«Зачем, зачем в день встречи роковой
Блеснули вы, задумчивые очи?
Зачем, зачем мы встретились с тобой,
Зачем сошлись, чтоб в жизни разойтися?»
С этого времени из-под пера графини выходят стихотворения, продолжающие тему «Встречи»: «Та же мысль в других словах» 24октября/, «Разговор во время мазурки»/11ноября/, «0твет» / «Из разговора на рауте – декабрь»/, «Ссора»/10 марта 1838г./, «Последнее слово» /24апреля/, «Вы вспомните меня» /апрель/Ясно одно, что они отзвуки волнующих встреч и объяснений. Лирика Ростопчиной превратилась в настоящий стихотворный дневник. Из «Разговора во время мазурки» узнаем, что поэтесса услышала признание в любви. На это прямо указывает французский эпиграф: «Он сказал, что любит меня, что находит меня прекрасной и что мне навсегда отдано его сердце» .По-видимому, сгорая от пламенных чувств к молодой очаровательной графине, Андрей Карамзин потряс все её нравственные устои. Разговор получился тяжелым с обеих сторон, в какой-то мере обидным для Ростопчиной, так как поклонник с усмешкой парировал её слове о том, что дать волю своим чувствам - значит запятнать честь женщины. В ответ она сказала ему:
«Смеётесь вы?..Чему?..Тому ль, что в двадцать лет
Разумно я смотрю без грез на жизнь и свет
Что свято верую я в долг и добродетель?
Что совести боюсь, что мне она свидетель
Всех чувств и помыслов, всех тайн души моей?»
Но крепнет её чувство к Андрею, а с другой стороны преследует боязнь не удержаться на высоте нравственных позиций:
«Хоть я и говорю: «Никто и никогда!»,
Я так неопытна, пылка и молода.
Что, право, за себя едва ли поручись я!
Мне страшно слышать вас, смотреть на вас боюсь я!»
Невозможно унять страсть и страх перед ней, хотя прошло несколько месяцев. Сомнения в глубине чувств Андрея разъедают душу. Однажды дело закончилось серьёзной размолвкой.
«Все кончено навеки между нами...
И врозь сердца, и врозь шаги...
Хоть оба любим мы, но, встретившись друзьями,
Мы разошлися. как враги,"-
свидетельствует искренняя поэтесса 10 марта 1838г.в стихотворении «Ссора». Боясь стать пленницей страсти и окончательно потерять голову, молодая графиня выказывает любимому напускное полуравнодушие. А он начинает подозревать в ней холодную кокетку. Замужняя женщина, графиня между чувством, в ожидании которого она жила все эти годы, и супружеским долгом графиня выбирает второе и покоряется печальной необходимости.
Приближается день отъезда Ростопчиной в Анну. Сопротивляться переезду в глухую деревню бессмысленно. Ожидавшая второго ребенка, поэтесса вынуждена была, как и в первый раз, расстаться со светской жизнью. Уезжая, Ростопчина прощалась со своим возлюбленным в стихотворении «Вы вспомните меня!»/апрель 1836г./Допуская возможность увлечения Карамзина какой-нибудь светской красоткой и предсказывая большое разочарование, которое он может пережить, поэтесса надеется, что тогда он с благодарностью вспомнит о ней.
«Проезжая иногда пред домом опустелым,
Где вас всегда встречал радушный мой привет,
Вы грустно спросите; «Так здесь её уж нет?»
И, мимо торопясь, махнув султаном белым,
Вы вспомните меня!»
Спустя две-три недели Ростопчина прибыла в Анну. Целых два года, которые она провела здесь, графиня находилась во власти петербургских впечатлений. Тема обворованной, но живой любви звучит в стихотворениях, написанных на нашей Родине. Она томится от разлуки с любимым, которого "в кумиры избрала", хочет знать, думает ли он о ней или уже забыл, ревнует его петербургским прелестницам/"В степи",март 1838г./.Но больше всего её терзает неуверенность в прочности мужской любви. В стихотворении"Может быть /май 1838г./ отразилась боязнь быть обманутой, хотя подобие надежды на благосклонность судьбы все же остается. Однако, чем больше проходит дней в деревенском "заточении" и "неволе",как она выражается, тем слабее мерцает огонек надежды. Этим настроением проникнуто одно из лучших её стихотворений "Недоконченное шитьё"/октябрь 1839г./. В Анне написана "Любовь в Испании".Прикрытый ранее автобиографический смысл этой романтической поэмы теперь совершенно очевиден.
Настала весна 1840 года- и вдруг все переменилось. В стихах поэтессы появляются не просто мажорные- нет, ликующие интонации. С этого времени остановившееся течение романа получает сильнейший толчок. Предвестие радостного обновления жизни чуть брезжит уже в стихотворении «Красные дни»/март 1840г./ Меняется её настроение:
«Я верю, сладкий соловей,
Я верю радостным приметам..
И буду ждать: авось ли светом
Сменится мрак души моей!"
/"Первый соловей",1840г./
"И есть еще любовь...
……………………………………………
Она горит и блещет;
Всю душу женскую, весь тайный сердца жар
Блаженству милого она приносит в дар,
И им одним живет, и им одним трепещет!
Она бесценный перл, она душистый цвет,
И ей меж радостей земных подобной нет!»
