Автор: Пушкин А.С.
Москва — святыня России, ее сердце. Не зря захватчики всех времен и народов, будь то татары, французы или немцы, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить ее сердце, то есть захватить Москву.
"Сердце" и "судьба" — это слова, которые мы произносим, когда хотим сказать о чем-то важном для нас. Для автора романа "Евгений Онегин", для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России, в Москве случилось два судьбоносных момента его жизни: распоряжение царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время коронации царя Николая Первого на которую поэт был срочно доставлен в 1826 году, и — женитьба поэта, начало его новой жизни. . , Показывая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая как бы энциклопедию русской,1кизни, не мог не привести свою героиню в Москву, и в этом прослеживается закономерность. Пушкин, конечно, не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.
Итак, гордая Москва не склонилась перед врагом, не пошла на поклон, но ответила пожаром. Описывая въезд героини романа Татьяны Лариной в Москву, Пушкин перечисляет достопримечательные московские места, в том числе и Петровский замок, в котором прятался Наполеон от пожара. Пушкин с патриотизмом и гордостью отметил:
Но не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
У человека, читающего эти строки, невольно с гордостью бьется сердце за силу и величие Москвы. Пушкин подробно описал въезд Лариных в Москву. Подъезжающему к Москве в пушкинскую эпоху прежде всего бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимый облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также более двух десятков монастырей. Пушкин описывает это словами:
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Далее Пушкин описывает, как возок Татьяны едет по Тверской. Ларины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и точностью, а также настолько живо, как никем из его современников она описана не была.
Московские адреса обозначались по церковным приходам. Ларины остановились в приходе церкви Святого Харитония. Это место Москвы было знакомо Пушкину по детским воспоминаниям, ведь там он некоторое время жил в Большом Харитоньевском переулке. Длинное и детальное путешествие Лариных через Москву составляет одно из самых пространных описаний в "Евгении Онегине", ему посвящены четыре строфы. Пушкин увеличил их счет до пяти, прибавив пустой номер, создав этим впечатление, что утомительная прогулка длилась еще дольше. Оно резко отличается от кратких, как бы эскизных, петербургских зарисовок.
Пушкиным описана московская жизнь Татьяны: утром ее будит "ранний звон колоколов", -но, сев у окна, она видит не свою привычную деревенскую даль, а московский пейзаж:
Пред нею незнакомый двор,
Конюшня, кухня и забор.
Татьяну привезли в Москву на ярмарку невест, то есть в Благородное собрание, где собиралось несколько тысяч человек, где происходили балы, встречи молодых людей, где устраивались их судьбы. Судьба самого Пушкина тоже устроилась в Москве. Это Благородное собрание располагалось на Большой Дмитровке.
Там Татьяна встретила своего будущего мужа, генерала 1812 года.
Судьба ее решилась. Она вышла замуж. Подводя итог сказанному, можно отметить, что Пушкин описал Москву с большой естественностью и живостью, к чему его подвигло чувство искренней любви, симпатии и теплоты, которые он испытывал к Москве как к городу. Он нашел слова подробного описания того, как она выглядит. Эти описания очень детальны.
Но все же, говоря о Москве, Пушкин показал ее как гордую и мужественную святыню, в описании сцены ожидания Наполеоном сдачи Москвы в Петровском замке Пушкин испытывает гордость за нее, и, читая Пушкина, мы также испытываем это чувство:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар...
-В- романе "Евгений Онегин" Пушкин создал поэтический памятник Москве, она же с любовью и благодарностью преподнесла ему свой дар — памятник великому поэту.