Среди объективных факторов, детерминирующих противодействие расследованию преступлений, в первую очередь необходимо выделить обстановку противодействия. Определять понятие обстановки противодействия надо по аналогии с обстановкой преступления. Под последней в криминалистике чаще всего понимается совокупность условий места и времени преступного деяния с находящимися в них объектами и связями между ними. С учетом этого понятие обстановки противодействия расследованию преступлений можно сформулировать как совокупность условий, объектов и отношений, существующих в период воспрепятствования выполнению задач предварительного расследования.
Общеизвестно, что субъект преступления либо использует в своих целях условия благоприятной обстановки, либо приспосабливается к существующим, либо изменяет их или подыскивает более удобные. Приведенные положения в полной мере относятся к детерминации объективной обстановкой актов противодействия расследованию.
Нередко обстановка противодействия расследованию представляет собой достаточно сложную систему взаимосвязанных элементов. Одним из них являются условия места оказания противодействия. Различные места оказания противодействия расследованию одного и того же уголовного дела не всегда связаны между собой территориально, поскольку используются для совершения разных по содержанию действий и нередко выполняются различными субъектами. Поэтому их можно разделить на следующие участки: отражения в объективной действительности информации о расследуемом событии; хранения информации о событии, материальных объектов, имеющих значение для расследования; фабрикации и переработки сведений об обстоятельствах, составляющих предмет доказывания; передачи указанных сведений органам предварительного расследования; получения названных сведений органами расследования, их исследования и оценки; принятия решения по уголовному делу, осуществления процессуального руководства и прокурорского надзора. .
В тех ситуациях, когда налицо причинение вреда здоровью виновного, симуляция, уклонение его и других субъектов от участия в расследовании, речь может идти о месте содержания арестованного, задержанного, получении сообщения о приглашении для участия в расследовании преступления.
Условия каждой из выделенных разновидностей мест оказывают на акты противодействия своеобразное детерминирующее влияние. Например, условия места отражения следов преступления, прежде всего, детерминируют субструктурные и самостоятельные действия по сокрытию преступления. Причем влияние условий места тесно связано с детерминацией актов противодействия условиями времени, ибо использование благоприятных условий конкретных участков местности зачастую возможно лишь в определенное время. Представляется, что время противодействия может быть дифференцировано на время до того, как органам расследования стало известно о совершении преступления, и после того, как ими были получены такие сведения.
В первом случае совершаются в основном действия по сокрытию преступления. Выполняя их, субъекты стремятся к тому, чтобы информация о совершаемом преступлении не поступила к органам расследования непосредственно или через лиц, которые могут ее передать. Соответственно этому и используется место отражения совершенного или совершаемого преступления, хранения информации о преступном событии. Что касается противодействия расследованию, не связанного с воздействием на информацию о. преступлении, то в этот период, по-видимому, могут совершаться только подготовительные действия, так как субъект прекрасно осознает, что готовится к воспрепятствованию установления истины о совершенном или планируемом преступлении.
Подготовка к противодействию может заключаться в ознакомлении с его приемами, с методами и средствами раскрытия и расследования преступления, в разработке плана или будущей модели противодействия, а также в налаживании контактов с представителями правоохранительных или других органов, через которые в дальнейшем и может оказываться противодействие. Соответственно используются и выбираются места получения необходимой информации и обеспечиваются условия для установления названных связей.
Время, когда органы, предварительного расследования получали сведения о расследуемом событии, также может быть дифференцировано на время до возбуждения уголовного дела и после него. Здесь процесс детерминации включает в себя новые факторы, относящиеся, по нашему мнению, к условиям объективной обстановки противодействия расследованию. Имеется в виду деятельность органов предварительного расследования, ее эффективность, направление, степень осведомленности их представителей, наконец, ее процессуальную форму. Причем детерминирующее влияние названных факторов зависит, кроме оценки их субъектом противодействия, от характера его общения с представителями органа расследования — дистанционного или непосредственного. Несомненно, что действие этого детерминанта взаимосвязано со степенью осведомленности субъекта противодействия, его возможностями и другими субъективными факторами.
