Смекни!
smekni.com

Южная ссылка Пушкина (стр. 2 из 3)

В 1832 году вышли из печати два номера "Европейца", в которых были помещены пять стихотворений Языкова и среди них "Ау!" - один из его шедевров.

В конце сентября переехал в Ганау, где вместе с братом, П.М. Языковым, занимался переводами с русского на немецкий. Они перевели очерк Дениса Давыдова "Тильзит", письмо Жуковского о "Мадонне" Рафаэля, "К морю", "Узник" и другие стихотворения А.С. Пушкина, несколько стихотворений Языкова. Летом Николай Михайлович начал писать и свои стихи.

Между тем в Москве вышла книга "56 стихотворений Н.М. Языкова", составленная Валуевым, а позже сам поэт подготовил к изданию сборник "Новые стихотворения", написанные в 1834-1844 годах. Здоровье Языкова ухудшается. Он проходит еще один курс водолечения в Москве, но силы его уходят, 26 декабря 1846 года поэт скончался.

4. Творчество Пушкина 1817-1820 гг.

Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пуш­кина. Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский — прочили Пушкину поэтиче­скую славу. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был за­числен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в августе 1817 года вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.

Радостное чувство овладело Пушкиным. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политиче­ским спорам, игре воображения, дружеским встречам. Круг зна­комых Пушкина расширился: здесь и друзья-лицеисты, и новые ценители его таланта.

Не нужно, однако, представлять Пушкина расточающим в без­делье свои духовные силы. Особенностью тогдашних дружеских сходок было не одно лишь бездумное веселье. Встречи друзей одухотворялись серьезными разговорами и свободолюбивыми меч­тами, оживлялись стихами, шутками. Молодежь бросала свое­образный вызов казенному обществу, которое привыкло ценить людей за их знатное происхождение, за богатство, за добытые лестью или искательством чины. На встречах молодежи все были равны, независимы. Здесь ценили друг друга за ум, талант, спо­собности. Вот почему правительство Александра I, а позднее и Николая I внимательно присматривало за молодыми вольнодум­цами, которые вместо ревностной службы в расчете на чины и награды, вместо прилежного послушания утверждали новые че­ловеческие отношения, основанные на равенстве и личном до­стоинстве. Дух независимости и свободы противостоял мелкой светской суете, ловле чинов и поискам выгодного служебного места.

Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего вре­мени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. Пушкин охотно читал здесь свои политические стихи, знал, что в этом обществе пой­мут пламенные порывы его мятежного сердца. Несколько позже, в 1819 году, Пушкин стал посещать дом Н. В. Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены круж­ка «Зеленая лампа» ', тесно связанные с ранним декабристским обществом «Союз благоденствия». Сюда входили поэт Федор Глинка, декабрист Сергей Трубецкой, приятель Пушкина, офицер Яков Толстой и другие участники. Собрания кружка сохранялись в тайне. На них обсуждались политические, экономические, со­циальные вопросы. Каждая тема в конечном итоге сводилась к двум — к необходимости устранить или ограничить монархиче­ское правление и уничтожить крепостное состояние.

В кругу этих политических споров возникает и питается ими вольнолюбивая лирика Пушкина. Одним из самых значительных стихотворений была написанная в 1817 году ода «Вольность».

„Вольность" (1817). Уже само название оды должно было напомнить читателю радищевскую оду «Вольность», известную молодежи по спискам.

В первых строках Пушкин определяет цель оды — «На тронах поразить порок». Он прибегает к торжественному строю речи. Поэт полон благородного, возвышенного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право народа на сво­боду. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Нарушение закона гибельно для го­сударства. В условиях самодержавной России эти идеи Пушкина, несмотря на их отвлеченный и умеренный характер, приобретали глубоко революционный смысл, потому что поэт осуждал тира­нию верховной власти и грозил ей неминуемым возмездием.

„Деревня" (1819). Одним из самых смелых политических сти­хотворений Пушкина стала «Деревня». В оде «Вольность» поэт возвысил свой голос против тиранов, попирающих закон. В «Де­ревне» он гневно осудил крепостничество.

В стихотворении последовательно развивается одна мысль. Предметом стихотворения становится, прежде всего конфликт внутри души поэта, порожденный контрастными картинами деревенской жизни. Сначала автор предстает поэтом-мечтателем и думает об уединении на лоне природы, вдали от «суетных оков»:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...

