Смекни!
smekni.com

Происхождение государства в отечественной политико-правовой мысли от древности до современности (стр. 2 из 12)

К началу XII века, удельные русские князья превратились в самостоятельных правителей. Но на любеческом съезде в 1097 г они принимают решение объединиться в интересах укрепления земли Русской. Такая политика была полностью поддержана Владимиром Мономахом, который, можно сказать, был главным ее идеологом, понимая, что сильное государство-это единое государство.

Политическая программа Мономаха, его взгляд на проблему государственной власти, взаимоотношения государства и церкви, принципов отправления правосудия в стране, изложена в его труде «Поучение». Условно его можно разделить на три части, каждая из которых составляет отдельное произведение. Первая часть- это собственно само «Поучение», вторая часть- «Автобиография» и третья – заключительная часть - «Послание Олегу Черниговскому».

В «Поучении» Мономах обращается с размышлениями и советами ко всем русским князьям, но, прежде всего к своим детям. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив»[2]. Князь показал тем самым, что его дети не простые христианские люди, а русские князья.

Основной проблема, которая раскрывается в «Поучении», является организация и осуществление верховной власти. Все решения должны приниматься великими князьями в согласии с Советом дружины, дабы избежать беззакония в государстве. Что касается судебным функций, то они должны осуществляться исключительно великим князем, проявляя милосердие.

В «Послании Олегу Черниговскому» он пишет, что нет такого спора, которого нельзя было бы разрешить мирным путем, и призывает к этому всех князей. Нельзя в управлении государством руководствоваться местью, и сам он заявляет, что не станет мстить Олегу Черниговскому «за смерть сына Изяслава, погибшего в междоусобном с ним бою, потому что такая месть способна погубить русскую землю»[3].

При написании своего труда Владимир Мономах опирается на принципы «религиозной христианской этики, наполненных словами о Боге»[4]. Но, тем не менее, власть не обожествляется. «Власть- это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность, повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т.д.»[5].

Владимир Мономах создал в своих трудах образ могущественного, процветающего государства, и его «Поучение» всегда будет примером единения Руси.

1.2 Образ государства в политико-правовых трудах Даниила Заточника

Произведение Даниила Заточника дошло до нас под названиями «Слово» и «Моление». Оно постоянно перерабатывалось, дополнялось, оно жило, творилось в течение ряда веков. Предположительно, это послание некоего Даниила к князю Переславля северного Ярославу Всеволодовичу. Кроме подписи под посланием, об авторе ничего неизвестно: ни точного времени жизни, ни времени написания послания.

Интересно, что Даниил назвал себя Заточником, но мы не знаем, действительно ли он был «заточен» или находился в «заточении» каких-то жизненных обстоятельств.

Трудно определить его положение в обществе. Можно только предположить, что он был служилым дворянином, положение которых было достаточно шатко в XIII-XIV вв. В труде «Моление» он упоминает о потере своего состояния: «Закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона»[6]. Даниил вынужден «молить» князя о предоставлении ему службы. Возможно, поэтому одна из редакций получила название «Моление». Стараясь расположить князя и вызвать доверие его доверие к своим советам, он красочно описывает свои достоинства: «Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в воздухе»[7].

Большое внимание Даниил уделяет описанию формы правления в государстве. Подробно рассматривает формирование Совета при князе – Думы, дает советы по подбору думцев, которые не богатством знатны должны быть, а умом. Так в «Слове» он пишет: «Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый - что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый - что шелковая подушка, соломой набитая»[8].

Даниил ярко описывает образ князя: «Княже мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен; мед источают уста твои, и дар твой как плод райский»[9]. И сила князя в его «грозе», подразумевающей под собой наличие многочисленного войска, которым должен восхваляться князь: «Нашь царь богатей тебе не множеством злата, но множеством воя; зане мужи злата добудуть, а златом мужей не добыти»[10]. Такое войско это должно существовать не для захватнических войн, а для защиты своей земли Русской.