/ «Три любви», 1840г./
В поздних своих стихах Ростопчина всегда связывала самые блаженные дни своего счастья с весной. В чем же причина этой перемены? В чем прелесть мая, воспеваемого поэтессой во многих произведениях?
Уже упомянутая А.О.Смирнова - Россет в письме к Жуковскому от I апреля 1840года пишет о том, "что семейство Карамзиных в это лето «расклеивается», «Андрей едет за ремонтом», Ремонт - поставка лошадей для армии; ремонтерами именовали в то время офицеров, занимавшихся покупкой лошадей для кавалерийских полков. Муж Ростопчиной числился ремонтером одно из гусарских полков ради сохранения за собой военного чина. Имея конный завод недалеко от Анны, он даже сам не поставлял лошадей, а перепоручал дело другим ремонтерам. Андрей Карамзин, служивший в это время в лейб-гвардии конной артиллерии, конечно же, был прекрасно осведомлен об этом. Истосковавшийся от своей вялой жизни он использует возможность отправиться в Анну за ремонтом, но на самом деле с главной и единственной целью - повидаться: с графиней. Этот вывод можно сделать и из дневниковых записей В.А.Жуковского 13/25: марта следующего 1841года.Подтверждением тому, что весеннее свидание в Анне действительно имело место, служит более позднее стихотворение Евдокии Петровны "Весенний гимн"/10мая 1851г./:
«Я знаю быль...Давно в степи далекой
Была весна...цветущая весна,
И праздник свой справляла там она...
..И двое там...он и она...сошлися...
Сошлися вдруг, нечаянно, нежданно,
Влюбилися и ожили душой. И расцвели с природой весной.»
"Степью далекой" Ростопчина называла нашу Анну.
«Расстались мы!...В степи далекой
Течет безмолвно жизнь моя...
В деревне скуке одинокой Обречена надолго я..,»-
пишет Евдокия Петровна в Анне в мае 1838года в стихотворении "В степи". Встреча весной 1840 года открыла совершенно новую страницу в отношениях между Карамзиным и Е. П. Ростопчиной. Именно тогда, испытав себя на протяжении двухлетней разлуки, их чувства обрели настоящие крылья для большой подлинно поэтической любви. Судя по стихам 1840 - 43годов, в сознании поэтессы исчез тот страх греха, который преследовал ее раньше. Возможно, созревшая в ней страсть смела эту преграду. Но возможно и другое. По свидетельству С.М.Загоскина, Ростопчина отдалась любви к Андрею Карамзину после того как муж цинично объявил ей, что «давно содержит какую-то актрису». Она «оскорбленная и униженная, дала волю своему чувству» /С.М. Загоскин: сочинения./1840-43 годы Ростопчина подолгу жил: в Петербурге, отлучаясь из него на непродолжительное время в Анну и Вороново. Очевидно, её встреча с Андреем Карамзиным были в эти годы достаточно частыми. Кроме упоминавшихся уже стихотворений и глав «неизвестного романа», счастливая пора в жизни поэтессы оставила след и в ряде других стихов: «Молитва за себя», «Верую», «Запретный кубок», «Накануне Нового года», «Подаренный букет».
В том, что Ростопчина и Карамзин были без памяти влюблены друг друга и находились в интимных отношениях, убеждают сын писателя М.Н. Загоскина, в конце сороковых - начале пятидесятых годов бывший частым гостем поэтессы в ее московском салоне, а также князь А.В. Мещерский в своих воспоминаниях. Существуют свидетельства и о том, что у Ростопчиной от Карамзина были две внебрачных дочери – «Сёстры Андреевы». Которые воспитывались в Швейцарии в семье женевского священника из России. /см. Шатилов Н. «Из недавнего прошлого»/По свидетельству Н. Шатилова, та же, старшая, Ольга Андреевна, была очень красивая девушка, «Она была настоящим олицетворением русской красавицы». Известно, что брат поэтессы С.П. Сушков, усердный ревнитель женской чести своей сестры, дошёл до того, что оставил за бортом шедевр Ростопчиной «Неизвестный роман»,не менее трёх десятков стихотворении, внушённых любовью к А. Карамзину, две поэмы . Самый известный биограф поэтессы, он насколько мог тщательно заметал даже самые слабые следы, ведущие к потаённому роману сестры .Ведь Андрей как и вое его знаменитое семейство, принадлежал к элите столичного общества. Почти всех членов семьи лично знал Николай I.
1644 г. стал роковым для Ростопчиной. Андрей, которому исполнилось тридцать лет, воевал на Кавказе, желая оправдать свою принадлежность к прославленному в России семейству и в угоду честолюбивым устремлениям матери. Но в военных действиях ему не везёт: в первом же сражении он получает ранение и контузию. Разлука с любимым, тревожные вести о его ране печальная перемена в отношениях с ним, усложняющиеся отношения с мужем устройство двух «незаконнорожденных» девочек - все это ввергает Евдокию Петровну в тяжелую нервную депрессию. В середине известной «черновой книги» на чистой странице сделана только одна лаконичная запись: «В 1844 не написано ни одного стиха». Вторая запись по-французски: «Я прожила страдая». Две последние гласят: «Жизнь поглотила все силы души и сердца. Для поэзии ничего не осталось».