Смекни!
smekni.com

Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса 2006г.; (стр. 26 из 26)

77. Ваш ровесник в современной литературе (по одному или нескольким произведениям).

В повести Ю. Полякова «Сто дней до приказа» описаны несколько дней из жизни рядового Ку-прияшина. От его лица и ведется повествование. Действие основано на конфликте между «стариками» и молодыми солдатами. Почему «старики» вправе использовать труд молодого солдата, объясняя это циничным выражением типа: «Ничего, пусть жизнь узнает! Ему положено!»?

«Дед», ефрейтор Зубов, рьяно воспитывает «сынка» Блина, рядовой Куприяшин, которому Блин симпатичен, пытается этому помешать, но у него это получается не всегда удачно. Рядовой Елин из батареи пропадает. В повести много суждений, характеризующих армейскую службу. Вот как отвечает замполит Осокин, прошедший войну в Афганистане, на замечание, что «дедовщина» — это просто традиция: «Нет, это не забавная традиция, не веселая игра... Это ржавчина. Разъедающая армию изнутри... Без армии нет Родины, а без дисциплины нет армии! И ничего так не разъедает дисциплину, как неуставные отношения!»

Некоторые офицеры пытаются поддержать порядок в казарме с помощью «дедовщины». Это лейтенант Уваров, на котором лежит вся ответственность за воспитание EOHHQB. Главным выводом из повести могут служить слова Блина: «Мы сами придумали это свинство и сами от него мучаемся». Мысли Куприяшина: «Мы, чтоб жить спокойно, часто двигаем на трибуны трепачей, а потом жалуемся, будто ничего не меняется, но ведь ничего не делаем, ничего не делаем сами!»

С. Каледин в повести «Стройбат» рассказывает о нескольких днях из жизни военных строителей. Это сборная часть, своего рода свалка, куда собрали «скверну» из многих стройбатов. Поэтому нравы здесь не так уж отличаются от зоны, да и интересы те же. «Короче, ехали в ад, а попали в рай. Вот ворота, а справа, метров двести, — танцверанда; вот ворота, слева метров двадцать магазин. А в магазине — рассыпуха молдавская, семнадцать градусов, два двадцать литр. С десяти утра. Малинник!» Солдаты пьют и колются. Центральная сцена — грандиозная драка между ротами. Костя Карамычев — герой повести — последние восемь месяцев работал на хлебокомбинате и крал, что только мог. От пьянства «не просыхал». Когда же, «вконец оборзев», попался, командир роты Дощинин «предложил Косте на выбор: или он дело заводит, или Костя срочно чистит все четыре отрядных сортира». Тот выбрал последнее, взяв, разумеется, помощников из молодых. При «дембеле» же этот командир дал Косте следующую характеристику: «За время службы... рядовой Карамычев К. М. проявил себя как инициативный, исполнительный, выполняющий все уставные требования воин... морально устойчив. Характеристика дана для предоставления в Московский университет».

78. Основные темы и идеи современной публицистики (на примере одного-двух произведений).

Многие современные писатели затрагивают в своих публицистических выступлениях острые проблемы сегодняшнего дня.

Так, Сергей Залыгин считает одной из наиболее актуальных задачу охраны окружающей среды. «При современной технике мы можем очень многое, но «можем» и «можно» — разные вещи. У «можно» есть альтернатива — «нельзя», «не следует», «не нужно», у «можем» такой альтернативы часто не бывает... И теряется чувство предусмотрительности, ответственности. Техническая идея становится для проектанта idee fix... Ведь мы передаем следующим поколениям не только те или иные сооружения. Мы передаем и этику наших производственных отношений, и культуру взаимодействия с природой, нашу ответственность за будущее, которое закладывается в сегодняшних предначертаниях».

Фазиль Искандер высказывает суждения о взаимосвязи политики, экономики и духовной культуры. «Базисом человека и человеческого общества является совесть, а экономика — одна из важнейших надстроек. Экономика без базиса — совести — это зверинец с открытыми клетками, что мы видим сегодня у нас... На вопрос, что мы строим, мы должны иметь мужество ответить: мы строим совестливое государство, мы строим государство совести. «Совестливое государство» сегодня звучит несколько смешно, как слон, плачущий при звуках музыки. Но завтра это может стать естественным и радостным началом жизни». Особую роль в общественной жизни, по мнению Искандера, должна играть интеллигенция. «Настоящий интеллигент — это человек, для которого духовные ценности обладают материальной убедительностью, а материальные ценности достаточно призрачны... Интеллигент — миссионер совести и знаний, которые позволяют человеку жить по совести».

Крупнейший литературовед Д. С. Лихачев выступает в публицистике с вопросами, касающимися развития искусства, литературы, судьбы русского языка. Он обращается к молодому поколению с призывом любить искусство и учиться понимать его: «...будем неустанно учиться ценить... то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли».

Особое внимание обращает Д. С. Лихачев на сохранение чистоты русского языка. «Язык человека — его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает». «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». Русский язык, утверждает ученый, — один из совершеннейших языков мира, давший лучшую в мире литературу и поэзию. Надо гордиться таким языком, постоянно совершенствовать свое владение им. «За своим языком — устным и письменным — надо следить постоянно».