Смекни!
smekni.com

Роль искусства в жизни человека по произведениям Пушкина, Гоголя, Куприна (стр. 1 из 5)

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3.

п. Эльбан Хабаровского края.

Тема:

Роль искусства в жизни человека

(по произведениям Пушкина, Гоголя, Куприна).

Выполнила: Башлак Кира

ученица 9кл «А»

Учитель-консультант:

Сафронова Т.И.

-2005-

Содержание.

1.Пушкин и Гоголь. Концепция искусства (образ гения).3

1.1. "Моцарт и Сальери" А.С. Пушкина.4

1.2. "Портрет" Н.В. Гоголя.10

1.3. Две противоположные концепции искусства.21

2. "Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит!"23

Заключение. 26

Приложение.27

Библиография:29

1.Пушкин и Гоголь. Концепция искусства (образ гения).

1 января 1831 года произошла первая заочная встреча Пушкина и Гоголя: на первой странице "Литературной газеты" Дельвига были помещены рядом стихотворение Пушкина "Кавказ", глава из повести Гоголя "Страшный кабан" и его же статья о преподавании географии. Через четыре года Белинский предсказал молодому писателю, что он займёт место Пушкина во главе русской литературы. С тех пор не раз русская общественная мысль рассматривала вопрос об историче­ском и символическом соотношении этих фигур, о масштабе и смысле их влияния на литературный процесс в России и на ход отечественной истории. Гоголь оценивался как наследник и продолжатель дела Пушкина; как открыватель и знамя нового, "гоголевского", периода развития русской литературы; как "злой гений" русских писателей и русских читателей, обольстивший их и показавший неверный путь русской культуре и самой России.

Вне зависимости от того, признавать ли наличие пушкинского и гоголевского направлений в русской литературе или же только одноимённых периодов в её истории, анализ принципов и особенностей художественного изображения челове­ка этими писателями может быть плодотворен. Естественно выдвижение на первый план такого исследования образов художественных гениев - в них на языке искусства оба писателя выразили свои концепции творческой личности, места её в мире.

Объектами концептуальных наблюдений и выводов могут стать трагедия Пушкина "Моцарт и Сальери" и повесть Го­голя "Портрет". Правомерность и актуальность сравнительного изучения этих произведений основаны на общности тема­тики и проблематики: гений и талант, художник и ремесленник, творческое и жреческое, земное и божественное начала в художнической деятельности; художник и толпа; польза или бесполезность искусства; искусство и религия. И Пушкин, и Гоголь прибегнули к изображению деятелей несловесных видов искусства - музыки и живописи, а значит, тот и другой вынуждены были попытаться "перевести" на язык слов произведения музыкантов и живописцев. Как они это сделали, тоже очень важно.

И трагедия, и повесть - произведения зрелых мастеров, выражающие итоговые результаты их творческих и философ­ских исканий. Теоретические размышления проверяются возможностью воплощения в художественных структурах и об­разах - это обстоятельство также представляет немалый интерес.

Конечно, необходимо учитывать различную жанровую природу трагедии и повести, следовательно, сравнивать можно концептуальный и образный уровни, историко-культурные модели и представления, послужившие структурной базой, ставшие основой художественного языка этих произведений.

1.1. "Моцарт и Сальери" А.С. Пушкина.

В трагедии Пушкина сопоставляются и противопоставляются гений - Моцарт - и талант - Сальери. Отношения гения и толпы остаются на втором плане. Образы Моцарта и Сальери несут в себе также и другие культурные смыслы: гений - бог музыки, обречённый на гибель жрецом музыки, демиург (демиург 1. В Др. Греции: свободный ремесленник, мастер, художник. 2. высок. Созидающее начало, творец. 3. филос. В философии Платона: божество как творец мира.) и земной человек; талант - жрец, художник и ремесленник.

Образ гениального человека, каким он сложился в современном сознании, генетически связан с древними мифологиче­скими представлениями о творце, первопредке - демиурге - культурном герое. Творец (первопредок - демиург - культур­ный герой) в разных мифологических системах творит мир по-разному, однако очень часто при помощи слова, песни, му­зыки, пляски, или же они сопутствуют акту творения.

С отделением искусства от обряда функции, принадлежавшие одному человеку, становятся обособленными и выпол­няются людьми с разным социальным статусом. Но и впоследствии образ творца произведения искусства и образ жреца, сначала в довольно чёткой, а затем во всё более зачаточной форме, сохраняют основные признаки, унаследованные от общего мифологического предка. Функция творца мира заменяется, с одной стороны, функцией жреческого служения некоему божеству; магическая сила - гениальной одарённостью художника или ритуальной посвящённостью жреца в та­инства, недоступные другим людям. Пушкинский Сальери, жрец музыки, объявляет Моцарта богом - и считает, что при­зван, чтобы его остановить, т.е. убить. Представления о работе музыканта как о жреческом служении очень близки сред­невековым ремесленническим мировоззренческим концепциям.