Процветание государства, прежде всего, зависит от князя. Нищета толкает людей на разбой. «Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете. Если же буду беден, задумаю воровство или разбой, как женки распутство»[11]. Князь должен заботится и о численности населения, не только сохранить ее, но и приумножить.

В «Послании» автор подвергает критике боярское самоуправство. «Боярское засилье порождает беспорядки в государстве и наносит ущерб авторитету княжеской власти»[12]. «Лучше бы мне ноги свои видеть в лаптях в твоем дворе, нежели в червленых сапогах на боярском дворе, лучше мне в дерюге служить тебе, нежели в багрянице на боярском дворе. Лучше бы мне воду пить в твоем дворе, нежели мед пить на боярском дворе. Лучше мне воробей испечен принимать от твоей руки, нежели баранье плечо от господарей злых»[13].

Даниил Заточник желает видеть свою страну сильной, хорошо защищенной и управляемой мудрым князем, опирающимся на Думу, составленную из разносословных и разновозрастных членов, отличающихся умом и способных решать государственные дела.

1.3 Политические и правовые идеи «нестяжательства»

«Нестяжательство» - направление политической мысли, выступившее с предложением о реорганизации русской православной церкви и потребовавшие от нее отторжения земельных владений. Начало данному течению было положено во второй половине XV в. Очень часто, особенно в литературных произведениях, его именуют движением «заволжских старцев», так как в качестве главных его проводником выступали монахи Заволжья. Само название «нестяжатели» появилось благодаря характеру их учений. Они проповедовали бескорыстие, то есть нестяжание, а именно, призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, туда входили и земельные наделы, селами, и превратиться в школу духовной жизни. Основная идея – это стремление не к материальному богатству, а к духовной гармонии внутри человека. Для этого необходима свобода от внешнего мира, от некоторых «мирских благ»[14]. Данная идеология призывала также отказ иерархов русской православной церкви от «владения огромным материальным богатством»[15].

Основным идеологом доктрины нестяжания был преподобный Нил Сорский, мирское имя – Николай Майков (ок. 1433 – 1508). Сведений о его жизни сохранилось совсем мало. Известно, что еще в юности он постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, много странствовал по Востоку, посещая места, связанные с Иисусом Христом. Основал на Вологодчине Нилову пустынь. Так называлось сообщество монахов, живущих в отдельных кельях в лесных дебрях. Фамилия «Сорский» происходит от названия реки Сорка.

Придерживаюсь идеалов раннего христианства, Нил Сорский считал, что праведный человек должен бороться со страстями, самой пагубной из которых, по его мнению, является сребролюбие. Оно не появляется у человека с рождением, а приобретается вследствие воздействия его с внешней средой. Страсть эта приводит к возникновению страшного порока в обществе - «стяжания». Поэтому главной задачей православной церкви является оказание помощи человеку в преодолении страстей.

Необходимым условием праведной жизни, то есть жизни по мнению Сорского, является бескорыстие. Подобная жизнь может быть установлена внутри самого человека.

Преподобный не допускал владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни даже монастырем. Используя, идея Нила Сорского, Иван III пытался провести секуляризацию церковных и монастырских земель в пользу государства. Но попытка оказалась неудачной. Духовенство было решительно против данного нововведения, и Иван III решает не вступать в открытый конфликт с церковью.

Касаясь проблемы еретичества, Нил Сорский считал, что нельзя совершать насилие над волей человека, и каждый выбирает свой путь духовного спасения. «Мнозем же ненавидимо, еже по Бозе своеа воля отсечение, но свое кождо оправдание лихоимствует»[16]. Это исключает возможность наказания еретика средствами и силами государства. Сорский считает, что даже церковь не имеет права преследовать человека за убеждения, она лишь обязана помочь ему найти путь истинный посредствам дружеской беседы, советов. И «только Бог способен внушить ему исправление»[17].