Встреча с Андреем в январе 1845года не приносит удовлетворения: это был уже другой человек. Под впечатлением печальных перемен в отношениях с Андреем, усложнившихся до предела отношений в семье Ростопчина с мужем и детьми 16 сентября 1845года уезжает за границу. С болью в душе покидает поэтесса Отечество. дорогою за границу она пишет «Молитву в грустный час», в которой предвидит возможность самой неутешительной для себя участи:
«Кто знает, может быть, бывалый друг
Врагом предстанет мне...»
Все заграничные стихи пронизаны мыслью о потерянном счастье. Лучезарное небо Италии, о встрече с которой она так долго мечтала, не радует, угнетает.
«Мне дико, тяжело,...Тревожное дыхание
С усильем из груди стремится на простор»,-
она пишет в «Первом взгляде на Неаполь» в апреле 1846 года:
«И в сердце и в уме я чую замиранье.
Как будто надо мной небесный приговор
Здесь тайно высказан, как будто злое горе
Мне возвещается в предчувствии моем...»
Предчувствия .как и прежде, не обманули женщину. Андрей Карамзин, подчиняясь воле своей властной матери, давно приглядевшей ему невесту, а также по материальным причинам женится на Авроре Демидовой, богатой вдове. Женитьба Андрея лишает возможности Ростопчину переписываться с ним для общения остается только поэзия. Все стихи итальянского периода, поэма «Донна Мария Колонна Манчини», а также баллада «Насильный враг» пересылаются поэтессой в «Северную пчелу» Ф.В. Булгарину. Ростопчина руководствуется только одним – поскорее донести до Петербурга свой голос. Поэма «Донна Мария Колонна Манчини» - по сути исповедь Ростопчиной перед Андреем Карамзиным, сопровождаемая вопросами к нему, признаньем в своём горе, заверениями в любви. Поэма - беспрецедентный в русской литературе разговор автора из далека с единственным сокровенным читателем Никто, по убеждению героини поэмы не может дать большего счастья оставившему ее возлюбленному, чем дала она. Её любовь потребовала от неё самоотречения, бездны чуткости, изобретательности, находчивости. Расставаясь с любимым, Ростопчина устами героини желает ему счастья, но, представляя себе облик новобрачной, с которой, конечно, не раз встречалась в свете, она поневоле становится предсказательницей неблагополучия этого брака. И, как бывало прежде, ее предсказания сбылись. Супружество это, не смотря на блестящую внешнюю обстановку и малахитовые палаты, в которые ввела Андрея вдова Демидова, дало ему мало счастья.
Но не судьба была Андрею услышать, вернее прочесть, пронзительное обращение и предупреждение, из всего того, что поэтесса направила Булгарину, была напечатана только злополучная баллада «Неравный брак», в которой критики усмотрели скрытое осуждение деспотической политики российского самодержавия в Польше. Именно этот факт и реакция Николая I на крамольное произведение стали причиной отчуждения графини от Петербурга. Ростопчина стала «персоной нон грата» в столице и вынуждена была надолго поселиться в Москве. Но думается, не только баллада стала причиной столь резкого решения царя. Влиятельные люди и в первую очередь мать Андрея «постарались» для благородного любимца . Только смерть царя в феврале 1855 года положило конец опале. Лишь через девять лет поэтесса получила возможность повидать город, где так много напоминало ей о встречах с любимым. Но это время его там уже не было. 16 мая 1854 года Андрей Николаевич Карамзин, полковник конной артиллерии, был изрублен на куски в стычке с турками. И лишь трагедия стёрла в сознании поэтессы все обиды, всё мучительное и мрачное, что принесла ей разлука с любимым человеком. Просветленный образ его предстает перед ней в небывалом поэтическом ореоле. В священный месяц рождения их союза/май 1840г, Анна/ она писала спустя годы, да отпала необходимость скрывать свои чувства и их предмет:
«И много лет прошло уже с тех пор,
И много раз весна уж отцветала,
И многого, и многих уж не стало,-
Но помню я сердечный договор,
Но и теперь твержу я, как бывало,-
Потупя долу влажный взор:
"Цветёт однажды жизни май и безвозвратно!"
Закрылися, смежились навсегда
Сиявшие любовию мне очи,
Но и теперь, во мгле весенней ночи,
Я вижу их перед собой; Когда
С волшебством глаз бороться мне нет мочи,-
Они твердят мне, как тогда:
"Цветёт однажды жизни май и безвозвратно!"
И соловей, как в оны дни поет,
Как в оны дни, сирень благоухает,
И жемчугом в густой траве мелькает
Душистый ландыш...все опять живёт...
Но лишь во мне душа не расцветает!..
И мимо, мимо жизнь идёт!
«Цветёт однажды жизни май и безвозвратно!»
