Смекни!
smekni.com

Михаил Пришвин на Смоленщине (стр. 3 из 4)

В связи с поисками новых методов преподавания Пришвин расширил и углубил определение краеведения, постоянно прибегая на уроках к примерам окружавшей его действительности. И это давало свои положительные результаты, на основании которых он пришел к выводу, что «краеведение... есть прежде не только наука, оно, вероятно, есть настолько же искусство, вообще оно не так аналитическая, как синтетическая деятельность человека» .

Творчески развивая мысли о краеведении применительно к послереволюционному времени, Пришвин в «Школьной робинзонаде» выступил как новатор и неутомимый пропагандист. Это было исключительно важно для новой школы, начавшей развивать у детей любовь к местному краю с революционных позиций, воспитывать у них истинные патриотические чувства.

Работа в школе явилась для Пришвина одним из тех житейских опытов, которых он оценивал самым высоким баллом. Поэтому не для красного словца вдруг вырвались у него как бы из самого сердца и зазвучали строки, подытожившие недолгую, но насыщенную преподавательскую деятельность: «Да, были светлые часывысокого самосознания на том Робинзоновом острове, куда закинули меня житейские волны».

Все то время, чтоПришвин работал в Алексинской школе, он не переставал заниматься и творчеством. Об этом ярко и убедительно говорят записи в дневнике тех лет. В них воплощены раздумья о революции, судьбах народа, взгляды на искусство, литературу, экологию и собственное место в новом мире как человека и писателя. На Смоленщине у него возникали и начинали воплощаться замыслы оригинальных произведений.

К осени 1921 года новые творческие искания и замыслы заставляют Пришвина переменить обстановку. Сам он так характеризует свои намерения в заявлении на имя уездного уполномоченного по делам музеев Н. И. Савина: «Вследствие необходимости по ходу моих литературно-научных занятий переехать в другую часть уезда и оставить Алексино, прошу освободить меня от занимаемой мной должности хранителя музея усадебного быта.

Изложив в особой докладной записке трудности охраны музея в современных условиях, убедительно прошу Вас ходатайствовать о назначении моим заместителем Николая Васильевича Кирикова, потому что неместному лицу невозможно существовать материально в Алексине, а из местных лиц Николай Васильевич единственный, которому можно доверить музей. Михаил Пришвин. Алексино 20 ноября 1921 г.».

Выбор преемника оказался не случайным еще и потому, что Н. В. Кириков, студент, сын местного сапожника, был школьным коллегой Пришвина. К тому же он преподавал детям историю культуры. Из записи на обратной стороне заявления видно, что к совету прислушались. Таким образом, эстафета была передана в надежные руки. Начатая Пришвиным-педагогом и пропагандистом культурных ценностей работа, направленная на обучение и воспитание подрастающего поколения в небольшом смоленском селе, продолжалась.

3. «Школьная Робинзонада»

В художественно-документальном очерке «Школьная Робинзонада» Михаил Пришвин (один из знатоков истории и культуры Подмосковья) рассказывает о годах своего учительства в сельской глубинке, «живых уроках» человековедения, народознания, культурологи: «Я искал материалов для оживления урока не в новейшей литературе, а в условиях современной жизни, в живых остатках старины, так мало-помалу предмет – древняя словесность (народная) – превратилась в краеведение».

Пришвинская «Школьная Робинзонада» раскрывает для вдумчивого читателя методологические, методические, психолого-педагогические аспекты краеведения.

В начале рассказа Пришвин говорит, как он оказался на Смоленщине. Как это произошло?

В голодные двадцатые годы, во время гражданской войны, многие горожане переселялись в деревню, спасаясь от голода. Писатель с женой решили отправиться в ее родную деревню, чтобы заняться крестьянским хозяйством и приучить к нему детей. Они поселились в глухих местах в Дорогобужском уезде, в сорока верстах от железной дороги. Пришвин говорит, что из этой затеи ничего не вышло и сравнивает свое положение с Робинзоном, после кораблекрушения выкинутым в среду первобытных людей.

Что рассказывает автор о своих мытарствах среди «рахманых» (мягких) неграмотных смоляков и как к нему приходит решение сделаться шкрабом (так называли школьных работников), заняться профессией, которую он не любит.

Пришвин пишет, что ему был объявлен бойкот, чтобы не претендовал на надел обработанной земли. В этих лесных местах «мягкая» земля доставалась недешево – огромным трудом, корчевкой леса.

Он рассказывает о жизни в лесной пуне (сарае с сеном) у ручья, об охоте, походах жены к родственникам за съестным, записях местных слов и сказок, которым везде мешала неправильная работа народных школ, а здесь, «к счастью», народ был неграмотным. Простодушные крестьяне3, которых он называет «полудикими», прознав, что он знает много заговоров, стали зазывать к себе заговаривать бородавки у коров на вымени, «отчитывать» непоросных свиней, чтобы они поросились. Можно было отлично зарабатывать этим промыслом, но стыдно поощрять суеверия, к тому же приближалась зима, становилось холодно. Перед каждой избой сложены аппетитные поленицы лучин для освещения изб зимою.