Герои Пушкина по-разному понимают само слово гений: для Моцарта это гениальный творец искусства ("он же гений, как ты да я", "нас мало избранных, счастливцев праздных"), Сальери же употребляет это слово для обозначения свя­щенного дара, которым наделяет человека небо и который надо заслужить жреческим поведением ("о небо! Где ж право­та, когда священный дар, когда бессмертный гений ... послан ..."). Гений бессмертен, а человек смертен, поэтому после его смерти "священный дар" может быть послан другому - и появится "новый Гайден".

Моцарт, с точки зрения Сальери, "не­правильный" носитель дара гениальности, он его не заслужил. Чтобы получить гениальную одарённость, человек должен отказаться от всего, кроме своего призвания: "отверг я рано праздные забавы; науки, чуждые музыке, были постылы мне; от них отрёкся я". Он должен подвергнуть себя аскетизму, запереться в "пустынной келье", забыть "и сон, и пищу", должен явить небу доказательства "любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия", должен молить о ниспослании гения. Моцарт же - "безумец", "гуляка праздный". Причём праздность осознаётся им как норма, творчество для него не является трудом - трудным делом, требующим "усердия", знания "алгебры" для создания "гармонии". Труд - это там, где люди вынуждены "заботиться о нуждах низкой жизни"; предаться "вольному искусству" - не значит трудиться, это зна­чит творить легко и свободно.

Моцарт - неправильный гений настолько, что Сальери не может найти ему места в своей системе ценностей. Его му­зыка чересчур гениальна, следовать за ним, как за Глюком, невозможно. Она божественна - "ты, Моцарт, бог". И Моцарт, кажется, согласен: "Ба, право? Может быть...", - но тут же заявляет, что проголодался. Проголодаться бог не может, а ге­ний, творя, должен забыть "и сон, и пищу". Сальери мечтает: "Быть может, посетит меня ... творческая ночь ...". Моцарт же на бессонницу жалуется, а творит утром. Сальери воспринимает всё поведение Моцарта как сплошное кощунство над божественным призванием. И, однако, этот недостойный обладает бесспорным гением. Вот с чем не может смириться Сальери, и вот почему Моцарта необходимо остановить. Если этого не сделать, разрушится вся иерархия цен­ностей, вся мировоззренческая система Сальери; разрушится та реальность, в которой он достиг высокого положения: "Не то мы все погибли, не я один с моей глухою славой".

Пушкинский Сальери настолько замкнут в самом себе, что польза искусства понимается им весьма цинично, лишь как польза для жрецов искусства. Гениальное искусство Моцарта бесполезно, ибо возмущает "бескрылое желанье" в "чадах праха". Сознавая, что его слава возможна лишь потому, что он "в сердцах людей нашёл созвучия своим созданьям", жрец и ре­месленник не может думать о пользе своих произведений для толпы - он, прежде всего, заботится о своём ордене, о своём цехе.

Философский аспект проблемы пользы искусства рассматривает Моцарт. "Презренная польза" там, где труд, где необ­ходим утилитарный результат. Труд имеет право на существование, если он полезен людям в удовлетворении "нужд низ­кой жизни". Моцарт противопоставляет нужды низкой жизни и вольное искусство; труд, заботы и счастливую праздность творца. Но мир не может существовать без того и без другого. Слепой скрипач исполняет музыку Моцарта в трактире, и гений радуется, как дитя.

"Неправильный", по мнению Сальери, Моцарт абсолютно "правилен" с точки зрения житейской нормы. У него есть жена и сын, с которым он играет на полу, как простой смертный; бессонница его томит, как и всякого человека, он не превращает ночь в ритуальное бдение; он испытывает голод и жажду; он помнит, что надо предупредить жену о своём намерении обедать вне дома, чтобы она его "не дожидалась к обеду"; он знает, что приглашённого им скрипача нельзя прогнать, не заплатив за его игру - "пей за моё здоровье"; он любит шутку и розыгрыш. Моцарт весь земной, он подчёркнуто обыч­ный, по-человечески понятный, этот гений. Но его музыку признаёт божественной тонкий знаток и ценитель Сальери, он и сам чувствует свою равновеликость богу. Высокое и низкое, трагическое и комическое органично сочетаются в нём, нужды низкой жизни лишь обостряют наслаждение вольным и бесполезным творчеством. Гармония внутреннего облика гения равновелика гармонии мира, может служить для него моделью. Жизнь и смерть, божественная музыка, уверенность в несовместности гения и злодейства, трагическое предощущение собственной близкой гибели - и обед в трактире, па­мятливая заботливость о жене, сыне, случайно встреченном слепом скрипаче, благорасположение и терпимость ко всем людям, естественность переходов от игры и обыденности к трагическому и светлому творчеству - всему этому есть время и место в личности Моцарта и всему этому должно быть время и место в большом мире, иначе существование невозмож­но, "тогда б не мог и мир существовать".