Продолжатели учения Нила Сорского не были столь последовательны как их наставник.
В числе сторонников идеологии нестяжательства следует отметить Максима Грека, подлинное имя Михаил Триволис (ок.1470 – 1556). Он родился в знатной и богатой семье греческих аристократов. Получил достойное образование, слушая лекции в лучших итальянских университетах Флоренции, Падуе, Болонье, Ферраре и Милане. Увлечение богословием возникло Грека во Флоренции под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы, настоятеля доминиканского монастыря, куда в последующем и постригся в монахи. В 1504 году Максим Грек принял православие и поселился в Ватопедском монастыре в Афоне. В Москву он попадает случайно, причиной тому - просьба великого князя Василия III о переводе Псалтыря на русский язык.
«Главным пунктом всех рассуждений Максима Грека является евангельская проповедь предпочтительности «нестяжания» и обязательности личного труда»[18]. Те, кто принял монашеский обет, лучше «обнищати же изволяй паче, нежели сребром облиятися»[19]. А существующая церковь пренебрегает евангельскими заповедями, собирая вокруг себя земельные богатства. Грек считал, что необходимо прекратить монастырские «стяжания», рабскую эксплуатацию крестьян, которая доводила их до полного обнищания; использовать церковно-монастырские богатства для раздачи милостыни. Государство обязано было использовать силу принуждения в том случае, если духовенство будет пренебрегать данными требованиями.
Немаловажными вопросами, интересовавшими Максима Грека, были происхождение и сущность верховной власти, формы ее организации и способы реализации. Он считал, что к законным способам происхождения власти можно отнести наследственное принятие престола и занятие его путем выборов, причем они должны осуществляться посредствам общественного мнения.
Форма власти, по мнению Грека, должна представлять такую ее организацию, при которой во главе государства стоит царь, он управляет подвластным ему советом. В его состав входят боярство и дворянство (начальники и воеводы). Плохих советников следует немедленно удалять, дабы они не оказывали дурного воздействия на князя. Роль по поддержанию мирной и стабильной жизни общества отведена воинству как одной из первостепенных сил.
Существование советов и советником является неотъемлемой частью государственного правления. Происходит некое ограничение самоволия царствующей персоны. Другой критерий для ограничения власти государя он видит в его моральных качествах. В этом просматривается мысль его предшественников о том, что «царь, как господин над людьми»[20], должен избавиться от таких пороков, как сребролюбие, славолюбие, властолюбие и др.
Верховная власть, считает Максим Грек, – это реализация божественной воли. Царь рассматривается как образ царя небесного. «Носителя верховной власти он называет «высшим царем», русское государство – «всевидимой преславной державой», Москву – «царствующим всея Руси преславным градом»[21]. Авторитет государства, в понимании Грека, незыблем.
В вопросе о соотношении церковной и светской властей Максим Грек придерживался византийской концепции, согласно которой церковь занимает главенствующую позицию над властью государя, ибо «святительство и царя мажет и венчает и утверждает, а не царство святителей»[22].
Власть царя, согласно учению Максима Грека, обязательно должна быть ограничена законом. Термин «правда» употребляется у него для характеристики законных форм реализации власти. Государство должно быть очищено от разбойничества и всяческих беспорядков при помощи «правды» и правосудия, которое должно производиться так же на основании закона и с оказанием милости двум сторонам процесса. Тем самым князь будет удостоен милости божьей. Возникает идея «праведного государства», построенного на принципах «правды».
Учения Максима Грека, его положения об ограничении верховной власти законом, о должностных обязанностях царя, об устройстве правосудия получили свое продолжение в трудах мыслителей современности.
Каждый из идеологов нестяжательства, самостоятельно мыслящий, привносил в учение что-то свое, присущее только ему. Однако присутствует немало сходных для всех жизненных принципов, идей, воззрений. Всё это формировало единую идеологию нестяжательства. Представители данного течения стремились к созданию в обществе духовной власти, которая будет независима от государства и пользовалась бы предельным авторитетом среди всего населения.
В сущности, «нестяжательство» - это учение о том, как остаться человеком и не потерять собственного достоинства приобретя высшую государственную власть.