Почему крестьяне сурово относились к нему?

Думается, он был здесь чужим, не хозяином, не работником; по мнению крестьян, хотел придти «на готовенькое»: снять дом (акак дачу), а не выстроить его своими руками, снять огород, а не разработать участок. Пересидеть здесь голодное время, а затем уехать в город. Крестьянского труда он не знал, промышлял охотой – в глазах крестьянина – пустяшное дело, баловство. К самим крестьянам относился с достаточным презрением, видя в них полудиких людей. Даже словами и сказками он интересовался как чужой, пришлый, экскурсант. Ни одного крестьянина он не описал в отдельности. для него крестьяне – «они».

Пришвин становится учителем и одним из организаторов музея усадебного быта в селе Алексине Дорогобужского уезда, бывшем имении Барышниковых. Это богатое имение – одна из достопримечательностей Смоленщины. Посмотрим на него глазами писателя.

Усадьба громадного имения с озером и парками от пятидесяти до мта десятин. Дом – дворец, громадное каменное здание в стиле Александровского ампира стоит на берегу прекрасного озера, окруженного парками. В большом зале развешаны портреты от петровской эпохи до наших дней. Колонная гостиная вся в миниатюрах, с акварелями, пастелями, офортами, есть драгоценный бювар (письменный прибор) с колонками слоновой кости, старинные шифоньерки (шкафчики для хранения мелких вещей), книжный шкаф с писателями восемнадцатого века. Если нажать одну незаметную пуговку, выдвигается потайной ящик с письмами к девушке с белым цветком в руке, портрет которой приводит на память стихотворение «Как хороши, как свежи были розы». Об этом портрете служитель музея Алпатов рассказывал посетителям разные романтические истории.

В охотничьем кабинете – старинное оружие, чучела местных зверей. Вся эта комната зеленая, с камином. В поместье жил удивительный павлин. Есть комната со слепком панткапейской вазы с изображением скифа. Баба, которая пришла в музей, потом сказала: «В раю была».

В «Школьной робинзонаде» М. Пришвин много говорит о школе. Мы получаем возможность увидеть школу в смоленской деревне начала двадцатых годов. Что могли бы рассказать алексинские ребята о свое школе: какие были учителя, как они жили, как к ним относились, какие интересные уроки запомнились?

Пришвин полюбил работу в школе, заинтересовался ею, относился к ней творчески. Он понял, что живет в чрезвычайно интересном краю, где много ремесел, о которых можно и нужно рассказать. В обучении надо приблизить к себе предмет, понять практическую пользу знаний и показать ученикам. Такими выводами закончилась «Школьная робинзонада» М. Пришвина. Он постепенно утрачивал чувство Робинзона, человека, который живет среди дикарей, проникался уважением к знаниям и умениям жителей нашей местности.

4. «Охота за счастьем»

В «Охоте за счастьем» Пришвин рассказывает, что предшествовало в его жизни появлению на Смоленщине. Рассказ назван «Охота за счастьем». Какие действия и слова связаны в нашем сознании со словами «охота»?

Ловить, подстерегать, находить следы, делать ловушку.

Как же происходила в жизни Пришвина эта охота за счастьем? Каково его первое воспоминание?

Он вспоминает о детстве, когда без жалости, без устали охотился на маленьких птиц, убивая их из лука, самострела. Он был маленьким дикарем, браконьером, которым руководила слепая страсть. Он жалел и выхаживал птиц, раненных другими, но сам убивал без пощады.

Откуда пошло выражение «Поехали в Азию, а попали в гимназию» и что означают эти слова у Пришвина?

Пришвин рассказывает об охоте к путешествиям, о побеге с товарищами в поисках таинственной сказочной, счастливой страны «Азии», о возвращении в «Гимназию». Это слово становится символом долгого и не всегда легкого учения, подчас скучной реальности, метаний, сомнений, недовольства собой за собственную необразованность. Учение мучительно и скучно, пока человек не найдет в нем свою «Азию», свою «охоту» к накоплению фактов и бережному отношению с ними.

Пришвин становится агрономом, ученым, обзаводится семьей, но ощущение, что он не вполне реализовал себя как человеческую личность, не проходит. Охота к труду писателя все сильнее овладевает им. она начинается со страсти прислушиваться к народной речи, дивиться ее выразительной силе. Его первые повести отвергаются редакциями. Пришвин мучительно ищет свой путь в литературе. Как сохранить научную строгость этнографического описания, не утратив поэзии светлых лесных озер, карельских камней, славянских песен о соловьях, как соединить живописность описаний с реальностью, веру в сказку, легенду с изображением действительности. Это была настоящая охота, которая требовала настойчивости, умения пережить неудачи, дойти до крайнего предела усталости и изнеможения, чтобы в один прекрасный миг настичь свое счастье, как птицу на лету. Одним метким выстрелом. Удачу своей книги Пришвин сравнивает с метким выстрелом охотника. И пусть он еще охотился с простой берданкой, но впереди время, когда он станет настоящим профессионалом в этой «охоте». Пришвин формулирует очень важную мысль о счастье. Как она звучит и как ее понять?