прогресс, дальнейшее развитие войны. Некоторые из них, особенно молодые
люди, сломались…
Многие писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех
своих мыслей по поводу революции в полном объеме и в той форме, которую они
сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.
К примеру, сам А.А. Фадеев был таким же человеком революционного дела,
как и его герои. Вся его жизнь и ее обстоятельства были таковы, что А.А.
Фадеев родился в семье сельских прогрессивно настроенных интеллигентов. А
сразу же после школьной скамьи ринулся в битву. Про такие времена и таких
же молодых ребят, втянутых в революцию он писал: «Вот мы все разъехались на
лето, а когда вновь съехались осенью 18 года, уже совершился белый
переворот, шла уже кровавая битва, в которую был, втянут весь народ, мир
раскололся… Молодые люди, которых сама жизнь непосредственно подвела к
революции – такими были мы, - не искали друг друга, а сразу узнавали друг
друга по голосу; тоже происходило с молодыми людьми, шедшими в
контрреволюцию. Тот же, кто не понимал, кто плыл по течению, увлекаемый
неведомыми ему быстрыми или медленными, иногда даже мутными волнами, тот
горевал, обижался, почему так далеко оказался он от берега, на котором вот
еще были видны вчера еще близкие люди…»
Но выбор еще не определял судьбы. Среди тех, кто ушел вместе с А.А.
Фадеевым в партизаны, были и «соколята», были и такие, кто «пришел не
воевать, а просто прятаться от возможности быть мобилизованным в армию
Колчака».
Другой пример - М.А. Булгаков «человек поразительного таланта, внутренне
честный и принципиальный и очень умный» производит большое впечатление.
Следует сказать, что он не сразу принял и понял революцию. Он, как и А.А.
Фадеев, во время революции много видел, ему довелось пережить сложную
полосу гражданской волны, описанную затем в романе «Белая гвардия», пьесах
«Дни Турбинных», «Бег» и многочисленных рассказах, в том числе – гетманщину
и петлюровщину в Киеве, разложение деникинской армии. В романе “Белая
гвардия” много автобиографического, но это не только описание своего
жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в
проблему “Человек и эпоха”; это и исследование художника, видящего
неразрывную связь русской истории с философией. Это книга о судьбах
классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематика
романа чрезвычайно близка Булгакову, “Белую гвардию” он любил более других
своих произведений. Булгаков всецело принял революцию и не мог себе
представить жизни вне культурного подъема, постоянно, напряженно и
самозабвенно работал, внес свой вклад в развитие литературы и искусства,
стал крупным советским писателем и драматургом.
Наконец И.Э. Бабель, работая в качестве корреспондента газеты «Красный
кавалерист» под псевдонимом К. Лютов в первой Конной армии, написал на
основе дневниковых записей цикл рассказов «Конармия».
Литературоведы отмечают, что И.Э. Бабель очень сложен в человеческом и
литературном понимании, в связи, с чем он подвергался гонению еще при
жизни. После его смерти вопрос о произведениях, созданных им, до сих пор не
разрешен, поэтому отношение к ним не однозначное.
Согласимся с мнением К. Федина: «Если биография художника служит конкретным
руслом его представления о мире, то на житейскую долю Шолохова выпало одно
из самых бурных, самых глубоких течений, какое знает социальная революция в
России».
Путь Б. Лавренева: осенью я ушел с бронепоездом на фронт, штурмовал
петлюровский Киев, ходил в Крым». Известны также слова Гайдара: «когда меня
спрашивают, как это могло случиться, что был таким молодым командиром, я
отвечаю: это не биография у меня не обыкновенная, а время было
необыкновенное».
Таким образом видно, что многие писатели не могли находиться в стороне от
событий своей Родины, среди множества социальных, политических, духовных
разногласий и царящего сумбура, но всегда честно выполняли свой
писательский и гражданский долг.
Чем, какими веками различаются этапы движения искусства? Особенностями
конфликта? Возникновением не разрабатывавшихся ранее, сюжетов, жанров?
