Смекни!
smekni.com

Образ Наташи Ростовой 2

Образ Наташи Ростовой

Л. Н. Толстой пишет главное произведение всей своей творческой жизни — ”Войну и мир” в 60-е годы XIX столетия — эпоху бурного обсуждения “женского вопроса” в целом и женской эмансипации в частности. И, хотя роман повествует о событиях начала века, об эпохе наполеоновских войн, писатель под влиянием времени не может не затронуть вопрос женского счастья и назначения женщины в современном ему обществе. В связи с этим совсем неудивительно, что в “Войне и мире” автор рисует такое множество разнообразных женских типов, совершенно непохожих друг на друга. Так, перед глазами читателя предстают образы светских дам, Анны Павловны Шерер и Элен Курагиной, любящей матери, графини Натальи Ростовой, ее дочерей, Веры и Наташи, и племянницы Сони, а также образ безропотно-кроткой княжны Марьи Болконской. Но, как известно, свой идеал женской любви, семейного, родительского счастья Толстой воплотил лишь в одной героине своего романа — Наташе Ростовой, наиболее ярко из всех персонажей выражающей его представление о “настоящей жизни”. Так кто же такая Наташа Ростова? Почему именно она стала воплощением авторского идеала? Ведь совершенно очевидно, что даже Наташа отнюдь не безупречна в некоторых своих чертах с точки зрения житейских норм. Вполне даже вероятно, что не один читатель порицал ее за совершенные поступки.

Когда княжна Марья Болконская просит Пьера Безухова рассказать о Наташе, граф говорит: “Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю...” В действительности же ответ на последнюю фразу Безухова очевиден: Наташа “обворожительна” потому, что “сущность ее жизни — любовь”. Секрет чарующего обаяния Наташи в ее беспредельной искренности, “открытости душевной”, а также в духовной связи с людьми, с обществом, с народом.

“Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка” — такой впервые в романе предстает перед читателями Наташа Ростова. Толстой знакомит нас с ней в том возрасте, когда в человеке происходит становление личности, закладываются основы будущего характера и мышления. Перед нами появляется непосредственная, полная жизненных сил девочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства, природы. Немаловажным фактором в становлении Наташи как личности явилось то, что выросла она в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, семьи, которую Толстой в романе считает наиболее гармоничной, полноценной, где царит полное взаимопонимание и существуют теплые отношения между родителями и детьми. Именно семья привила Наташе и любовь к искусству, и тягу к культуре, и ту народную органичность, которую, Толстой считает неотъемлемой частью духовного мира истинно русского человека. Именно семья сформировала Наташу как личность, в сущности, привела ее к тому результату, который читатель может наблюдать в эпилоге романа. Именно домашнее воспитание, по сути, и определило ее жизненный путь. Наташа совершенно не задумывается над тем, для чего она живет, не придается мыслям ни о высоких идеалах, ни о “добром небе”, ни о добродетели, ни даже о завтрашнем дне. Наташа всегда поступает так, как подсказывает ей сердце, мало задумывается о последствиях своего поступка, а потому никогда не выявит в ней читатель ни фальши, ни поддельности, ни неискренности. Любуясь своей героиней. Толстой ценит в ней “простоту, добро и правду” — черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей, черты, которые Наташа не утрачивает даже с возрастом. Не случайно автор часто сравнивает уже, казалось бы, взрослую Наташу с ребенком. “Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни?” — с любовью и нежностью говорит писатель. У Наташи “детская улыбка”, плачет она “слезами обиженного ребенка, говорит с Соней “тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили”. Порой Наташа бывает внешне просто дурна, а с другой стороны, прекрасна, потому что ее красота - это отражение внутреннего, душевного состояния. Она ничуть не утрачивает своего обаяния оттого, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Так, узнав, что раненых оставляют в Москве, Наташа вбегает к матери “с изуродованным злобой лицом”. В сцене у постели раненого князя Андрея “худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно”. Но все-таки неизменно прекрасными остаются ее глаза, полные живых человеческих чувств: страдания, радости, любви, надежды.

Как уже было отмечено, Наташа живет настоящим, а жизнь имеет смысл для нее лишь как постоянное проявление любви. Внутренняя, духовная красота этой героини основана на высокой потребности любить и способности приносить людям счастье, невольно открывать им истину, заражать их жизнелюбием и светом своей души. Все поведение Наташи и содержание ее внутреннего мира определяется стремлением любить и быть любимой. Она привлекает своим удивительным даром любви к людям, непосредственностью и искренностью. Любовь к людям - главный смысл жизни Наташи, основа всего ее существования на Земле. Любовь же к ней самой со стороны других людей (Бориса Друбецкого, Денисова, князя Андрея, Пьера Безухова) всегда очень волновала ее и вызывала ответный искренний отклик. В своем страстном стремлении к любви Наташа не выдерживает разлуки с Болконским. Познакомившись и сблизившись в отсутствие князя Андрея с Анатолем Курагиным, наивная Наташа поверила в чистоту его помыслов и даже решилась на такой отчаянный шаг, как побег из родительского дома. Однако уже вскоре после неудавшегося побега Наташа переживает свой “низкий, глупый и жестокий” поступок с такой силой чувства, что, перестрадав свой разрыв с Болконским, становится в нравственном отношении человеком еще более чистым. Но осуждает ли Толстой свою героиню? Трудно ответить на этот вопрос, так как в романе нет прямых авторских оценок и выводов. Но все же можно предположить, что свое отношение к Наташе в трагическую пору ее жизни автор выразил в словах и мыслях Пьера Безухова, потому что чувствуется, что ближе всего к взгляду самого Толстого на его героиню стоит отношение к ней именно этого героя: “он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку”. Толстой, по всей видимости, просто не мог порицать Наташу за содеянный поступок, так как, принимая столь отчаянное решение, Наташа руководствовалась не чем иным, как сердцем. А Толстой, как известно, утверждал “моральность, освобожденную от рассудочности и рациональных решений”. Наташа же, лишенная от природы разумного контроля над своими чувствами, живет исключительно душевными, искренними порывами. Наташа живет для других, потому что бессознательно заражает окружающих верой в смысл жизни.

Разрыв с Болконским, его ранение и последовавшая смерть привели Наташу к глубокому внутреннему кризису. Она предалась отчаянию и скорби, замкнулась в себе. Но известие о новом несчастии заставило Наташу выйти из мира лишь собственных мук и страданий. Наташа начала проявлять удивительную заботу о матери, обезумевшей от горя. Толстой отмечает, что “вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней”. Наташа начинает постепенно возвращаться к жизни, а встреча с Пьером, вернувшимся из плена, его заботливое внимание и глубокое искреннее чувство к ней окончательно исцеляют ее.

Душевные страдания многому научили Наташу. Став женой и матерью, Наташа утратила свое прежнее девичье очарование, но сущность ее натуры ничуть не изменилась, исчезло лишь внешнее проявление той жизненной силы, той страстной способности любить, которой она всегда жила. Глубже, серьезнее, строже стала ее полная любви душа, и именно это позволило ей не умом, а сердцем понять общественные интересы Пьера.

Наташа Ростова, живущая всей силой естественных стремлений к личному счастью и к полному забвению своего “Я”, в итоге пришла-таки к единению с “Миром”. Именно образом этой героини Толстой доказал, что “нравственное осуществляется не в борьбе с естественными влечениями человеческой личности, а лишь в согласии с ее глубочайшими внутренними потребностями, поэтому результатом нравственного поведения становится любовное единение с людьми, состояние душевного равновесия, возможного на земле счастья”.