С целью противодействия тесно связаны его мотивы. В современной психологии мотив понимается как побуждение к действию и деятельности. Мотив — сложное психическое образование, зависящее от объективных факторов и свойств личности субъекта. Он отражает потребности, интересы, эмоции, отношения, взгляды и другие свойства личности и внешние условия.
Мотивы предопределяют деятельность, прежде всего через цель. Возникая при наличии конкретных потребностей, актуализированных и направленных на предмет, они вызывают постановку цели. Субъект, сознавая свои потребности, желания, соотносит их со своими субъективными возможностями, внешними условиями и ставит цель их удовлетворения. В некоторых ситуациях, как мы уже указывали, цель может быть заданной и в известной степени обусловливать мотив. Изменение мотивов влечет за собой изменение целей.
Мотивы оказывают непосредственное влияние и на деятельность человека. В частности, оказание противодействия взаимосвязано с силой побуждения, его значимостью для субъекта. Чем сильнее побуждение, тем больше воли, настойчивости проявляет субъект при оказании противодействия. Конечно, данное положение нельзя понимать буквально. Интенсивность и продолжительность волевых усилий зависит также от объективных условий, степени развития волевых качеств субъекта, результативности его деятельности и т. д. Человек в своей жизнедеятельности руководствуется не одним, а множеством мотивов, что наблюдается и при осуществлении отдельных видов деятельности.
Поскольку в основе мотивов лежат потребности, именно с них начнем рассматривать элементы мотивов противодействия. Под потребностями в психологии понимается испытываемая человеком нужда в чем-либо. В мотивах противодействия могут отражаться как постоянные и сильноустойчивые, так и длительные, кратковременные, средне- и слабоустойчивые потребности.
Постоянными являются материальные потребности. Они отражаются, прежде всего, в мотивах противодействия расследованию корыстных преступлений. Субъект противодействия, испытывая нужду в определенном количестве материальных средств и удовлетворив ее преступным путем, понимает, что удовлетворение может быть неполным или не наступит, если его преступная деятельность будет выявлена. В результате деятельности по расследованию он может лишиться добытых преступным путем ценностей, а также средств, подлежащих изъятию в погашение причиненного им или лицом, которому он способствует, ущерба.
К материальным относятся потребности субъекта, который участвует в противодействии за материальное вознаграждение либо добивается сохранения или улучшения своего материального обеспечения, связанного с должностным положением.
К оказанию противодействия побуждает, и потребность субъекта избежать неприятных последствий в случае производства расследования и привлечения к ответственности. К ним относятся: привлечение к уголовной ответственности, будущее осуждение и наказание лица, совершившего преступление; дисциплинарная, административная ответственность должностных лиц предприятий и организаций, где совершено преступление, в случае выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления; возможное дисциплинарное преследование работников правоохранительных органов при их отказе от принятия незаконного решения по делу; насилие в отношении потерпевших и свидетелей за отказ от участия в противодействии расследованию, оглашение данных, порочащих субъекта; падение авторитета руководителей правоохранительных, партийных и советских органов. Кроме того, указанные потребности актуализируются в деятельности по расследованию и противостоящем противодействии. Часто противодействие реализуется для удовлетворения потребности самоутверждения, которая может быть обусловлена желанием должностного лица, работника правоохранительных органов завоевать, сохранить и укрепить свой авторитет.
Деятельность субъектов противодействия может быть обусловлена и вполне позитивными моментами. Так, добросовестно заблуждаясь и полагая, что правоохранительные органы преследуют невиновного, субъект действует под влиянием потребности оградить его от, как ему кажется, необоснованной ответственности. Наоборот, когда он считает, что не привлечен к ответственности виновный, то исходит из потребности его наказания.
Противодействие расследованию, заключающееся в создании ложных улик в отношении невиновного, может быть обусловлено желанием избавиться от оговариваемого субъекта, его деятельности, доставить ему неприятности.