Пока субъект не знает о начавшихся проверочных или следственных действиях, он чаще всего ограничивается передачей информации о совершенном преступлении через трансформированные им следы. При искусственном создании следов несовершавшегося преступления одной из задач является стремление добиться начала расследования. Сведения о его содержании и направлении позволяют удостовериться в эффективности оказываемого противодействия. В свою очередь действия органов предварительного расследования или ограничивают возможность совершения определенных актов противодействия, или, наоборот, способствуют им. Так, если следователь располагает информацией об истинном характере противодействия и расследуемом событии, это может ограничить возможности субъекта противодействия или заставить его принять какие-то дополнительные меры по его оказанию. Если же расследование идет в желаемом для субъекта противодействия направлении, он имеет возможность продолжить свою деятельность в том же ключе или совершенствовать ее.
Во время участия в проверочных или следственных действиях противодействующая сторона передает в основном вербальную информацию или материальные объекты, подтверждающие ее "версию.
Как известно, возможности проверочных действий по установлению истинного характера исследуемого события и его участников ограничены. До возбуждения уголовного дела законом разрешается получать объяснения, производить ревизии, инвентаризации, истребовать документы, проводить врачебное освидетельствование. Из числа же следственных действий закон разрешает лишь осмотр места происшествия. Участвуя в производстве по делу на этой процессуальной стадии, субъект противодействия получает достаточно широкие возможности, поскольку органы предварительного расследования имеют в своем распоряжении более ограниченные по количеству средства получения информации. В свою очередь органы расследования, обнаружив и зафиксировав информацию об исследуемом событии, уже ограничивают в известной степени возможности соответствующих субъектов по ее утаиванию, уничтожению, фальсификации и маскировке.
Самое же главное заключается в том, что на этой стадии субъекты противодействия не приобретают никаких правовых обязанностей. В частности, для свидетелей, дающих ложные показания, законом установлена уголовная ответственность, так же как и для экспертов, дающих ложные заключения, существует ответственность за принуждение к даче ложных показаний. В то же время никакой ответственности за дачу ложных объяснений, за понуждение к их даче в законе не предусмотрено. Все это в известной степени и обусловливает принятие некоторыми субъектами решения об оказании противодействия.
Многие субъекты начинают оказывать противодействие именно на стадиях возбуждения уголовного дела или предварительного расследования, что вполне объяснимо. Нет необходимости мешать органам расследования в фиксации, исследовании и оценке информации до тех пор, пока она не получена ими. Противодействие может продолжаться и после окончания расследования, например, когда достигнута цель прекращения дела.
Не менее важный элемент объективной обстановки противодействия — связи его субъекта. В теории криминалистики достаточно давно известен такой фактор, обусловливающий выбор и содержание действий по сокрытию преступления, как связь между преступником и жертвой. Детерминирующее влияние этого фактора было выявлено при разработке методик расследования убийства. В настоящее время воздействие данного фактора рассматривается применительно и к способам совершения, и к самостоятельным действиям по сокрытию различных видов преступлений. В частности, знакомство с потерпевшим и уровнем его материального благосостояния влияет на выбор действий по совершению кражи. Зная расположение помещений, где хранятся ценности, и непосредственное место их нахождения, преступник имеет возможность не тратить времени на поиски и принять меры к сокрытию своего участия в краже. Иногда кража совершается, когда потерпевшего нет дома, или, наоборот, преступник использует для этого приглашение в гости и наличие многих посторонних лиц.
Фактором, детерминирующим практически все разновидности актов по противодействию расследованию, являются связи субъектов с расследуемым событием (естественно, сюда не включаются акты противодействия расследованию события, которого в действительности не существовало, т. е. заведомо ложные сообщения о совершении преступления).