Смекни!
smekni.com

Методика анализа лирического произведения на примере творчества А А (стр. 7 из 8)

ИТОГ УРОКА.

Что было интересным на уроке, что запомнилось?

Как изменяется представление Ахматовой о любви? Прочитайте свои выводы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Индивидуальные задания по оставшимся сборникам. Прочитать поэму «Реквием»

Мы знаем, лирика обладает удивительным педагогическим свойством; она способна активизировать эмоционально – нравственные возможности учеников.

Встретившись в стихах Ахматовой пережитыми лично чув­ствами, задача учителя дать детям услышать, понять эмоциональное настроение поэта в тот или иной период жизни. посредством поэзии. Отсутствие у ребят дара сопереживаний, эмоцио­нальная глухота и невнимание к чужому внутреннему миру ста­новятся препятствием в восприятии лирики. Поэтому при работе над поэтическими произведениями наряду с решением образова­тельных и воспитательных задач нельзя не заботиться о разви­тии у учащихся способности к сопереживанию.

Классичность стихов Ахматовой по сравнению с тем, что писали ее выдающиеся современники, связана с ее ориентацией на другого человека, другую личность. "Есть поэты, которые общаются с культу­рой, с природой, с Богом — не обязательно через посредство другого. Ахматова же всегда через "ты". "Ты" ей необходимо для выделения гармонии, для осуществления связи с миром

Заключение

Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лири­ческое произведение — это прежде всего картина внутрен­ней жизни человека, его индивидуальных конкретных пережи­ваний.

Самой специфичной особенностью лирики является то, что человек, присутствует в ней не только как автора не, только как объект, изображения, но и как его субъект включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента»[1,75]. Следствием этого оказывается сосредоточенность лирики на внутреннем состоянии, переживании человека. Ее характеризует открыто эмоциональ­ное отношение автора к высказываемому, сжатость поэтической, мысли и чувства. Известно, что слово в стихотворении «нагружено» больше, чем в прозе, а значение его всегда шире непосредственно прямого смысла. Художественное содержание лирического произведения создает и звучание слов, их расположение в строке, ритмическое чередование. Единство переживаний и речи в лирике — непременное условие ее эстетического воздействия на читателя.

Поэтические тексты — совершенные образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семан­тические оттенки и многозначность в контексте. В этом смысле язык поэтических произведений по праву можно считать худо­жественной речью в ее высшем воплощении.

Изучение лирических произведений—один из сложнейших вопросов методики. Восприятие лирики дается учащимся труднее, чем усвоение эпоса и драмы, т. к. поэтиче­ские образы отличаются неизмеримо большей обобщенностью: каждое отдельное слово в лирике «весомее», чем в прозаиче­ском произведении, язык поэзии характеризует смысловая и эмоциональная насыщенность.

Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэ­зию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными зна­ниями о стихе. Эти знания должны охватить три основных раз­дела: 1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), 2) поэтический синтаксис и 3) стихосложение (ритмические осо­бенности стиха).

Так же мы выяснили, об особой разговорной манере, внут­ренней музыкальности, новеллистичности, сюжетности, исповедальности, глубине переживаний.в твочестве А.Ахматовой. Многие видят в стихах Ахматовой «лириче­ский дневник» и подчёркивают его символический смысл, когда «героиня предстаёт перед нами как символ своей — прекрасной и вместе с тем трагической — эпохи», о насыщенности «её интимно-психологической лирики широким, эпохальным содержанием»[6,90].

Литература

1) Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение.- М.: Просвещение, 1975.

2) Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. I.- М.: Педагогика, 1975.

3) Анализ художественного текста. Вып. II. М.: Педагогика, 1976.

4) Ахматова А.. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. /Сост., подготовка текста и примечания В.Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977.

5) Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М..: Худож. лит., 1975.

6) Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976.

7) Бердников Г. П. Чехов-драматург. М.: «Искусство», 1972.

8) Богданов А. Н., Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа. М.: «Просвещение», 1969.

9) Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964.

10) Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе/Сб. статей Вып. I.- М: «Просвещение», 1972.

11) Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. М., «Просвещение», 1974.