Скромный деревенский пейзаж дороже поэту «порочного дворца Цирцей» и «роскошных пиров». С сельским миром его роднят труд, душевное спокойствие и чувство свободы. В «пустынном уголке» он полон высоких дум:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить...

Поэт надеялся, что, уединившись в деревне и предавшись поэзии, он обретет покой и вдохновение. Но жизнь разрушила эти слад­кие мечты: поэт увидел не только мирный и красивый пейзаж. Он поражен зрелищем рабства, беззакония и несправедливости:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Мечтателю деревня рисовалась в слишком розовых красках. На самом же деле здесь царствует «барство дикое». Прекрасная при­рода («Среди цветущих нив и гор...») противопоставлена картине позорного рабства, несовместимого с ней. Контраст выражен и в построении (композиции), и в лексике, и в интонации. Воспро­изводя первую картину, поэт размышляет, он задумчив. Медлен­ным взором он обводит открывающийся сельский пейзаж. Слова здесь точно определяют предметы и выражают чувства человека, взволнованного красотой природы («темный сад», «двух озер ла­зурные равнины»). Тон описания — размеренный, сосредоточен­ный. При изображении второй картины все меняется: исчезает медлительность и появляется торжественность. Созерцание усту­пает место негодованию. Возникают ораторские обороты с харак­терными для них риторическими вопросами и восклицаниями. По­вышается количество слов, несущих оценочную, эмоционально выразительную нагрузку: «мысль ужасная», «убийственный по­зор», «барство дикое», «насильственной лозой», «рабство тощее», «тягостный ярем» и т. д. Возмущенный картиной страшного про­извола, поэт-мечтатель превращается в поэта-гражданина и вы­ступает не только от своего лица, но и от имени передовых людей, жаждущих освобождения народа. Недаром он называет себя «дру­гом человечества» и призывает «витийства грозный дар» с тем, чтобы не умиротворять, а «тревожить сердца». Так логически ясно развивается мысль Пушкина. Поэт порывает с первоначаль­ным книжным и неглубоким восприятием деревни и устремляется к познанию реальных противоречий русской действительности. В «Деревне», как и в оде «Вольность», Пушкин видит свободу человека, закрепленную в законе (конституции):

При этом личная свобода каждого человека неотделима для Пуш­кина от свободы народа. Поэтому он, надеясь еще в то время на милость царя, вопрошает:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В этих последних строках слышится страстное ожидание сво­боды, горячий ее призыв.

„К Чаадаеву" (1818). Вольнолюбие с особой силой в петер­бургский период проявилось в стихотворении «К Чаадаеву», ко­торое написано в жанре дружеского послания. У Пушкина личная тема, не теряя интимного характера, наполняется глубоким об­щественным содержанием. Радость жизни и счастье человек мо­жет постичь лишь в свободном обществе. Поэтому в стихотворе­нии на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. В стихотворении чувства Чаадаева и Пушкина объединяются («Недолго нежил нас обман...», «Но в нас горит еще желанье...», «Мы ждем с то­мленьем упованья...», «Напишут наши имена!»). Их дружба пи­талась высокими гражданскими мыслями и чувствами о свободе народа, стонущего под игом самовластья.

Стихотворение начинается с грустной ноты: упоение жизнью, ее радости, ее надежды оказались всего лишь «обманом». При столкновении с реальностью мечты о славе, любви, свободе часто оборачиваются неверием, сомнением. Так было с Чаадаевым. Пушкин мягко и нежно поддерживает в своем друге твердую уверенность в конечной победе свободолюбивых идей, в том, что мечты о славе (а он считал Чаадаева человеком государственного ума) не напрасны. Печальный тон сменяется бодрым, жизнера­достным:

Но в нас горят еще желанья...

Стихотворение превращается в вольный, ничем неостановимый порыв к свободе. Страстную жажду «вольности святой» не могут победить ни трудности борьбы, ни грозящие преграды, ни «гнет власти роковой». Порыв к свободе, нетерпеливое ожидание ее торжества выражают могучее вольнолюбие поэта. Вот почему столь повелительно и призывно («Товарищ, верь...») обращение Пушкина к другу, столь убежденна его речь, полная пророческого предсказания:

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В стихотворении по сравнению с «Деревней» и «Вольностью» слово «свобода» обогатилось новыми оттенками. В «Деревне» в «Вольности» Пушкин подразумевал под свободой прежде всего закон, конституцию, ограничивающие власть царя. В послании «К Чаадаеву» сохранилось такое понимание слова «свобода».