С потребностями тесно связаны интересы, которые понимаются «как избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности». Интересы как детерминанты противодействия классифицируются на интересы к результатам расследования и интересы к оказываемому ему противодействию. Они строго индивидуальны и обусловлены, прежде всего, характером участия субъектов в расследуемом событии. Причем несомненно, что поведение субъектов предопределено в большинстве случаев непосредственными и личными интересами. Сказанное в первую очередь относится к субъектам, совершившим расследуемое преступление. Заинтересованность в сохранении своего положения, недопущение любого отрицательного результата порождают у лица потребность избежать нежелательных последствий расследования. В то же время указанная потребность вызывает другие интересы, прежде всего познавательного характера. К ним относится интерес субъектов противодействия к ходу и результатам расследования в целом и отдельных следственных действий (показаниям свидетелей и потерпевших и др.), участникам расследования и их поведению в процессе производства на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Противодействие расследованию детерминируется интересами, противоречащими интересам государства и общества, а также интересам предварительного расследования, заключающимся в достижении истины по каждому уголовному делу, проверяемому факту. Жизнедеятельность каждого человека обусловливается общими интересами, которые могут совпадать с интересами всего общества или противоречить им. Существенное значение для формирования мотива имеют эмоции как определенные выражения чувств личности. Эмоции представляют собой какие-либо переживания, протекающие в виде динамического процесса возбуждения. Сами по себе они не образуют побуждений к деятельности, в том числе к такому ее виду, как противодействие расследованию. Эмоции могут лишь привести к формированию потребности или придать ей какую-то окраску. Например, состояние страха, боязни вызывает потребность избавиться от этого. Если свидетель или потерпевший боится расправы со стороны субъекта преступления и иных лиц, у него появляется потребность избавиться от подобного состояния и физического насилия, а потому он нередко присоединяется к оказываемому противодействию. Эмоциональная сторона мотива может также укрепить решение субъекта об оказании противодействия, несмотря на существующие препятствия.
Эмоции не только являются частью мотива противодействия расследованию, но и оказывают влияние на его содержание. Проявление переживаний вовне сопряжено с конкретным поведением. Так, просьбы к следователю могут сопровождаться мольбами, слезами, истерикой, а спор с ним перерасти в диалог на повышенных тонах, конфликт, ссору и т. д.
К субъективным факторам, детерминирующим деятельность человека, относятся и свойства личности субъекта.
Среди психологических свойств личности выделяются мировоззренческие качества — ее взгляды, убеждения и в первую очередь уровень ее правосознания (взгляды на существующую государственную и общественную систему, законность и правопорядок, признание необходимости выполнять задачи уголовного судопроизводства, отношение к другим членам общества).
Правосознанию субъектов противодействия расследованию преступлений присущи определенные дефекты, ибо их представления о названных институтах искажены.
Несомненно, степень искажения у разных субъектов различная и, наверное, в меньшей степени эти дефекты проявляются у лиц, участвующих в противодействии под угрозой психического или физического насилия.
Рассматриваемые дефекты состоят в неуважении действующих законов, эгоистической оценке действий отдельных лиц. Значительное число субъектов полагают, что в отношении конкретных лиц (чаще всего они имеют в виду себя) может быть сделано исключение при реализации принципа неотвратимости наказания. У некоторых субъектов устойчивы взгляды на допустимость нарушения закона вообще и уголовного и уголовно-процессуального в частности. Названные взгляды не только выступают причиной оказания противодействия расследованию, но и обусловливают его содержание. Думается, что субъект избирает и реализует те или иные акты противодействия в зависимости от их устойчивости и глубины. У субъекта, который готов оказывать противодействие, не останавливаясь ни перед чем, вплоть до физического насилия, такие взгляды носят явно антиобщественный характер.
Определенные дефекты мировоззрения имеются и у субъектов противодействия, добросовестно заблуждающихся в отношении действительных обстоятельств расследуемого события и виновности отдельных лиц. Они состоят, прежде всего, в неправильном понимании целей и задач органов расследования, специфики их деятельности, недоверии к ним, а иногда в неверном представлении о противоправном или непреступном характере отдельных явлений, событий, действий.
Волевые качества субъектов также детерминируют деятельность по противодействию расследования. Воля — это способность субъекта преодолевать препятствия в достижении поставленной цели, самостоятельно принимать решения. Субъект с сильной волей не останавливается перед препятствиями и неудачами, а упорно ищет и реализует средства их преодоления. Слабые волевые качества способствуют возникновению у лица состояния неуверенности в себе и совершаемых действиях, колебаний при их выполнении, отказу от их продолжения и т. д.