Смекни!
smekni.com

Характер и уровень дифференциации права и социального регулирования в Великобритании (стр. 2 из 7)

Иногда нормы права справедливости были следствием признания новых правил, полностью не признаваемых в судах общего права (исключительная юрисдикция), либо дарования новых средств защиты, которых не имело общее право (параллельная юрисдикция).

Суд канцлера по самой природе юрисдикции, которую он осуществлял, был вынужден вступать в конфликты с судами общего права. Когда право дополняло общее право, оно не слишком мешало юристам общего права, поскольку не шло в разрез с их полномочиями. Однако дело обстояло иначе, когда право справедливости исправляло общее право. В таких случаях происходили прямые столкновения между судами общего права и канцлером, например, канцлер расторгал или исправлял формулировку документа, а суды общего права принудительно приводили его в исполнение согласно первоначальным условиям. В последствии для того, чтобы обеспечить свое господство, Суд канцлера выпускал общие запретительные приказы, которые, хотя и адресовались обычно лично тяжущимся, а не к судам общего права. Тем не менее, ограничивали юрисдикцию общего права.

Со временем большинство норм и принципов права справедливости смогло уже утвердиться также прочно, как и принципы и нормы общего права, и само право справедливости фактически престало развиваться в качестве коррективы к общему праву. Причиной этого была доктрина обязательности прецедента, хотя, без сомнения, консерватизм судей тоже сыграл свою роль.

Современный период (с 1832 г.)

Период, который хронологически определяется 1832 годом, продолжается и до настоящего времени. Этот период отличается значительной трансформацией, как государственного механизма, так и правовой системы Англии. В 1832,1833,1852, годах произошли радикальные реформы и модернизация права. До этого времени английское право развивалось в процессуальных рамках, представлявших собой различные формы исков.

В 1873–1875 годах организация судов также была значительно модифицирована. Все английские суды получили право применять и нормы общего, и нормы права справедливости. Однако законы о судоустройстве унифицировали только порядок осуществления правосудия по общему праву и праву справедливости. Они не слили нормы материального права. При коллизии норм общего права и норм права справедливости в отношении одного и того же вопроса, предпочтение отдается нормам права справедливости. Надо отметить, что в связи с доминирующей ролью прецедентного права английское законодательство вплоть до начала ХIХ века находясь на вторых ролях, представляло собой «постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих одни другим статусов, принимавшихся начиная с ХШ века при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях»[2]. Резкая активизация правотворческой деятельности английского парламента в началеXIX века, обусловленная экономическими (бурный рост промышленного производства и торговли), политическими (реформа избирательной системы 1832) и иными причинами, несомненно, способствовала повышению роли статусного права, быстрому росту количества принимаемых парламентом актов и осознанию необходимости их систематизации и унификации. Как следствии этого в Великобритании в начале XIXвека стали издаваться так называемые консолидированные акты, вбиравшие в себя в упорядоченном виде, применительно к различным правовым институтам, нормы, содержавшиеся в ранее изданных парламентских актах.

В настоящее время помимо активного взаимодействия статутного и прецедентного права, отмечается также сближение континентальной и англосаксонской правовых систем: «В настоящее время возможно говорить о формировании единой правовой системы западного права. В государствах системы общего права возросла роль закона, хотя в теории и исторически он играет роль «второй скрипки» по сравнению с правом, созданным судами»[3].

1.2 Рецепция римского права

Стало распространенным, почти хрестоматийным, положение, что Англия практически избежала рецепции римского права. Приводя это положение, обычно указывают на то, что на первых этапах рецепция римского частного права в этой стране происходила без особых отклонений: в XII в. в Англии имело место увлечение римским правом, из континентальной Европы приглашали преподавателей, изучали его в университетах и т.д., но потом победила оппозиция применению римского права в судебной практике, и предпочтение было отдано английскому общему праву. Специфичность английского права объясняют географической особенностью страны, историческими традициями, особенностями политического и культурного развития.

Харитонов Е.О. считал эти доводы неубедительными и пишет в частности: «Разве другие западноевропейские страны, где было реципировано римское права, не имели своих исторических традиций и особенностей культуры? Или патриотизм их жителей был меньшим? Или, наконец, Шотландия, где произошла рецепция в «классическом» понимании, менее отдалена от Рима, чем Англия?».