1.4 Политическое и правовое понимание государства И.С. Пересветова
Широкая программа политико-правовых преобразований была представлена видным русским мыслителем XVI в. Иваном Семеновичем Пересветовым. В своей теории он рассматривал такие вопросы, как форма правления, объем полномочий верховной власти, организация общерусского войска, создание единого законодательства. Им была проведена финансовая реформа и ликвидация наместничества, которые осуществлялись в области управления внутренними делами страны. Его удивительная дальновидность позволила ему наметить основную линию государственного развития на будущие годы.
Мысль о том, что наилучшей формой государственной власти и устройства государства было самодержавие, не подвергалась сомнению в русской политико-правовой мысли того времени. Но при этом самодержавие не должно было быть абсолютным. Пересветов придерживался той же точки зрения. В своих трудах он осуждал тех вельмож, которые вели к истощению страны. Беззаконие, которое они вершили, негативно сказывалось на царской власти: «Сами вельможи русского царя богатеют и в лени пребывают, а царство его в скудость приводят»[23]; а само «имя царя» обесценивается.
Необходимым атрибутом центральной власти является Совет мыслителей. В своем произведении «Сказание о Магмете-салтане» он даже дает анализ социального состава такого совета, куда входят знать, военачальники, судьи и духовенство. В принятии решений «Магмет-салтан» руководствуется не своми собственными желаниями, а прислушивается к мнению этого Совета. «Да и помыслил салтан с сеиты и с молнами и с абызы и с паши мудрыми и со всею своею верной Думой»[24].
Военная тема занимает одно из центральных мест в произведениях Пересветова. Он сравнивает страну-победительнину и организацию войска в побежденной стране у греческого царя Константина, которую подвергает беспощадной критике. Он предлагает целый ряд преобразований по реорганизации вооруженных сил.
Наличие общегосударственной казны необходимо, дабы заменить существующее наместничество. «Магмет-салтан» назначал вельможам жалование из свое казны в размере, какого кто достоин, а налоги, собираемые со всех городов и волостей, он отправлял в единую царскую казну. При наличии денег в государстве можно создать единое, постоянное войско, находящееся всегда в боевой готовности. Обязательно должны поощряться усердие и талант воинов, должно происходить распределение благ и почестей. Царь же должен заботиться и уважать своё войско: «Царь турецкий взрастил сердце войску своему»[25].
Любые формы кабальной зависимости были отрицаемы Иваном Пересветовым. Он считал, что из холопов хороших воинов не будет. Именно поэтому мудрый «Магмет-салтан» уничтожил в своем государстве все формы кабальной зависимости людей.
Упоминает Пересветов и о торговле. Она должна осуществляться только на основе «правды закона». «Нечистый торг» (который имел место у царя Константина) должен быть искоренен»[26].
Ключевыми категориями политико-правовой теории Ивана Пересветова выступают понятия «правда» и «вера», а именно, соотношение между ними. «Правда» - это нечто такое, в соответствии, с чем следует жить, совершать различные поступки, судить, управлять. Синонимами этого понятия могут быть «мораль», «справедливость», «право». «Под «верой» в русской литературе понималась система религиозных (христиански) догматов, или религия»[27]. Но вместе тем, она могла использоваться и в значении истины, правила поведения, тем самым соприкасаясь с «правдой». Процветание государства, по мнению Пересветова, зависит от того, соблюдается ли в нем правда. Потеря же ее ведет к неминуемой гибели такого государства. Падение Византии Иван Пересветов связывает с потерей правды греками в 1453г. Главной, по его мнению, причиной является поведение вельмож, которые «богатели от слез и от крови роду человеческаго, и праведный суд порушали, да неповинно осужали по мздам. Велможи царевы до возрасту царева богатели от нечистого своего собрания»[28].
Пересветом предусмотрел и прведение судебной реформы. Судьи, жалованные из государственной казны, должны быть направлены во все города. Судить они обязаны по Судебным книгам, опираяь на принципы закоы, пред которым все равны. Судебная пошлина должна идти в государственную казну. Судьи, отправляющие правосудие «не ради мзды, а ради правды»[29], должны быть подвержены суровым наказаниям.
«Пересветов впервые ставит вопрос об отделении суда от администрации и образовании единой централизованной системы»[30].
В своем учении Иван Пересветов был довольно близок к модели сословно-представительной монархии, в принцип праведного правления он включает законную деятельность всего государственного механизма, возглавляемого центральной властью.