Смекни!
smekni.com

Роль искусства в жизни человека по произведениям Пушкина, Гоголя, Куприна (стр. 5 из 5)

2. "Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит!"

Размышления о роли искусства в жизни человека, поддерживая традиционную тему русской литературы, продолжает в своём творчестве и писатель ХХ века А.И. Куприн.

"О произведениях Куприна можно очень много написать «по поводу» и почти нечего сказать о том, как это написано, кроме мастерства кисти... Он из тех писателей, на которых достаточно указать: читайте его, это подлинное искусство, оно всякому понятно без комментариев», — говорил в статье с выразительным названием «Стихийный талант» глубокий филолог и опытный критик, друг Куприна, Ф. Д. Батюшков.

Полувеком позже те же важнейшие черты прозы Куприна одной фразой определил К. Г. Паустовский, размышляя о знаменитом «Гамбринусе»: «Все в этом рассказе было точно, как протокол, и вместе с тем рассказ был гуманен до слез и живописен, как летний вечер на Дерибасовской».

Таков, кажется, не только «Гамбринус», но и весь много­томный, разножанровый, щедро населенный героями рассказ Александра Куприна о жизни.

С идеями революции связаны книги Куприна о людях искусства.

Сашка — скрипач, «еврей — кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопре­деленных лет» — главная достопримечательность самой попу­лярной в «бойком портовом городе на юге России» (Одессе) и в пивной под названием "Гамбринус". Впрочем, многие «совсем не знали мудреного имени славного пивного короля», покровителя пивного дела, и говорили: «Идем к Сашке?» Неудивительно, «что среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор». На судьбе этого героя Куприн и показал в рамках относительно небольшого произведения грандиозные по масштабу и драматические исторические события в России: русско-японская война, революция 1905 г., последовавшие за ней реакция и по­громы. Еще два персонажа сопровождают Сашку — «маленькая белая собачка» Белочка и буфетчица мадам Иванова. Еще до прихода посетителей пивной она иногда просила Сашку сыграть «что-нибудь свое»: «Со струн Сашкиной скрипки плакала древ­няя, как земля, еврейская скорбь, вся затканная и обвитая печальными цветами национальных мелодий». Но Гамбринус постепенно наполняется людьми, и Сашка, выпив вторую кружку пива, начинает свое ежедневное волшебство. Даже на вернув­шихся с моря кутящих рыбаков Сашка действовал «как Орфей, ус­мирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса <...> звероподобный мужичинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни». Ре­пертуар Сашки отражал современные события: когда англичане воевали с бурами, исполнялся «Бурский марш», во время франко-русских торжеств — марсельеза, появились и песни о начавшей­ся русско-японской войне. На эту войну призвали и не помня­щего, то ли ему сорок девять, то ли сорок шесть лет, Сашку. Его про­вожает весь Гамбринус, он оставляет мадам Ивановой Белочку.

С уходом Сашки Гамбринус захирел. Но от него не было вестей ни через месяц, ни через год. Через два года, когда о Сашке все — даже «беленькая собачка» — забыли, он неожиданно появился в Гамбринусе, Он «не был даже ни разу ранен, хотя участвовал в трех больших битвах», был в плену. Ни одного героя не встре­чали так, как Сашку. Но лишь мадам Иванова заметила: несмотря на паясничанье, из его глаз «не только не исчезло выражение ужаса и тоски, которые она видела в них при прощании, но стало еще глубже и значительнее».

