Смекни!
smekni.com

"Земледельческий закон" Византии, система хозяйства, формы собственности и аренды византийской общины (стр. 1 из 5)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования Белорусский Государственный Педагогический Университет имени Максима Танка

Курсовая работа

“Земледельческий закон” Византии, система хозяйства, формы собственности и аренды византийской общины

Студент, 403 группы

Борисов Денис Владимирович

Проверил преподаватель:

Шупляк С.П.

Минск, 2008


Содержание

1. Введение

2. Глава 1. «Земледельческий закон» и система хозяйства византийской общины

3. Глава 2. Формы собственности и аренды, экономика Византии

4. Заключение

5. Источники и литература


Введение

Тема моей курсовой работы “Земледельческий закон” Византии, система хозяйства, формы собственности и аренды византийской общины. В данной работе будут подробно рассмотрены различные аспекты экономической жизни Византийского государства. Особое внимание будет уделено “Земледельческому закону”, а так же вопросам, связанным с византийской общиной, а именно особенностям сельского хозяйства и быта.

Цель: подвергнуть рассмотрению «Земледельческий закон» Византии и систему хозяйства византийской общины.

Задачи: разобрать «Земледельческий закон» Византии, рассмотреть основные экономические отношения в византийской общине, проанализировать формы собственности и аренды и систему хозяйства Византии.

В данной курсовой работе использованы следующие источники: Г. Г. Литаврин «Как жили византийцы», А. П. Каждан «Деревня и город в Византии IX—Х вв. Очерки по истории византийского феодализма», История Византии т. 1—3, «Сборник документов по социально-экономической истории Византии» и другие. Основной материал я брал из книги Литаврина Г.Г. «Как жили византийцы». Там очень подробно рассмотрены различные стороны жизни византийского общества, хорошо описана система хозяйства общины, основанная на выращивании различных культур. В других источниках авторы тоже уделяют внимание экономическим аспектам Византии, но в большинстве книг эти моменты повторяются. Главная точка зрения на основные моменты экономики у всех авторов совпадает. Из «Сборника документов по социально-экономической истории Византии» я взял статьи «Земледельческого закона», на основе которых сделал выводы по главным вопросам.

В первой главе «Земледельческий закон» и сисема хозяйства византийской общины подробно рассматривается как сам закон, так и основные моменты касающиеся общины. А именно сельское хозяйство, быт, социальные отношения. Статьи этого документа носят и юридический характер, так как в них подробно описаны наказания за различные нарушения. Также в статьях описываются арендные отношения, и указывается на различные формы собственности.

Во второй главе «Формы собственности и аренды, экономика Византии» рассматриваются отношения между собственниками земли и арендаторами, между городом и деревней, социальные и экономические отношения.


Глава 1. «Земледельческий закон» и система хозяйства византийской общины

В данной главе будет рассмотрен “Земледельческий закон” Византии, (начало 8 в.), в котором отображены некоторые особенности жизни византийцев. Здесь будут приведены статьи вошедшие в этот закон, а так же анализ некоторых из них.

1. Земледельцу, возделывающему свое поле, следует быть справедливым н не переступать, межи соседа; если же кто-либо переступит и умалит долю соседа своего, то, если он сделал это во время распашки нови, лишается своей нови, если же он сделал это нарушение во время посева, то лишается и посева, н пашни, и урожая переступивший границу земледелец. Из первой статьи закона можно сделать вывод, что частная собственность на землю специально закреплялась законодательно, чтобы избегать дальнейших разногласий по поводу размеров и границ земельных участков, и следовательно количество урожая.

2. Если какой-либо земледелец без ведома хозяина земли войдет и распашет новь н засеет, то не получит он не только за труд по распашке нови, но ни урожая за посев, ни даже семени, уже засеянного. Так же мы видим, что в законе регламентируется наказание, тоесть четко отображено, что будет за то или иное нарушение.

3. Если договорились друг с другом два земледельца перед двумя или тремя свидетелями обменятся землями и договорились бы окончательно, пусть остается их обмен законным, прочным и непоколебимым.

4. Если два земледельца договорились обменяться землями на время посева и одна сторона отступится, то, если семя засеяно, пусть не расторгают договора; если же не засеяно, пусть расторгнут. Если отступившийся не вспахал нови, другой же вспахал, пусть распашет и отступившийся, и тогда расторгнут [договор].

5. Если два земледельца обменялись землями, либо на время, либо навсегда и обнаружено, что одна доля меньше другой, и если о том не договаривались, пусть отдаст имеющий больше соответствующее количество земли имеющему меньше, если же так договорились, пусть не отдает ничего.

6. Если бы земледелец, имеющий тяжбу о поле [ниве], вошел без ведома засеявшего и самовольно сжал, то, если притязание справедливо — ничего не получит из этого; если же его притязание еще и несправедливо — отдаст вдвойне столько плодов, сколько было сжато.

