Смекни!
smekni.com

Литература в революционные годы. Советская метрополия и эмиграция (стр. 10 из 51)

«Конармия И.Э. Бабеля – летопись будничных злодеяний» времен революциии гражданской войны. Последняя книга принадлежит И.Э. Бабелю. Это наследие, дошедшее до нашихвремен, стало заметным событием литературной жизни первогопослереволюционного десятилетия. По словам Н. Берковского: «Конармия» - одно из значительных явлений вхудожественной литературе о гражданской войне». Идея этого романа – выявить и показать все изъяны революции, русскойармии и безнравственность человека. Роман И.Э. Бабеля «Конармия» - это ряд казалось бы не связанных междусобой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозаичные полотна. В «Конармии»,несмотря на ужасы войны, показана свирепость тех лет, - вера в революцию ивера в человека. Автор рисует пронзительно-тоскливое одиночество человекана войне. И.Э. Бабель, увидев в революции не только силу, но и «слезы икровь», «вертел» человека так и этак, анализировал его. В главах «Письмо» и«Берестечко» автор показывает разные позиции людей на войне. В «Письме» онпишет о том, что на шкале жизненных ценностей героя, история о том, как«кончали» сначала брата Федно, а потом папашу, занимает второе место. Вэтом заключается протест самого автора против убийства. А в главе«Берестечко» И.Э. Бабель старается уйти от реальности, потому что онаневыносима. Описывая характеры героев, границы между их душевнымисостояниями, неожиданные поступки, автор рисует бесконечную разнородностьдействительности, способность человека одновременно быть возвышенным иобыденным, трагическим и героическим, жестоким и добрым, рождающим иубивающим. И.Э. Бабель мастерски играет переходами между ужасом ивосторгом, между прекрасным и ужасающим. За пафосом революции автор разглядел ее лик: он понял, что революция -это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Но даже в суровыхбуднях революции человек, имеющий чувство сострадания, не сможетпримириться с убийством и кровопролитием. Человек, по мнению И.Э. Бабеля,одинок в этом мире. Он пишет о том, что революция идет «как лава, разметаяжизнь» и оставляя свой отпечаток на всем, чего коснется. И.Э. Бабеляощущает себя «на большой непрекращающейся панихиде». Еще ослепительносветит раскаленное солнце, но уже кажется, что это «оранжевое солнцекатится по небу, как отрубленная голова», и «нежный свет», который«загорается в ущельях туч», уже не может снять тревожного беспокойства,потому что не просто закат, а «штандарты заката веют над нашимиголовами...» Картина победы на глазах приобретает непривычную жестокость. Икогда вслед за «штандартами заката» автор напишет фразу: «Запах вчерашнейкрови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу», — этой метаморфозой онесли не опрокинет, то, во всяком случае, сильно осложнит свойпервоначальный торжествующий запев. Все это подготавливает финал, где вгорячем сне рассказчику видятся схватки и пули, а наяву спящий сосед–еврейоказывается мертвым, зверски зарезанным поляками стариком. Все рассказы у Бабеля наполнены запоминающимися, яркими метаморфозами,отражая драматизм его мировоззрения. И мы не можем не горевать о егосудьбе, не сострадать его внутренним терзаниям, не восхищаться еготворческим даром. Его проза не выцвела во времени. Его герои не потускнели.Его стиль по-прежнему загадочен и невоспроизводим. Его изображениереволюции воспринимается как художественное открытие. Он выразил своюпозицию на революцию, стал «одиноким человеком» в мире, который быстроменяется и кишит переменами. В. Полянский отмечал, что в «Конармии», как и в «Севастопольскихрассказах» Л. Толстого, «героем в конце концов является «правда»…поднявшейся крестьянской стихии, поднявшейся на помощь пролетарскойреволюции, коммунизму, хотя бы и своеобразно понимаемому». «Конармия» И.Э. Бабеля в свое время вызвала огромный переполох вцензуре, и, когда он принес книгу в Дом печати, то, выслушав резкиекритические замечания, спокойно произнес: «Что я видел у Буденного – то идал. Вижу, что не дал я там вовсе политработника, не дал вообще многого оКрасной Армии, дам, если сумею, дальше»… Последний эпиграф отнюдь не случайно вписался в общую картинурассуждений о революции. Если рассматривать только лишь Русь – Россию, то,конечно же, можно согласиться с М.А. Булгаковым, который принял, предпочелчто ни на есть лучший путь для нашей страны. Да, так согласитьсяпрактически каждый, но не все задумываются над таинственной кривойленинской прямой. Судьба страны в руках самой страны. Но как сказал самнарод, что из него как из деревянного полена, смотря, кто егообрабатывает.… Или Сергий Радонежский, или Емельян Пугачев. Хотя под второеимя больше подходит гетман, Колчак и Деникин, а также вся та «штабнаясволочь», которые и развязали саму кровавую бойню революции,подразумевавшейся изначально как «прямая». Но, в общем, из всей суматохи,«из крови», «праха», «мук» и «душ» возникла «праведная Русь»! Вот к чемуподходил М.А. Булгаков, восклицая через своих героев. К его мнениюприсоединяюсь и я. Но не следует забывать про М.А. Шолохова и И.Э. Бабеля,они то и показали практически всю ту «кривую», все то, что возникло «изпреступлений», «из ненавидящей любви», все то, что «в конце концов» явилосьПравдой.

4. "Белая гвардия" М.А.Булгакова.