Смекни!
smekni.com

Обзор критической литературы (стр. 3 из 5)

Композиция «Семьи Тибо» идет все расширяющимися кругами. В первых шести книгах тема романа развернута в рамках семьи, вернее двух семей. Но в развитии романа она все более расширяется, сливаясь с одной из основных тем современной западной литературы - темой ухода интеллигенции от старого мира к новому. Семьи Тибо и Фонтаненов дают дю Гару возможность уже в первых шести книгах романа остро поставить его основную тему. Семья - это клеточка социального организма. Композиция романа очень свободна. Мартен дю Гар не показывает своих персонажей в какой-то временной последовательности. Он детально описывает несколько эпизодов из их жизни, разделенных неопределенным временным промежутком. Форма «романа в эпизодах» дала писателю возможность, не прибегая к диалогической форме, детально воссоздать последние дни перед войной, достичь временного и событийного единства и выдвинуть на первый план один из важнейших моментов истории страны, увиденный глазами героев. «Коллекция эпизодов» и их композиция в виде отдельных сцен позволили автору связать воедино человеческие судьба и движение истории. В то же время это позволил достичь структурной целостности произведения. Избранная тема влекла историю семьи, далекую от дел политики, к трансформации в роман, ставящий остро актуальные проблемы о взаимосвязи индивидуальных судеб и истории человечества. В первой части книги все исторические и общественные проблемы затрагиваются вскользь или вовсе не затрагиваются. К концу романа наоборот, война, международная революция занимают главенствующую роль. Личность раздавлена, подавляется историческими событиями.

В романе одной из основных является- «тема личности мечущейся между историей и Богом»[12]; персонажи движутся к катастрофе 1914 г. Однако религиозный вопрос здесь уходит с переднего плана. Он мелькает в первых томах, исчезает по мере того, как история начинает захлестывать индивидуальные судьбы, и вновь возникает с отрицательным ответом - в последнем томе, где описана агония, подвергающей человека, если можно так выразиться, итоговому допросу, пытке последней степени строгости. Но в «Эпилоге», завершающем «Семья Тибо», из двух главных персонажей Мартен дю Гар - священника и врача - остается фактически один врач. «Семья Тибо», кончается смертью врача, одинокого среди своих коллег. Для Мартен дю Гара, как и для Антуана, вопросы бытия решаются здесь уже на уровне человека.

ОСНОВНЫЕ ГЕРОИ

В романе, действие которого происходит в первое двадцатилетие ХХ в., изображены две буржуазные семьи, одна - католическая - Тибо, другая - протестантская - Фонтаненов. Противоречия между этими двумя религиозными течениями, действительно, играют во французском обществе ХХ века большую роль.

Антуан и Даниель противостоят Жаку и Женни, семья Фонтаненов семье Тибо. Атмосфера любви и доверия к ребенку, царящая в семье Фонтаненов, противоположна атмосфере родительского диктата в семье Тибо. Мориак называет господина Тибо «монстром»[13]. Он считает себя верующим, но в действительности его религия - отвратительное сочетание эгоизма, фанатизма и в первую очередь - тщеславия. И, однако, господин Тибо в молодости был человеком чувствительным, способным любить; это доказывают письма, найденные Антуаном, но возраст, успех, деньги убили в нем благородство души, как быть может, те же причины убили бы это благородство и в сыновьях, похожих на отца, не погибни они молодыми. В книге «Смерть отца» Мартен дю Гар показывает весь ужас болезни и физического разложение Оскара Тибо. В смерти этого персонажа отражается - «комедия»[14], которой в некотором смысле была вся его жизнь. Агония стала для него испытанием, которое в отличие от Антуана он не выдерживает. После смерти отца все в доме испытывают странное чувство облегчения. «Что, в сущности, я знал о нем?- подумал Антуан. Чиновник! ...Первосвященник в штатском. Внушавший уважение и трепет! Но он-то сам? Кем он был. Когда оставался наедине с собой? Еще меньше! Ничего!»[15]Между отцом и сыном не было понимания, близости, они были чужими друг для друга.

В романе о Тибо семья ограничивается отцом, двумя братьями Антуаном и Жаком, и внуком появляющемся в самом конце романа. У всех французских буржуа-католиков одинаковые достоинства: огромная трудоспособность, воля, упорство и одинаковые недостатки: надменность, суровость, упрямство. «Все Тибо способны хотеть»,- с гордостью говорит Антуан Жаку. Они стремятся опережать всех и браться за все, внушают к себе уважение.

