белого, Лукьянова, Дурылина, Шульговского, Боброва с приложением примерных таблиц гласных и согласных звуков русского языка с пояснениями.

116. А р т ю ш к о в А. Стиховедение. Качественная фоника русского стиха. М.: Изд. «Всеросс. союз поэтов», 1917. С. 106. (На обл.: А. Артюшков и Г. Шенгели. Энциклопедия стиховедения.)

Анализ звуковой стороны русского лирического стиха со стороны качества звуков на материале лирики Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Бальмонта. Метод – статистическое исследование.

117. Брюсов В. Я. Звукопись Пушкина//Печать и революция, 1923. Кн. II. С. 48-62.