Смекни!
smekni.com

Роль искусства в жизни человека по произведениям Пушкина, Гоголя, Куприна (стр. 4 из 5)

Восхищённый безделицей Моцарта, написанной так легко и как бы случайно, Сальери уподобляет его богу и замыш­ляет убийство. Восхищённый картиной своего бывшего соученика Чартков получает мощный творческий импульс: "... ему хотелось изобразить отпадшего ангела. Эта идея была более всего согласна с состоянием его души". Но падший ангел - это демон. Обратный путь оказывается невозможным - демон не может вернуться к божественному престолу. Чартков окончательно и безвозвратно погубил свою душу, свой талант, так как оказался во власти дьявола и не смог из-под этой власти уйти.

Во второй части повести показан художник, тяжко, хоть и невольно, согрешивший, но искупивший свой грех и спас­ший душу и гений. Характеристика автора портрета выполнена в том же восторженно-религиозном тоне, что и краткое жизнеописание автора божественной картины в первой части: "Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь ..." (Характерно уподобление Руси, родившей художника из непо­чатого лона своего, деве Марии, родившей Иисуса Христа тоже из непочатого лона.). Но он - "художник-самоучка, оты­скавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы, увлечённый только одною жаждою усовершенство­вания и шедший, по причинам, может быть, неизвестным ему самому, одною только указанною из души дорогою ...". Правда, "высоким внутренним инстинктом" он постигнул тайны мастерства "Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджио". Оказывается, мастерство можно приобрести и так, "внутренним инстинктом". Но самое главное - "и внутреннее чувство, и собственное убеждение обратили кисть его к христианским предметам, высшей и по­следней ступени высокого". Он "веровал простой, благочестивой верою предков, и оттого, может быть, на изображённых им лицах являлось само собою то высокое выражение, до которого не могли докопаться блестящие таланты".

Постоянными эпитетами, характеризующими искусство, у Гоголя являются высокое, небесное, светлое. Дьявол - дух тьмы, и с портрета он сходит ночью. Начав писать портрет, художник как бы забывает о боге, хотя само освещение долж­но было бы ему показать, кто перед ним: "окна, как нарочно, были заставлены и загромождены снизу так, что давали свет только с одной верхушки". Но художник не видит свет, он видит лицо: "Чёрт побери, как теперь хорошо осветилось его лицо!" Обращение к чёрту вместо молитвы совпадает с азартом мастера, которому удаётся его труд - и грехопадение со­вершается: "Экая сила! - повторил он про себя. - Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьёт всех моих святых и ангелов; они побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила! он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре". В увлечении работой он сформулировал свою художественную цель - и, к несчастью, достиг её. Он согрешил в упоении творчеством, творческая сила его велика, и тем больше и могущественнее зло, совершённое им. А причина одна: "... рукою художника водило нечистое чувство".

Жизнеописание автора портрета восходит к житиям, но ближе по жанру к религиозной легенде, в которой отразились и агиографические мотивы, и архаические магические представления, и концепция образа, созданная в первые века христи­анства.

В повести Гоголя портретной живописью занимается только Чартков, и это не настоящее искусство. В первой ре­дакции, как известно, этот герой носил фамилию Черткова, которая ассоциативно связана и с чёртом, и с глаголом чер­тить. Чарт­ков уничтожает подлинные произведения искусства, что вполне позволяет сопоставить его с самим дьяволом. Да и "прототип" купленного им портрета - дьявол, и картина в каждом случае своего воздействия на человека заставляет его двигаться к дьяволу.

Автор портрета искупил свой грех, подражая жизни святых праведников, отшельников и подвижников. После этого он пишет икону, "не выходя из своей кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года карти­на была готова. Это было, точно, чудо кисти. ... Все были поражены необыкновенной святостью фигур. ... Настоятель произнёс: "Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословенье небес почило на труде твоём". На иконе изображена богоматерь: "Чувство божественного смирения и кротости в лице пречистой матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах бо­жественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали..." Это описание полностью соответствует сонету Пуш­кина "Мадонна":

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

Перед нами посланная Творцом в мир живая женщина, как будто сошедшая с картины Перуджино. Происходит не обожествление человека, но очеловечение Мадонны. Икона становится портретом женщины. У Гоголя же замечательная картина производит "магическое впечатление": "Вся братия поверглась на колена перед новым образом".