Эти строки рушат страшное обвинение, выдвинутое в 1856 году Чернышевским в якобы органической неспособности Ростопчиной зажечься сильным , самозабвенным чувством, откуда-де пристекают вялость и сухость всех её писаний, убожество и пустота её внутреннего мира. В письме А.В.Дружинину от 18 октября 1854 г., спустя полгода после гибели Андрея, у Ростопчиной вырвались такие слова: «Я хочу бросить писать и сломать свое перо; цель, для которой писалось, мечталось, думалось и жилось, эта цель больше не существует; некому теперь разгадывать мои стихи и мою прозу и подмечать, какое чувство или воспоминание в них отражено! Что свету до моих сочинений и мне до его мнения и вкуса!» Это можно считать уникальным случаем в поэзии: у большинства произведений поэтессы был неизменный привилегированный, индивидуальный адресат.
Другая
Графиню Ростопчину такой не знали её современники. Ведь первый не большой сборник её, вышедший в 1841 г. не мог быть полным и откровенным по известной теперь причине. В дальнейшем, вплоть до 1856 г., она по-прежнему довольствовалась публикацией своих стихов в периодике, альманахах сборниках. В 1856 г. вышло из печати двухтомное собрание её лирики, дополненное стихами, дожидавшимися свой поры. Уже перед смертью в 1857 г. издание двухтомника было повторено и дополнено. Оно приоткрывало тайны вдохновения и всей жизни поэтессы.
Трагедия стёрла в сознании поэтессы все обиды, всё мучительное и мрачное. Пережив депрессию и нервный срыв, Евдокия Петровна снова пишет. В небывалом поэтическом ореоле предстаёт перед ней просветлённый образ Карамзина, и она создаёт несравненные поэтические вещи, которые войдут в её посмертный (1859 г.) четырёхтомник произведений. Стремлением к чисто облагораживающей любви, неприязнь к пошлым тривиальным отношениям, утверждением общечеловеческих ценностей отличаются её произведения послед них лет. Разночинцы восприняли её поэзию как выпад против реализма, В 1850-е годы Ростопчина чувствует себя чужой среди непонятных ей «мнений и начал». Примкнув вначале к славянофилам, она вскоре порывает с ними, не по пути ей и с западниками, В 1852 году умирают былые друзья – Жуковский и Гоголь.
Отношения с литературой окончательно портятся. Пережив сплетни и злорадство, внутренние сомнения, метания, поэтесса не сдаётся. Она пишет роман за романом, повесть за повестью. По-прежнему поэзия графини отличается искренностью, а потому находит отклики в душах и умах современников. Но что ни говори, а время Ростопчиной ушло. Она ещё кипит, не может смириться с этим. Но прорывается горькое: «Жрицей одинокой у алтаря пустого я стою...». Пожалуй, единственным человеком, понявшим истинную природу её поэзии, в эти годы был Ф. И. Тютчев. В одной стихотворной строке он сумел дать сжатое определение всего её творчества: «То лирный звук, то женский вздох...» Можно себе представить, какой отрадой для поэтессы, испытывающей сложный период в жизни, явилось стихотворное послание к ней Ф. Тютчева:
«0, в эти дни, дни роковые,
Дни испытаний и утрат,
Отраден будь для ней возврат
В места, душе её родные.
Пусть добрый, благосклонный гений
Скорей ведёт навстречу к ней
И горсть живых ещё друзей,
И только милых, милых теней...»
Ростопчину беспокоит положение в стране, брожение умов. В ответ на критические статьи и она не молчит: высмеивает и славянофилов и западников в комедии «Возврат Чадского в Москву», резко выступает лично против Герцена в стихотворении «Простой обзор». Ненавистным «умникам-разночинцам» пишет в стихотворном обращении «Моим критикам»:
«Я разошлася с новым поколеньем,
Прочь от него идёт стезя моя.
Понятьями, душой и убежденьем
Принадлежу другому миру я!"
О забвении говорить не приходилось. В апреле 1858 г. уже смертельно больную поэтессу посещает французский гость - писатель А. Дюма, знакомый с графиней несколько лет по переписке. По просьбе гостя Ростопчина написала воспоминания о М.Лермонтове и вместе с французским переводом стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд» отправляет их по почте.
Заключение
Перед смертью графиню навещают Ф. Тютчев, А. Погодин, А. Дружинин. Умерла Евдокия Петровна Ростопчина от рака желудка 14 декабря 1858 года. Похоронена в Москве на Пятницком кладбище за Троицкой заставой. После 1917 года в перехлёстах идеологических страстей утонуло, утратив свою истинную значимость, имя замечательной русской поэтессы Евдокии Петровны Ростопчиной.
Мы будем неблагодарными потомками, если не восстановим её творчество в «гражданских правах» и в хоть какой – то степени познакомимся с её прекрасной поэзией и фактами удивительнейшей и интереснейшей биографии. Мы – аннинцы – чувствуем свою ответственность перед новыми поколениями наших земляков. Ведь благодаря ей, графине и поэтессе, наше село стало известным в Москве и Петербурге, она была одним из наших, первых биографов и поэтов, ей посвящают своё творчество наши местные поэты, композиторы, её личность и судьба привлекает и манит нас.