Смекни!
smekni.com

Правоприменительная деятельность правоохранительных органов в Уголовном праве РФ (стр. 4 из 15)

Без объекта преступления, впрочем, как и без других элементов состава преступления нет и самого преступления. Структура состава преступления (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона) требует при квалификации деяния первостепенного установления объекта посягательства - того, чему этим деянием причинен или может быть причинен существенный вред. При отсутствии конкретной определенной социально значимой ценности, охраняемой уголовным законом, не может идти речь о составе какого-либо преступления, в частности, и о преступлении в общем.

Система и соотношение социально значимых ценностей, интересов не являются неизменными, они изменяются с изменением исторических, политических и экономических условий. В работах Н.С.Таганцева было отмечено, что сумма правоохраняемых интересов, обрисовка каждого из них в отдельности, их взаимное отношение и т.п., изменяются в истории каждого народа сообразно с изменением условий государственной и общественной жизни, с развитием культуры, изменяются и приоритеты в системе ценностей уголовно-правовой охраны. Это ярко прослеживается на примере развития российского уголовного законодательства XX в. Так, начиная с советского периода, общее определение объектов уголовно-правовой охраны и объектов преступления давалось уже в самом законодательстве, прежде всего, в понятии преступления. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР принятые 12 декабря 1919 г. определяли преступление как «нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным правом». Порядок общественных отношений, «соответствующий интересам трудящихся масс», и объявлялся, таким образом, общим объектом уголовно-правовой охраны. Первый УК РСФСР 1922 г. определял преступление как действие или бездействие, опасное для рабоче-крестьянского правопорядка.[23]

Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. объявляли преступлением «общественно опасные деяния, подрывающие власть трудящихся или нарушающие установленный ею правопорядок». УК РСФСР 1926 г. в ст. 1 общим объектом уголовно-правовой охраны считал «социалистическое государство рабочих и крестьян и установленный в нем правопорядок». Преступление же определялось ст. 6 так: «Общественно опасным признается всякое действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. в статье 7 первоначальной редакции обозначал преступление как «общественно опасное деяние, посягающее на советский, общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное, посягающее на социалистический правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью настоящего Кодекса». В последней редакции 1996 г. УК РСФСР 1960 г. признавал объектами преступления общественный строй СССР, его политическую и экономическую системы, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, все формы собственности, социалистический правопорядок.

В проекте Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (не вступивших в действие из-за распада СССР) помимо перечисленного к объектам преступления относились также природная среда, мир и безопасность человечества.[24]

Официальный проект Уголовного кодекса России, внесенный на рассмотрение Государственной Думы РФ в 1992 г. и затем отклоненный Президентом РФ, предлагал уже иную шкалу ценностей: мир и безопасность человечества, личность, ее права и свободы, собственность, природная среда, общественные и государственные интересы. Действующий УК РФ 1996 г. в ст. 2 признает объектами уголовно-правовой охраны, прежде всего, права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.

Таким образом, на примере краткого исторического экскурса по основным законодательным уголовно-правовым актам России XX столетия достаточно очевидно, что с течением времени и изменением исторических условий (социальных, политических, нравственных и др.) меняется как сама система правоохраняемых ценностей, так и структура, соотношение, иерархия этих ценностей. В период господства тоталитарного режима интересы охраны государственного строя, государства в целом ставились превыше всего. В настоящее время система интересов и ценностей, охраняемых уголовным правом, базируется на отражающей демократические идеи конституционной триаде «личность - общество – государство». Соответственно этому принципу строится и Особенная часть УК РФ

Важное значение в Уголовном праве РФ имеет понятие предмета преступления. Предмет преступления является элементом объекта преступного посягательства, воздействуя на который виновное лицо нарушает или пытается нарушить общественное отношение.[25] Предмет ни в коем случае нельзя смешивать с объектом преступления.

Мнения ученых правоведов по поводу того, что может являться предметом преступления, разделяются. Так, по мнению Брагина А.П. предметом преступления может быть только конкретная вещь, материальный предмет.[26] Рарог А.И. в свою очередь помимо материальных вещей в качестве предмета преступления так же выделяет материальные ценности.[27] В качестве примера он приводит следующие составы преступлений: разглашая сведения, составляющие государственную тайну (ст. 283 УК РФ), виновный может не воздействовать непосредственно на какую-либо вещь материального мира, а просто предавать соответствующие сведения огласке. Незаконно собирая сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), он также может или непосредственно воздействовать на материальные источники, на которых сведения зафиксированы (путем копирования, похищения и т.п.), или фиксировать информацию без физического воздействия на ее носитель (визуальное наблюдение и запоминание).

Воздействуя на предмет преступления, виновный в целом нарушает общественные отношения, посягает на конкретное благо. В качестве предмета преступления могут выступать деньги и иные ценности, товары, вещи и т.п. Являясь необходимым элементом общественного отношения, предмет не всегда представляет собой обязательный признак состава преступления. Он относится к числу факультативных признаков состава преступления.

Предмет преступления необходимо отличать от орудий и средств совершения преступления, в качестве которых выступают такие предметы, которые специально приспособлены или изготовлены для облегчения совершения преступления. Вместе с тем, одни и те же предметы могут быть и предметами преступления, и орудием его совершения.

Систематизируя изложенное можно отметить, что значение объекта преступления в основных чертах сводится к следующему.

Основное значение объекта преступления определяется его ролью в структуре состава преступления, а так же наличием в определении преступления материального признака: не может быть преступлением деяние, не причиняющее вреда и не создающее угрозы причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны. Соответственно, если не установлено, какому объекту причиняет вред конкретное преступление, не может идти речи о преступности деяния: нет преступления без объекта посягательства.

Объект преступления учитывается при кодификации законодательства, а именно, структура Особенной части УК РФ построена по признаку общности объектов определенной группы преступлений. Этот критерий группировки преступлений называется в учебной литературе наиболее логичным и практически значимым.

Объект преступления также является признаком, позволяющим производить разграничение преступлений при их квалификации. Например, УК РФ предусмотрены такие деяния как убийство (ст. 105 УК РФ) и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317УК РФ), которые различаются лишь по признаку основного объекта: в первом случае им является жизнь, а во втором – порядок государственного управления. Кроме этого, установление причинения существенного вреда объекту уголовно-правовой охраны позволяет отграничить преступления от правонарушений и аморальных поступков.

Непринятие во внимание специфики объекта посягательства, неправильное его установление приводят на практике к судебным ошибкам.