Автор: Пушкин А.С.
Пушкин писал роман "Евгений Онегин" более девяти лет своей короткой и яркой жизни. Это был огромный период в жизни великого русского поэта. Из восторженного юноши он превратился в мудрого человека и мощного художника. Работая над романом, он пережил и южную ссылку, и два года изгнания в Михайловском, жил то в Москве, то в Петербурге, долго ухаживал, преодолевал трудности и, наконец, женился на красивейшей женщине — Наталье Гончаровой.
Калейдоскоп личных событий отражен и в произведении Пушкина. Его герои тоже проживают свои жизни на страницах романа, взрослеют, теряют детскую наивность и натыкаются на суровые шипы реальности. Написание романа совпало с основными вехами жизни Пушкина, он взрослел и мужал, развивался вместе со своими героями — Евгением и Татьяной. Именно эти две фигуры, кроме самого автора, занимают на протяжении романа читательское внимание и вызывают интерес.
Татьяну можно смело считать любимой героиней поэта. Именно ее образ наполняет весь роман непередаваемым ароматом осязаемой женственности. Если бы не Татьяна, мы бы не услышали ни неторопливой речи ее няни, ни "Песни девушек", которую Пушкин ввел для того, чтобы ее лукавство, озорство и веселье оттенили и подчеркнули смущение и смятение самой Татьяны.
На всю деревенскую природу, на русскую весну, русскую осень и русскую зиму Пушкин смотрит широко открытыми глазами Татьяны. Благодаря Татьяне любовно и трепетно воспроизведены крещенские гадания, народные приметы, когда "жеманный кот" накликает мурлыканьем гостей в дом, а при виде падающей звезды нужно непременно загадать желание, а также и поэзия русских святок.
Образ Татьяны столь многогранен, что Пушкин максимально наполнил его яркими красками и цветовыми оттенками. Кроме того, ей же поручена важная миссия. Именно Татьяна должна разгадать, что в конечном итоге представляет собой Онегин. Правда, она не может быть беспристрастной. Она его любит. Но как ни бережна она по отношению к любимому человеку, правдивость ее души делает нелицеприятный для Онегина вывод:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Это весьма резкое замечание позволяет сделать следующий существенный вывод. Татьяна выросла духовно, это уже не замкнутая в своем достаточно ограниченном мире девушка-подросток, перед нами цельная личность. Личность сформировавшаяся, способная к анализу и обобщениям.
Но это взросление неправильно истолковано окружением "Как быть? Татьяна не дитя..." — и дело клонится к решению возможно быстрее "пристроить" старшую дочку, выдать ее замуж любыми усилиями. Что же героиня? Какие действия она предпримет? К удивлению читателя, Татьяна безвольно подчиняется. Окружающая среда оказалась сильнее, предрассудки одержали верх над порывами души.
Татьяну Ларину везут в Москву, "на ярмарку невест", с единственной целью — найти подходящего мужа. Прощание с деревней — тягостное и многотрудное. Сердце сжимается перед отъездом, с тоской она говорит:
Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая свобода;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует...
Ярости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?
Дурные предчувствия не обманули Татьяну. Свое знание дальнейшей печальной ее судьбы Пушкин передает читателю характером описания московского света, куда ее привезли.
Как и в главе, посвященной провинциальным дворянам — соседям и гостям Лариных, так и при оценке московского света, — Пушкин сатиричен. Сначала Таню везут "по родственным обедам" — и ни в ком из родни "не видно перемены". Потом вывозят на балы, "привозят и в собранье" — всюду ее окружает пошлая толпа глупцов, лгунов, пустых и жадных до сплетен, до обедов, до развлечений.
Что же переживает Татьяна в Москве?
Татьяна вслушаться желает в беседы, в общий разговор;
но всех в гостиной занимает
такой бессвязный, пошлый вздор;
все в них так бледно, равнодушно;
они клевещут даже скучно...
И так каждый день: гости, выезды, встречи. На все это "Татьяна смотрит и не видит, волненье света ненавидит; ей душно здесь..." Она всем чужая, непонятная и не понимающая. Но перст судьбы сделал свой выбор. "Толстый генерал" выбрал себе жену. Будущее определено. Жесткая в вопросах брака мораль христианства не оставляет иллюзий на изменения. Муж — как религия, один на всю жизнь и непреложен как истина.
Москва — последняя свидетельница той деревенской девушки, которую мы видели в начале романа. Течение жизни меняется, из Москвы начинается путь, который приведет Таню к пьедесталу, сделает княгиней — почитаемой, богатой, знаменитой. "Свет" изменит Татьяну. Она примет его условности, откажется от одних правил и усвоит другие:
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Москва станет в судьбе Татьяны Лариной поворотным моментом. С приездом сюда был закончен небольшой, но важный период — взросление и становление личности. Встреча с Онегиным — первый серьезный жизненный опыт; знакомство с теми умственными интересами, которые волновали Онегина, чтение его книг, первый важный этап в нравственном развитии Татьяны. Москва ввела ее в свет, кардинально изменила мировосприятие. Будучи в этом городе, Татьяна еще могла рассуждать о выборе, ждать Евгения или не ждать, соглашаться на замужество или нет.
Вся дальнейшая жизнь, принимая во внимание особенности личности Лариной, уже не предоставит ей такого шанса:
Но я другому отдана
И буду век ему верна!
Татьяна Ларина повторит типичную для того времени женскую судьбу — безответная любовь, брак не по воле сердца, а навязанный. Любовь, данная ей судьбой, не смогла изменить течения событий, привычного для эпохи века минувшего. Татьяна не смогла устоять против "света" и покорилась. И путь в это преклонение начался в тот момент, когда она безропотно поехала в Москву, чтобы занять место на полке среди такого же товара, как она, безликого и обезличенного.