К числу формальных относятся и так называемые усеченные составы. От обычных формальных усеченные составы отличаются следующим: деяние, являющееся одним из элементов объективной стороны в обычном формальном составе, причиняет ущерб объекту уголовно-правовой охраны, в то время как в усеченном составе оно лишь создает условия для такого причинения в будущем. Здесь не требуется ни наступление общественно-опасных последствии, ни доведение до конца действий, которые могли бы вызвать эти последствия.
Следовательно, усеченные составы преступлений включают в себя лишь приготовительные действия или сам процесс выполнения определенного деяния, направленного на причинение общественно опасных последствий, т.е. могут быть окончены на стадии приготовления (бандитизм) или покушения (разбой) на преступление.
Следует особо подчеркнуть, что в качестве обязательного признака данного состава законодатель включает не только общественно опасное деяние, но и реальную угрозу наступления общественно опасных последствий. Преступление с таким составом является оконченным с момента совершения деяния, которое создало реальную угрозу наступления преступных последствий. Например, разбой (ст. 162 УК РФ) считается оконченным с момента нападения в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия опасного для жизни или здоровья или угрозой применения такого насилия. В данном случае сам факт нападения образует оконченный состав преступления, независимо от того. Завладел ли виновный имуществом потерпевшего или нет.
Подводя итог можно отметить, что в науке уголовного права классификация составов преступлений по различным критериям имеет свое значение. Так, например, классификация составов преступлений по объекту посягательства помогает систематизировать нормы Особенной части УК РФ и т.д.
4.2 Значение состава преступления как основания уголовной ответственности
В ст. 8 УК РФ указано, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовный закон совершенно определенно провозглашает единственным основанием уголовной ответственности только такое социально значимое поведение (деяние), признаки которого прямо предусмотрены в УК РФ в качестве признаков конкретного состава преступления.
Вывод о составе преступления, содержащемся в совершенном деянии, как основании уголовной ответственности можно также сделать, анализируя уголовно-процессуальное законодательство. В п. 2 ч.1 ст.24 УПК РФ зафиксировано, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению если в деянии отсутствует состав преступления. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ «оправдательный приговор постановляется в случаях, если …в деянии подсудимого отсутствует состав преступления».
Так же стоит отметить, что состав преступления может иметь место только в деянии. Отсюда следует, что УК РФ не допускает привлечения к уголовной ответственности за мысли, убеждения, взгляды, воззрения, каковы бы они ни были, если они выражены в любой иной форме, кроме совершения деяния, предусмотренного уголовно-правовой нормой.
Признаки, о которых говорится в ст. 8 УК РФ должны иметь место в составе любого конкретного преступления, совершенного как единолично, так и в соучастии, как оконченного, так и неоконченного.
Понятно, что преступления или состава преступления «вообще» не бывает. Преступление, за которое лицо привлекается к ответственности, всегда конкретно (убийство, изнасилование, кража и т.д.). Оно — явление объективной действительности, характеризующееся множеством признаков. Однако для привлечения к уголовной ответственности лица, его совершившего, юридическое значение имеют только отдельные из них, а именно те, которые содержатся в УК РФ.
Обстоятельства, находящиеся за рамками состава преступления, не могут сделать преступное деяние непреступным, следовательно, не исключают основания уголовной ответственности. Они могут влиять и влияют на решение вопроса о целесообразности привлечения лица к уголовной ответственности и в случае привлечения к ней - на выбор вида и размера наказания.
Признаки конкретных преступлений содержатся в диспозициях уголовно-правовых норм. Однако количество таких признаков минимальное. Это только типичные, специфические признаки кражи. Поэтому нельзя считать, что диспозиция и состав конкретного преступления — это одно и то же.
С одной стороны, в Особенной части есть немало норм (диспозиций), в которых признаки преступлений не названы вовсе. Например, ст. 258 УК, предусматривающая ответственность за незаконную охоту, определения данного преступления не содержит. Признаки незаконной охоты можно установить только путем толкования закона.
С другой стороны, признаки преступлений имеются не только в нормах Особенной, но и Общей части УК РФ, где речь идет об общих, повторяющихся для всех преступлений признаках. Так, ст. 2 УК РФ перечисляет объекты преступления; ст. 20 УК РФ указывает возраст, по достижении которого лицо может отвечать за совершенное преступление; ст. 25 и 26 УК РФ определяют признаки умышленного и неосторожного преступлений; ст. 30 УК РФ устанавливает признаки приготовления к преступлению и покушения на преступление; ст. 32 УК РФ раскрывает признаки соучастия в преступлении и т.д. Именно совокупность всех этих признаков (содержащихся как в нормах Особенной, так и Общей части УК) образует состав конкретного преступления.
Итак, совершение деяния, содержащего все объективные и субъективные признаки состава конкретного преступления, выступает необходимым и достаточным основанием для привлечения лица к ответственности по УК РФ. Без наличия в деянии лица признаков состава преступления не будет и уголовной ответственности. При наличии в деянии лица признаков состава преступления, установления иных оснований для привлечения виновного к уголовной ответственности не требуется.
Основание уголовной ответственности появляется с момента совершения общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления. Но для ее возложения на конкретное лицо нужен юридический документ. Он и является основанием наступления и реализации уголовной ответственности - вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.
В юридической литературе понятие и суть уголовной ответственности определяются неоднозначно, что сопряжено с различным решением ряда вопросов, например, об определении момента начала и окончания реализации уголовной ответственности.
Наиболее распространенным является определение уголовной ответственности как обязанности лица, совершившего преступление, претерпеть меры государственного принуждения.[60] Это определение представляется весьма спорным. Правовая обязанность не может отождествляться с правовой ответственностью. Правовая обязанность лица, осужденного за совершение преступления, исполняется в принудительной форме, вопреки воле обязанного лица.
Некоторые юристы считают, что уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления.[61] Встречаются и иные мнения о времени наступления уголовной ответственности: с момента возбуждения уголовного дела, с момента привлечения лица к уголовной ответственности и т.д.
Представляется, что осуществление уголовно-процессуальных действий, вплоть до вынесения обвинительного приговора (а точнее - до момента его вступления в законную силу) к уголовной ответственности отношения не имеет. Эти действия направлены на объективное установление обстоятельств совершения преступления.
С момента совершения преступления возникает основание для уголовной ответственности, но таковая наступает только при установлении виновности лица. Такое решение рассматриваемого вопроса соответствует ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой определено, что каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком - путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
В точном соответствии с этим предписанием Декларации в ст. 49 Конституции РФ определено: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда, что так же дублирует ст. 14 УПК РФ. В ч. 1 ст. 5 УК РФ также подчеркнуто, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Но даже если правонарушитель и будет признан судом виновным в совершении преступления, закон предусматривает возможность освобождения его от уголовной ответственности (см. ст. 75-78 УК РФ). Если согласиться с тем, что уголовная ответственность начинается с момента совершения преступления, возбуждения уголовного дела или привлечения к уголовной ответственности, то в подобных случаях до принятия судом данного решения лицо уже частично несет уголовную ответственность. Поэтому в подобных ситуациях будет иметь место не освобождение от уголовной ответственности, а освобождение от ее продолжения. Окончательно вопрос об уголовной ответственности определяет приговор, вступивший в законную силу.[62]