Петр Андреевич Гринев — герой повести Пушкина «Капитанская дочка», от имени которого ведется повествование. Сын симбирского помещика,
много лет безвыездно живущего в своем имении, и бедной дворянки, Гринев воспитывался в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Сам герой признается, что «рос недорослем». Лучшие черты Гринева, обусловленные происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутье ярко проявляются в минуты испытаний и помогают ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Герою хватает благородства просить прощения у крепостного — преданного дядьки Савельи-ча, он сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, он быстро разгадал низменную натуру Швабрина. В порыве благодарности он без раздумий дарит заячий тулуп встречному «вожатому», а главное — умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачеве незаурядную личность, отдать должное его справедливости и великодушию. Наконец, ему удалось сохранить человечность, честь и верность себе в условиях бунта. Для Гринева равно неприемлемы стихия «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и формализм, бездушная холодность официального, казенного- бюрократического мира, особенно отчетливо проявившаяся в сценах военного совета и суда.
Оказавшись в критической ситуации, Гринев стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от принесения присяги Пугачеву и любых компромиссов. С другой стороны, во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, справедливо опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Отстаивая свое право на счастье, Гринев совершает безоглядный, смелый, отчаянный поступок. Поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачевцами, но и ставил на карту свою карьеру, благополучие, честь. Это был прямой вызов официальным кругам, нарушение принятых норм.
В. Г. Белинский писал: «Капитанская дочка» — нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудо совершенства».
«Капитанская дочка» — это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»), и роман-притча (судьбы героев — подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»).Гринев — свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, встреча с вожатым во время бурана, любовный конфликт). Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.
Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.
Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе — долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Гринев-человек победил Гринева-солдата, присягнувшего императрице, — он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева.
Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же «человеческое измерение» чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что честь «почитал святынею своей совести».
Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева («Моя искренность поразила Пугачева»). В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.
Роман «Евгений Онегин» создавался более семи лет (1823—1830). Роман не писался «на едином дыхании», а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества.
Пушкин создал в романе новый тип героя — «героя времени». Автор подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» — своеобразный протест против социальных и духовных норм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них — Автор и Ленский).
Ленский, красивый и богатый 18-летний юноша, как и Онегин, изображен чужаком среди окрестных помещиков — крепостников и невежд. Герои стараются избегать общества «господ соседственных селений». При всей взаимной противоположности — хандра одного и романтическая мечтательность другого («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») — они становятся друзьями.
В долгих спорах Онегин и Ленский затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль науки и культуры в совершенствовании человечества, добро и зло, искусство, религия и мораль, значение страстей в жизни личности.
Пушкин акцентирует внимание не на теоретических разногласиях героев, а на контрастах юности и зрелости, наивности и трезвости, энтузиазма и скепсиса.
Позиции героев-антиподов оказываются сами по себе ущербными, но в то же время взаимодополняющими и в этом смысле духовно ценными.
Если Онегиным владеет прежде всего разум, да еще охлажденный опытом жизни» то в Ленском чувство преобладает над разумом. Онегин относится ко всему с сомнением, Ленский проникнут верой в человека, в любовь, в дружбу. Индивидуализм Онегина часто приобретает эгоцентрические черты, Ленский готов пожертвовать собой за счастье человечества.
Пушкин показывает, что бедой обоих его героев является оторванность от народной почвы (в отличие от Татьяны).
Ленский свято верит в конечное торжество добра, в возможность совершенствования мира. Во имя торжества этих идеалов он готов пожертвовать собой: вызвав Онегина на поединок, он доказал это на деле. Однако прекраснодушные мечты Ленского не выдерживают столкновения с реальностью. Идеальный друг, каким он считал Онегина, не находит смелости отказаться от поединка и убивает юного поэта.
День Ленского в деревне складывался примерно по той же схеме, что у Онегина, но это не вызывает в нем никакой скуки. «Он рощи полюбил густые,/Уединенье, тишину,/И ночь, и звезды,/ и Луну...»
Не будучи врагами, не успев испытать, пережить то единственное, что оправдывает поединок, два человека направили друг на друга пистолеты. После этого движение «романа в стихах» переменит свое русло.