Автор: Цветаева М.И.
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины XX века. Все в ее личности и творчестве резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова.
Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни.
Первый сборник стихов Цветаевой назывался “Вечерний альбом”. Он получил одобрительные отклики М. Волошина, В. Брюсова. Н. Гумилева и других. Одно из лучших стихотворений “Вечернего альбома” — “Молитва”. Лирическая героиня исполнена любви к жизни, от которой она ждет, если можно так сказать, абсолюта:
Я жажду сразу - всех дорог!
В 1912 году вышел второй сборник стихов Цветаевой — “Волшебный фонарь”. Эта книга не встретила восторгов в печати. Члены акмеистского “Цеха поэтов” Гумилев и Городецкий высказались однозначно неодобрительно в адрес “Волшебного фонаря”. “Будь я в цехе, они бы не ругались, но в цехе я не буду”, — парировала Цветаева. И она, действительно, никогда не связала себя ни с одной литературной группировкой. “Литературных влияний не знаю, знаю человеческие”, — говорила она.
Одним из самых моих любимых стихотворений Цветаевой является стихотворение, написанное ею в мае 1913 года в Коктебеле:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
— Нечитанным стихам —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
С 1917 по 1920 год Цветаева написала более трехсот стихотворений, поэму-сказку “Царь-Девица”, множество эссе.
Затем были Берлин, Прага, Париж (во Франции поэтессе суждено было прожить более тринадцати лет).
На чужбине Цветаевой многое не нравилось, она чувствовала себя всюду чужой.
В 1929 году Цветаева написала поэму “Перекоп”, потом несколько лет трудилась над “Поэмой о царской семье”, которая, за исключением главы “Сибирь”, не сохранилась.
В августе 1930 года Цветаева создала реквием на смерть Маяковского:
Выстрел — в самую душу,
Как только что по врагам.
Богоборцем разрушен
Сегодня последний храм.
В 1939 году Цветаева вернулась в Россию, где ее ожидали сплошные несчастья: последовавшие друг за другом аресты ее дочери и мужа С. Эфрона, которых она нежно любила.
Великая Отечественная война застала Марину Ивановну Цветаеву за переводом испанского поэта Лорки. Цветаева с сыном эвакуировалась в небольшой городок на Каме — Елабугу, где она и свела последние счеты с жизнью.
Одним из последних ее произведений было стихотворение “Не умрешь, народ!..”:
Не умрешь, народ!
Бог тебя хранит!
Сердцем дал — гранат,
Грудью дал - гранит.
Процветай, народ, —
Твердый, как скрижаль,
Жаркий, как гранат,
Чистый, как хрусталь.