Автор: Гоголь Н.В.
Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» прежде всего примечательно тем, что в нем раскрыто множество характеров, типичных для России XIX века: помещиков, чиновников, крестьян. Одним из таких представителей эпохи является Манилов. Чтобы раскрыть его образ, показать характер, Гоголь использует различные приемы.
С начала второй главы автор описывает, как Чичиков искал Маниловку, которая, как выяснилось, находилась довольно далеко от города, в «порядочной глуши». Манилов же сказал, что до деревни всего 15 верст, то есть соврал, завлекая к себе таким образом Чичикова – ведь его «деревня…немногих могла заманить своим положением.
Из описания Маниловки видно, что дом и деревня Чичикова – с претензией на изящность, с устройством, подобным английскому: хозяин пытался создать «аглицкий сад», но не деревня получилась серенькой, скучной, без зелени.
Манилов был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою». Помещик только занимался прожектерством: мечтал то о каменном мосте с купеческими лавками, то об «огромнейшем доме с … высоким бельведером», то о подземном ходе, но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Манилов непрактичен – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.
Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник. Автор относит его к типу «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» - ни рыба ни мясо. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы. И с женой у него слащавые взаимоотношения. Он во всем проявляет «прекраснодушие». Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества. Но зато фамилия у него «говорящая»: он как бы манит человека к себе, а потом уже разобравшись, что к чему.