Мартен дю Гар в «Семье Тибо» решил, что у него будет не один, а два главных персонажа - братья Тибо. Это было нужно ему, чтобы развить в книге противоречивые устремления своей личности: инстинкт независимости, ухода, бунта, отказа от всех видов конформизма; но также инстинкт порядка, умеренности, отказа от крайностей, который я унаследовал от родителей»[16]. Судьба молодого поколения стала одной из важнейших в литературе между двумя войнами, продолжая XIX век в творчестве Стендаля и Бальзака. В центре романа судьба братье Антуана и Жака Тибо. Замысел раскрывается в сопоставлении их путей, именно на их судьбах поставлена большая проблема эпохи - возможность ухода от старого мира к новому. Итак, по словам Мартена дю Гара, братья выражают две стороны его собственного характера - тягу к традиции, порядку, с одной стороны, стремление к независимости, с другой - к новому и бунтарскому. На наш взгляд, главное можно выявить через сопоставление этих двух образов. Как справедливо отмечает Камю :«В характерах Жака и Антуана воплотились два типа людей: одни всю жизнь остаются и умирают подростками, а другие уже рождаются зрелыми»[17]. Писателю часто задавали вопрос, на кого из братье он больше похож. Симпатии многих читателей были отданы Жаку. Он воспринимался как образец. Вот что писал Мартен дю Гар по этому поводу своему другу: «Ты знаешь, что им всем нравится? То, что милый, притягательный персонаж воплощает слабость их ума и суждения»[18]. Факты убеждают нас в том, что дю Гар прожил жизнь Антуана, а не Жака. Антуан воплощает образ героя середины века. Он вызывал симпатии у тех читателей кто постарше, ведь он здравомыслящий человек, не имеющий бесплодных мечтаний. У Жака страсть управляет его поступками и суждениями. Но для меня, напротив, истинным героем является Антуан.

Попробуем объяснить, почему именно Антуан есть главный персонаж. Роман начинается и заканчивается Антуаном, и в течение всего романа масштаб его личности растет. Он явно ближе автору, чем Жак. Как считает А. Камю, что «автору ближе тот из героев, в ком больше противоречий»[19]. В этом смысле натура Антуана сложнее, богаче, в структуре романа он более гибок, чем Жак. Основная, центральная тема «Семьи Тибо» убедительнее воплощена в Антуане, чем в Жаке. Эволюция Жака менее значительна, так как она более логична и ее легко предвидеть с самого начала: это переход от индивидуального бунта к идее революции. Прототипом Жака был не только сам автор, но композитор Пьер Маргаритис, поэт Лауро де Бозис. Накануне перемирия умер от «испанки» его лучший друг, двоюродный брат, Пьер Маргаритис. Ему посвящен роман «Семья Тибо». Мы не знаем, какие черты в характере Жака Тибо достались ему от Пьера Маргатиса. Но эпизод с исправительной колонией явно связан с ним, потому что в возрасте 15 лет после побега из дому по приказу отца Пьера его поместили в исправительное учреждение города Тура. В рассказе о полете Жака тибо Мартен дю Гар обратился к нашумевшему в начале 30-х годов событию- гибели поэта Лауро де Бозис. Отпечатав четыреста тысяч листовок с антифашистскими воззваниями, Лауро де Бозис 31 октября 1931 года поднялся на самолете над Римом и был сбит летчиками Муссолини.

Глубже и весомее тот переворот, который совершается в душе человека счастливого, уравновешенного, полного силы и искреннего уважения к себе, переворот, приводящий к открытию общего страдания и определяющий тем самым расцвет личности и одновременно ее границы.

Жак - один из самых прекрасных образов подростка в литературе. Этот решительный, смелый и своевольный упрямец, во что бы то ни стало желающий высказать вслух все, что думает, страстный в дружбе, но не ловкий в любви, заносчивый и неприступный написан великолепно. В каком-то смысле Жак не создан для того, чтобы жить. Два его великих переживания - любовь и революция - подтверждают это. Соединившись с Женни, он пытается жить любовью и революцией одновременно, но это попытка безнадежная. Когда же революция предает самое себя, а заодно и его, он вдруг покидает Женни и отправляется навстречу одинокой, но образцовой, как он считает, смерти. Эта смерть - единственный залог продолжения их любви. Жак, начав свой путь с одинокого бунта, устремляется в историю и ее битвы, находит свое движение в социалистическом движении накануне одного из самых сильных его поражений. Он переживает в смятении этот крах, словно во вспышке молнии открывает для себя Женни, потом покидает ее так же, как и взял, словно в полусне и, отчаявшись во всем, опять возвращается к одиночеству, но на сей раз к одиночеству самопожертвования. «Отдать себя целиком, освободиться, отдавшись без остатка». «Оказавшись правым вопреки всем и укрыться в смерти»![20] Он одиночка и способен соединиться с людьми лишь в состоянии одинокого самопожертвования. Самолет потерпел аварию; Мейнестрель в самолете погиб; тяжело раненого Жака застрелил обезумевший жандарм; ни одна листовка не дошла до цели. Гибель Жака - жертвенный акт, совершенный искренним и честным человеком в перспективе исторического тупика. Но в этом случае бунтарство, героизм, самопожертвование- всего лишь бессмысленные и красочные эффекты, ничего не оставляющие людям. Жак относится к тем людям, которые хотят изменить жизнь, чтобы изменить самих себя, как правило, жизнь они не меняют и сами остаются, чем были.