Представляется, что тезис о неприятии Англией римского права явился результатом упрощенного понимания рецепции, сведения ее лишь к практическому, непосредственному применению норм римского права, как это имело место в средневековой Германии.

Но рецепция состоит, прежде всего, в восприятии духа римского права, его основных принципов, идей и положений. Кроме того, существует многообразие форм рецепции, реализуемых в зависимости от конкретных цивилизационных, исторических и географических особенностей.

Основываясь на таком понимании рецепции римского частного права, Харитонов О.Е. делает вывод, что рецепция имела место в Англии, но в менее привычных формах.

Надо отметить, что сами английские исследователи среди видов прав, которые преобладают в Англии, называют наряду с английским общим, местным, обычным, статутным правом, правом справедливости, международным, торговым, каноническим, правом Европейского сообщества, также и римское право, отмечая при этом, что последнее существует в университетах, т.е. обеспечивает формирование юридического мировоззрения[4].

Уолкер Р. Выделяет в качестве одного из исторических источников английского права римское право, хотя и отмечает, «римское право никогда не было прямым источником английского права, так как в Англии никогда не было системы судов, применяющих только римское право. Если, римское право и оказывало какое-либо влияние на развитие английского права, то оно никогда не было прямым»[5]. Уолкер Р. поясняет, что из источников права больше всего обязано римскому праву каноническое право, так как канцлеры и адвокаты в церковных судах изучали римское право в Оксфорде и Кембридже. Поэтому формальные требования, предъявляемые к завещаниям, во многих случаях перекликаются с римским правом, так же как и многие из норм, касающиеся родительской власти. Римское право оказало влияние на морское и торговое право, поскольку венецианские и генуэзские торговые обычаи, которые применяли эти отрасли права, основываясь на римском праве.

Таким образом, только при самом поверхностном анализе можно сделать вывод, что рецепция римского прав практически не имела влияния на английское право.

Харитонов О.Е. выделяет особый тип рецепции римского частного права – англосаксонский, суть которого состоит в восприятии духа римского частного права, подхода к правотворчеству и концепции создания норм позитивного права. По его мнению, результатом существования такого типа рецепции было, прежде всего, то, что эволюция английского права в своих основных чертах отобразила развитие римского права[6].


2. Характеристика правовой системы Великобритании как центра англосаксонской системы права

2.1 Английская система права

Для глубокого и разностороннего понимания англосаксонской системы права в первую очередь следует изучить английское право. Хотя сфера применения английского права ограничивается только Англией и Уэльсом. Оно не является ни правом Объединенного королевства, ни правом Великобритании, поскольку такие их составные части, как Северная Ирландия, Шотландия, острова Ла-Манша и остров Мэн, не подчиняются «английскому праву»[7]. Тем более оно не распространяется на другие государства, находящиеся за пределом Объединенного королевства, но использующие англосаксонскую систему права.

Особенностью английского права является то, что его система не признает деления на частное и публичное право. Также не признается выделение из норм гражданского права, как это принято во Франции, в Германии и во многих других странах. Объясняется это принципом верховенства права.

Принцип верховенства права – это фундаментальный конституционный принцип. Согласно его требованиям все равны перед правом, поскольку закон не является единственным (или преимущественным) источником правовых норм. Государство выступает на правовом поле как один из субъектов права наряду с частными лицами. Таким образом, и государству, которое должно преследовать публичный интерес и отдельным людям, которые должны иметь возможность последовать частные интересы, приходится доказывать в суде свою правоту всякий раз, когда они обращаются за правосудием. Согласно принципу верховенства права, английский суд не выступает на стороне государства.

Другая особенность английской правовой системы состоит в том, что прецеденты продолжают оставаться для нее основным источником права. Поэтому есть основания относить правовую систему Англии к прецедентному типу права. Система прецедентов связана с тем, что судья обязан применять правила, сформулированные в решении суда, принятом ранее. Если факты, обнаруженные судом по делу, которое он рассматривает, достаточно схожи, а также, если предыдущие решение принято вышестоящим судом или (в порядке исключения) судом равной юрисдикции, суд обязан следовать предыдущему судебному решению. В последнее время отмечается сближение прецедентного и статутного права по их функциональному значению.