Смекни!
smekni.com

Лексические средства выражения чувств Печорина в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени (стр. 4 из 4)

“Если я сам причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив”.

"Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать (гл.) чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаянье! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя."

"В первой молодости моей я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные (прилаг.), то радужные (прилаг.) образы, которое рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? Одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений.

В этой напрасной борьбе я истощил (гл.) и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге."

Заключение

Лермонтов достиг в «Герое нашего времени» той сложной простоты в языке, которая не удавалась никому из предшествующих писателей-прозаиков, кроме Пушкина.

В романе Лермонтова язык русской прозы достиг такой точки развития, начиная с которой возможно было использовать языковые средства для тончайшей психологической характеристики, - недостижимая задача для всей предшествующей литературы.

Эмоциональный стиль М.Ю. Лермонтова отличается:

8) взаимопроницаемостью сравнений;

9) смысловым акцентом на определения:

10)неожиданностью оценочных эпитетов;

11)иносказаниями;

12)грамматической нечеткостью конструкций;

13)семантической стертостью слов;

14)общей эмоциональностью речи.

Итак, в данной работе мы рассмотрели:

лексические средства выражения чувств в языке писателя и выявили лексические единицы, обозначающие эмоции и чувства, в языке писателя;

определили структуру и состав функционально-семантических полей эмотивности в языке произведения;

описали лексические средства выражения чувств в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Мы видим, что в тексте для эмотивности используются прилагательные, глаголы, причастия, наречия, эпитеты

Причастие используется для придания некоторой эмоциональной сочности. Наличие двух причастных оборотов в составе одного сложного предложения является как бы неким весомым дополнением для объяснения и расширения содержания каждой из его частей.

В качестве признаковых эмоциональных слов, М.Ю. Лермонтов использует глаголы состояния.

Изображение движения жизни с помощью смены форм времени и вида в строфах тесно связано с семантикой слов и сочетаний слов, обозначающих разные этапы жизни. Семантика глаголов и сочетающихся с ними слов в роли обстоятельств или дополнений в разных строфах усиливают представление о духовной трагедии поколения.

Оценочные эпитеты создают эмоциональный тон.

Список использованной литературы

1. Альбеткова Р.И. Художественное время и художественное пространство в романе Лермонтова "Герой нашего времени"//Русская словесность. - 1999. - №3. - C.42-48.

2. Бахтин М. Эпос и роман//Вопросы литературы. - 1970. - №1. C.119-120.

3. Белинский В.Г. Герой нашего времени //Избранные статьи. - М.: Детская литература, 1978. - С.40-59.

4. Виноградов И. Философский роман М.Ю. Лермонтова. - М.: Просвещение, 1969.

5. Влащенко В. Лермонтов в русской критике//Литература. - 2000. - №25.

6. “Герой нашего времени”//Лермонтовская энциклопедия/Гл. ред. В.А. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С.108.

7. Герштейн Э.Г. "Герой нашего времени" Лермонтова. - М.: Художественная литература, 1976.

8. Гольдфаин И. Еще раз о Печорине//Вопросы литературы. - 2000. - №2. - C.310-311.

9. Калнберзина А.М. Художественное своеобразие романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". - Учен. зап. Даугавпилс. пед. института, 1963. Т. 8.

10. Картавцев М. Тайна Печорина//Подъем. - 1995. - №9. - C.208-215.

11. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени//Сочинения в двух томах. Том второй. - М.: Правда, 1990. - С.455-590.

12. Мануйлов В.А. Роман Лермонтова "Герой нашего времени". Комментарий. - Л.: Просвещение, 1975.

13. Попов А.В. "Герой нашего времени". Материалы к изучению романа М.Ю. Лермонтова. - Ставрополь: Издательство Ставропусской литературе. В 3-х т. Т. 1. - М.: Наука, 1972.

14. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени": Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

15. Шаталов С.Е. Время - метод - характер. Образ человека в художественном мире русских классиков. - М.: Просвещение, 1976.

16. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1961.


[1] Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного произведения. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. – с. 169-194

[2] Там же. – с. 167

[3] Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного произведения. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. – с. 167