Для Достоевского выше всех царств и миров – душа человека. «Весь Иван Карамазов есть мучительный вопрос о человеке, о границах, поставленных человеку» (Бердяев: 221) Лучше ад для человеческой личности, чем бесчеловеческое блаженство.
«Необычная форма русского романа была выражением нового содержания, которого еще не знала европейская литература. Как писал Стефан Цвейг, у героев Диккенса «цель всех стремлений – миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей»; у героев Бальзака – «замок с титулом пэра и миллионами». Люди в Европе «хотят быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными». Кто из героев Достоевского стремится к этому?.. Они нигде не хотят остановиться, даже в счастье. Они всегда стремятся дальше» (Лосский: 169).
Заключение
Сравнительная характеристика Ивана Карамазова и Фауста Гёте показала, в образах героев обнаруживается множество общих моментов. В первую очередь важна отсылка к образу ветхозаветного Иова. Этот момент указывает не только на сходство характеров героев, но и на симметричность их судеб, на их общее предназначение, их миссию перед Богом и всем человечеством. Кроме того, в характерах героев много общих черт. Во-первых, увлечение наукой. Во-вторых, чувство тоски, неудовлетворенность. Третья черта, отмеченная нами – это отрицание Бога, атеизм героев, а также их гордость, нежелание отступиться от своих идей. Из этого следует и следующий момент. И Фауст, и Иван Карамазов причисляют себя к высшим существам человеческой расы, их идеал – сверхчеловек, которому все дозволенно. Помимо всего прочего, оба героя любят жизнь, проходят испытание чувственной любовью, но не испытывают удовлетворения в жизни и, наконец, общаются с потусторонними силами. И если считать, что Черт Ивана и Мефистофель Фауста являются их «вторыми половинами», то и у этих «вторых половин» много общего.
Сами произведения «Братья Карамазовы» и «Фауст» связанны общими идеями, философскими вопросами. Например, вопросом о смысле существования человека на земле, о борьбе добра и зла за душу человека. Можно предположить, что «Фауст» Гёте стал источником глубоких философских идей. Поэтому важно воспринимать роман «Братья Карамазовы» в его внутренней взаимосвязи с другим произведением.
Но сравнительная характеристика героев выявляет и различные черты героев. Прежде всего, таковыми являются национальные. Главное, что отличает Ивана – это его глубокое чувство вины, его нравственность, «широта» его души. Многие представители философской мысли замечали, что западные люди, в том числе и немцы, отличаются от русских ограниченностью своего мировосприятия, что связанно с их подчинением нормам и традициям.
Итак, Иван Карамазов выражает муки и сомнения XIXвека, так же как Фауст XVIIIвека. То есть Ивана Карамазова справедливо можно назвать Фаустом XIX века.
В то же время роман Достоевского – откровение о русской душе. Герой его – русский человек, который всецело занят решением этической проблемы. Поэтому определение «русский Фауст» очень точно передает суть образа Ивана Карамазова и отражает его связь с образом Фауста.