12) Гинзбург Л. О лирике. М.—Л.,Сов. писатель, 1964.

13) Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.—Л., «Про­свещение», 1966.

14) Жирмунский В. Поэзия Анны Ахматовой // А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. / Сост., подготовка текста и примечания В.Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977. С. 5-22.

15) Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971.

16) Коржавин Н. Анна Ахматова и "серебряный век" // Новый мир. 1989. № 7. С. 240, 250.

17) Кралин М. Времена Ахматовой // А.Ахматова. Собрание сочинений в 2 то­мах. Т. 1, М.: Цитадель, 1997. С. 16.

18) Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.:.Худож. лит. 1974.

19) Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М.:.Просвещение, 1972.

20) Медведев В. П. Пьесы Островского в школьном изучении. М. Просвещение, 1971.

21) Мещерякова Н. Я. Изучение стиля писателя в средней школе. М.: Просве­щение, 1965.

22) Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., Педагогика, 1976.

23) Одинцов В. В. О языке художественной прозы. М., Наука, 1973.

24) Ревякин А. И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М., Просве­щения, 1972.

25) Рез 3. Я. Изучение лирики в школе. Л.,Просвещение, 1968.

26) Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М„ 1964. Кн. 2. С. 44.

27) Чуковский К. Анна Ахматова // К. Чуковский. Современники: Портреты и этюды. Минск, Нар. Асвета, 1985. С. 292-315.

28) Хмарский И. Д. Анализ литературного произведения в старших классах. Улья­новск, 1974.

Вывод по главе

Итак, из первой главы, в которой мы исследуем изучение лирики, можно сделать вывод.

Лирика ос­ваивает внутренний мир человека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но зато более глубоко и живо, чем это делается в эпосе. Подвластна лирике и сфера мышления; многие лирические произведения построены на развертывании не переживания а размышления (правда, оно всегда окрашено тем или иным чувством).. Но в любом случае изображенный мир лирического, произведения — это прежде всего психологический мир.

Поэтому к лирическому произведению, особенно что касается его формы, неприменимы многие приемы анализа эпи­ческих и драматических произведений, и для анализа лирики лите­ратуроведение выработало свои приемы и подходы.

В лирическом произведении мы не анализируем ни сюже­та, ни персонажей, ни предметных деталей вне их психологической функции, - то есть не обращаем внимания на то, что принципиаль­но важно в эпосе. Зато в лирике принципиальную значимость при­обретает анализ лирического героя. Лирический герой — это образ человека в лирике, носитель переживания в лирическом произведе­нии. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное обоб­щение, поэтому недопустимо его отождествление с реальным авто­ром. Часто лирический герой бывает весьма близок к автору по складу личности, характеру переживаний, но тем не менее различие между ними является принципиальным и сохраняется во всех слу­чаях, так как в каждом конкретном произведении автор актуализи­рует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типизируя и обобщая лирические переживания.

Стилевые доминанты лирики в области художественной речи -это монологизм, риторичность и стихотворная форма.

Лирическая речь, как правило, — речь с повышенной экспрес­сивностью отдельных слов и речевых конструкций. В лирике на­блюдается больший удельный вес тропов и синтаксических фигур по сравнению с эпосом и драматургией,

Самый сложный и трудный в методическом отношении этап работы над поэтическим произведением — это его анализ.

Идейно-художественный анализ поэтического текста — это анализ его тематики, идейного содержания, композиции, сюже­та, языка и стиля—всего того, что носит название анализа «на всех уровнях»[5,94]. Однако учитель не имеет возможности дать исчерпывающий анализ всех сторон произведения. Имея в виду особенности данного стихотворения, он определяет, на каких элементах следует остановиться и сосредоточить особое вни­мание.

Предметом анализа поэтического произведения может стать и его язык, и любой значимый элемент художественной струк­туры, и изобразительные и стилевые средства, если они поз­воляют проникнуть в идейное содержание произведения. Реша­ющее условие успешного изучения лирических произведений заключается в правильном, методически обоснованном выборе приемов анализа с учетом особенностей изучаемого произведе­ния.