Последнее наставление автора портрета своему сыну явно восходит к средневековой теории образа: "...Талант есть дра­гоценнейший дар Бога - не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори всё кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. ... В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом; в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа соз­давшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души. Намёк о божественном, небесном рае заключён для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского; во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чис­той невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страданий сатаны - во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. ... Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к богу..."

Два пути к искусству, к созданию шедевров. Один - через аскетизм в миру, приближение к архетипу через его воплощение в картинах великих мастеров средневековья и Возрождения. Другой - самородок, изначально ориентировавшийся на архе­тип (первичную форму, образец), писавший иконы, чтобы помочь людям приблизиться к богу: "Не в гостиную понесу я мои картины, их поставят в цер­ковь. Кто поймёт меня - поблагодарит, не поймёт - всё-таки помолится богу". Его путь - через падение к возрождению. И знаком наступившего возрождения стала картина, изображавшая рождество Христа - ведь именно человеческое воплощение Христа явилось залогом возможности возвращения образа к первообразу. Путь художника через падение к возрождению может рассматриваться как символический образ пути человечества - с точки зрения средневековых христианских филосо­фов.

1.3. Две противоположные концепции искусства.

"Уделы поэтов не равны, - писал Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями". - Одному определено быть вер­ным зеркалом и отголоском жизни - на то и дан ему многосторонний описательный талант. Другому повелено быть передо­вою, возбуждающею силою общества во всех его благородных и высших движениях - и на то дан ему лирический талант". Пушкин принадлежал, по мнению Гоголя, к первому типу поэтов. Зато и "влияние Пушкина как поэта на общество было ничтожно". Гоголь же стремился именно влиять на общество, он рассматривал искусство как разновидность государственной службы: "... автор, творя творенье своё, ... исполняет именно тот долг, для которого он призван на Землю, для которого именно даны ему способности и силы, и.., исполняя его, он служит в то же самое время так же и государству своему, как бы он действительно находился в государственной службе". А Пушкин писал:

Зависеть от царя, зависеть от народа -

Не всё ли нам равно? Бог с ними. Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать...

или: "Не нужен мне пророка важный сан..."

Итак, две противоположные концепции искусства. Кто прав? Вопрос неправомерный, т.к. обе эти концепции живут в об­щественном сознании. Но в данном случае они воплощены в литературных произведениях, и значит, можно говорить об их продуктивности для искусства и об их воплотимости в произведениях искусства. Пушкинская трагедия принадлежит к при­знанным мировым шедеврам. В повести Гоголя всё сложнее. Его Чартков убил двух других художников, как портрет дьяво­ла убил "всех ... святых и ангелов". Гоголь не смог или не захотел создать живые образы правильных картин и художников. У него получились символизированные схемы. Произошло так потому, что схематичный и символичный канон является ха­рактерной чертой поэтики религиозной средневековой литературы, на которую ориентировался писатель как на образец. Движение к первообразцу оказалось шагом назад именно в области художественного мастерства.

Давно отмечено, что гений Гоголя оказался бессильным в изображении положительных явлений жизни. В.В. Вересаев отметил: "...лиризм - самое слабое место Гоголя, он постоянно срывается в напыщенную риторику, тут у него пропадают свои слова и выдвигаются штампы, всякие дивный, чудный, очаровательный, рассыпаются чувствительные многоточия и восклицательные знаки. Часто прямо поражает полная беспомощность Гоголя там, где дело идёт о выражении интимных переживаний. ... Когда Гоголь описывает что-нибудь красивое, он по-ученически боится, как бы это красивое не оказалось недостаточно красивым, устраняет всё низкое, громоздит одну превосходную степень на другую. Нарядны и безжизненны в своей красивости его описания природы, - после Пушкина, Тургенева, Толстого и Чехова их просто скучно читать". Гоголь не умеет делать то, что уже давно умела литература - выражать сложные и благородные движения души; передавать красоту реальности. Было ли это связано с односторонностью его гения или же явилось стремлением изобразить единый христианский архетип, идеал, приблизиться к творящему Логосу и адекватно воплотить его в человеческом слове?