С началом революций Сашке все чаще заказывали марселье­зу. После ее поражения (о котором, впрочем, прямо не говорили ни слова) наступают иные времена. Город живет предчувствием погрома: «Ходили темные, тревожные, омерзительные слухи. <...> А на окраинах в зловонных каморках и на дырявых черда­ках трепетал, молился и плакал от ужаса избранный народ Божий, давно покинутый гневным библейским Богом, но до сих пор верящий, что мера его тяжелых испытаний еще не исполне­на». Сашка, однако, «со своей смешной обезьяньей, чисто еврейской физиономией» в дни погромов свободно ходил по городу: его «непоколебимая душевная смелость», «небоязнь боязни» защи­щали его. Но однажды его с криком: «Бей жидов!» — прижал к стене какой-то каменщик. Услышав, что он напал на кумира Гамбринуса Сашку, каменщик останавливается. Как точно подмеча­ет писатель, «он в эту хмельную, безумную, бредовую секунду готов был убить кого угодно — отца, сестру, священника, даже самого православного Бога, но также был готов, как ребенок, послушаться приказания каждой твердой воли». Тем самым вина за кровь, за погромы возлагается не только на толпу, но и на ее идеологов, пользующихся в своих интересах ее губитель­ной силой. Каменщик щадит Сашку, но компенсирует свою жажду крови убийством Белочки.

Кульминация рассказа — в восьмой главе, изображающей «время, похожее на сон в параличе», когда победители «прове­ряли свою власть, еще не насытясь вдоволь безнаказанностью». В один из таких дней десять погромщиков пришли в Гамбринус. В пивной все знали, что это сыщики и палачи. Один из них «некто Мотька Гундосый», «прежде вор, потом вышибала в пуб­личном доме, затем сутенер и сыщик, крещеный еврей» потре­бовал исполнения гимна в честь царя. Сашка отказался, подняв от­ступника от иудейской веры на смех («весь Гамбринус расхохо­тался»). Все поразились вескости и властности голоса Сашки, обычно смешного и кривляющегося, когда он назвал Мотьку «убий­цей», а затем своей скрипкой ударил его по виску. Гамбринус спас своего кумира. Но час спустя, когда Сашка шел домой, несколь­ко человек напали на него и отвели в участок как политическо­го.

Последняя главка рассказа начинается фразой: «Теперь вто­рично и окончательно считали Сашку похороненным». А через три месяца он появился в Гамбринусе, но со «скрюченной и точно смятой» левой рукой: его изувечили в участке, причем так, чтобы он никогда не мог играть на скрипке. И когда все реши­ли, что не услышат Сашкиной песни, тот «здоровой рукой вынул из кармана» «наивную свистульку», заиграл в сопровож­дении аккомпаниатора «Чабану». Как отмечает Куприн, «свис­тулька пела на языке, к сожалению, еще непонятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого Сашки: « — Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».

Тема мужающего, борющегося и побеждающего искусства – главная в рассказе «Гамбринус».

Заключение

Искусство одно из высших проявлений творческого разума, включающего не только диалектику мысли, но и порывы чувства и воли, проявления и интуиции, стремленияе к идеалу и прозрение будущего. Искусство непосредственно дано человеку в его жизни, при этом в разнообразных видах личных проявлениях повседневной индивидуальной и общественной жизни. В людях велика потребность специально отдаваться искусству, отвлекаясь при этом от других дел, как бы переключаться в него и жить им. Искусство раскрывает человеку истины, более глубокие, чем повседневная жизненная практика. Искусство способно подымать человека, пробуждать и развивать его лучшие способности и творческие силы, делать его Человеком с большой буквы, творить добро, а следовательно, оно требует серьезного отношения, специального внимания, сосредоточенного восприятия, глубокого изучения.

Поэтому писатели: А.С.Пушкин, А.И.Куприн, Н.В.Гоголь показывают в своих произведениях, что искусство все перетерпит и победит. Искусство будет переходить из поколения в поколение, так как искусство – это актуально.

Приложение.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Николай Васильевич Гоголь (1809-0852)

Александр Иванович Куприн (1870-1938)

Библиография:

1. Все герои произведений русской литературы. Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.

2. Белинский В. Статьи о Пушкине/Послесл. С. Красновой. – М.: Худож. лит., 1974.

3. Золотусский И. Гоголь. М.: Мол. гвардия, 1979.

4. Куприн А.И. Повести. Расказы. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

5. А.И.Куприн «Река жизни». – Лениздат, 1986.

Рецензия.