7. Если два села спорят о границе или поле [ниве], пусть обследуют сведущие люди [судьи] и признают право за владеющим в течение более долгого срока; если же есть и старая граница, пусть будет старое владение непоколебимым.

8. Если был произведен раздел несправедливо для некоторых в жребиях и в местоположении, пусть позволено будет аннулировать произведенный раздел.

9. Если земледелец-мортит сжал без ведома земледавца и собрал снопы его, то, ках вор, будет лишен всех своих плодов. Мортит – арендатор, в данной статье видно что в Византии существовала землепользование на основе аренды.

10. Доля мортита – девять снопов; доля же земледавца - один сноп. Разделивший иначе да будет проклят богом. Из статьи следует, что форма платы за аренду земли имела натуральный характер.

11. Если кто-либо взял землю у обедневшего земледельца, чтобы засеять, и, договариваясь, договорился бы только распахать новь и разделится, пусть соблюдает договор; если же договорились и о посеве, пусть придерживаются договора.

12. Если земледелец возьмет землю, чтобы засеять исполу, и к требуемому времени не распашет нови, но разбросает семя по поверхности, пусть ничего не получит из плодов, потому что, обманув, надсмеялся над хозяином земли.

13. Если земледелец взял у какого-либо обедневшего земледельца виноградник для обработки исполу и не обрезал его, как полагается, не окопал и не обнес его частоколом, пусть не получит ничего из плодов.

14. Если взявший поле исполу у бедного [неимущего] земледельца, находящегося в отсутствии, раздумав, не возделает поля, — вдвойне столько отдаст плодов.

15. Если взявший в обработку поле исполу до времени возделывании, раздумав, заявит хозяину поля, что не в состоянии [возделать его] и хозяин поля не озаботится этим, пусть будет не ответственен испольщик.

16. Если земледелец, ваявшийся возделать виноградник или землю, договорился с хозяином и, взяв задаток, приступил к работе, но, отступившись, оставил его, пусть отдаст справедливую цену поля и поле хозяину его.

17. Если земледелец пойдет и возделает поросшую лесом землю [лядину] другого земледельца, то три года будет пользоваться ее плодам, затеи отдаст ее хозяину ее.

18. Если не имеющий средств для обработки своего поля земледелец бежал и ушел в чужие края, то пусть ответственные перед казной за подати собирают плоды, и не имеет права возвратившийся назад земледелец взыскивать с них что-либо.

19. Если земледелец, убежавший с своего поля, платит [платил] ежегодно казенные экстраординарные налоги, то пусть собирающие плоды и пользующиеся его полем понесут ответственность в двойном размере.

20. Вырубающий чужой лес без ведома его хозяина и возделывающий и засевающий ничего не получит из плодов.

21. Если бы земледелец построил дом или посадил виноградник на чужой пустоши и со временем вернулись бы хозяева ее, то они не имеют права разрушить дом или вырыть виноградники, но должны взять равноценный участок, где бы ни захотели. Если же откаэался бы поселившийся или посадивший на чужом и не дал бы равноценного участка, то имеет право хозяин участка и виноградник вырыть и дом разрушить.

22. Если земледелец украдет во время пахоты лопату или мотыгу и со временем опознан будет, то отдаст за это в день по двенадцать фоллов. Равным образом и укравший в самую пору садовый нож или во время жатвы серп или во время рубки леса топор.

23. Если пастух поутру взял быка у земледельца и пустил его в стадо и если случилось [бы] быку быть зарезанным волком, пусть покажет тушу хозяину его и сам будет считаться невиновным.

24. Если пастух принявший быка, потеряет [его] и в самый день потери быка не даст показания хозяину быка, что, мол, «быка до такого-то места видел, а что же случилось не знаю», то будет ответственен за убытки: если же даст показание, пусть считается неответственным.

25. Если пастух примет утром от земледельца быка и бык, отбившись от стада, уйдет и войдет на возделанные земли или виноградники и причинит ущерб [потраву], то не будет лишен пастух наемной платы, нп возместит весь ущерб.

26. Если пастух принял быка у земледельца и бык пропал без вести, то пусть поклянется [пастух] именем господа, что не поступил с ним злонамеренно, что не причастен к гибели быка, и не будет нести ответствен за убытки.

27. Если пастух утром принял у земледельца быка невредимого и здорового и случится ему пораниться или ослепнуть, пусть поклянется пастух, что не поступил с ним злонамеренно, и да будет неответственным за убытки.

28. Если пастух поклялся, что он неповинен в гибели, ранении или ослеплении быка, а затем был изобличен двумя или тремя достойными доверия свидетелями, что убил он, то да будет у него обрублен язык и пусть он возместит убытки хозяину быка.