Прогрессом художественной техники, наконец?
Конечно, всем этим, да и многим другим тоже. Но, прежде всего появлением
нового типа личности, выражающей ведущие черты времени, воплощающей
народное стремление к будущему, к идеалу.
Человек в истории, литературе, философии, искусстве - это всегда
первоочередное, весомее всего остального, во все времена актуально. Именно
с этой позиции расцениваем возрастание актуальности исследуемой темы,
потому что на фронтах гражданской войны, во главе, прежде всего люди,
описанные в художественных произведениях – Чапаев, Клычков, Левинсон,
Мелехов…
Литература в ярких образах запечатлела черты реальных героев, создала
собирательные фигуры современников писателей, отразив мысли, чаяния,
идейные мытарства и мировоззрение целого поколения русского общества, из
которого складывается его менталитет.
Эти литературные аспекты позволяют потомкам обосновать многие исторические
процессы, объяснить духовный потенциал, психологию и нынешнего поколения.
Вот почему данная тема является значимой и актуальной.
Нами поставлены следующие задачи:
Раскрыть формирование исторического представления о литературном процессе,
раскрывающем тему революции и гражданской войны в России, значение
исторической обусловленности данной тематики и проблематики в русской
литературе.
Изучить и проанализировать тему революции и гражданской войны в творчестве
А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, взгляды и оценку
литературных критиков на отражение исторической проблемы данными авторами.
Создать представление и выявить наиболее характерные черты личности данного
периода, основные общественно-духовные конфликты и ценности, отразившиеся в
литературе о революции и гражданской войне.
Ценность рассматриваемых нами художественных произведений состоит в
правдивом изображении революции и гражданской войны, тех, кто, втянутый
эпохой, совершал революцию и сражался на фронтах.
Каким был человек времен революции и гражданской войны? Почему он шел в
бой? О чем он думал? Как менялось его отношение к происходящему? Людям
нашего поколения интересно узнать, как изменялся этот человек, что
появилось в нем нового, как окрепли и утвердились в нём те качества,
которых требовало от них жестокое, кровавое время, какие уроки истории
вынесло из пережитого человечество.
С этой целью мы приступаем к изложению проведенного исследования.
А.А. Фадеев – «важнейший зачинатель советской литературы, певец
юности нового мира и нового человека». Роман «Разгром»
Роман, который и поныне находится в обращении, выдержавший проверку
временем, - это «Разгром» А.А. Фадеева. В романе «тесный мирок
партизанского отряда представляет собой художественную миниатюру реальной
картины большого исторического масштаба. Система образов «Разгрома», взятая
в целом, отразила реально-типическое соотношение основных социальных сил
нашей революции». Не случайно, что ядро партизанского отряда составляли
рабочие, шахтёры, «угольное племя» составляли наиболее организованную и
сознательную часть отряда. Это Дубов, Гончаренко, Бакланов, беззаветно
преданные делу революции. Всех партизан объединяет единая цель борьбы.
Со всей своей страстью писателя-коммуниста и революционера А.А. Фадеев
стремился приблизить светлое время коммунизма. Эта гуманистическая вера в
прекрасного человека пронизывала самые тяжелые картины и положения, в
которые попадали его герои.
Для А.А. Фадеева революционер не возможен без этой устремленности в
светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чистого
человека.
Характеристика большевика Левинсона, героя романа «Разгром», как
человека стремящегося и верующего в лучшее, заключена в следующей цитате:
«…все, о чем он думал, было самое глубокое и важное, о чем он только мог
думать, потому что в преодолении этой скудости и бедности заключался
основной смысл его собственной жизни, потому что не было никакого
Левинсона, а был бы кто-то другой, если бы не жила в нем огромная, не
сравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного и
доброго человека. Но какой может быть разговор о новом, прекрасном человеке
до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены жить такой первобытной и
жалкой, такой несмыслимо-скудной жизнью».
Романы А.А. Фадеева становились огромными событиями в литературной
жизни, вокруг них нередко возникали споры, и они ни кого не оставляли
равнодушными. И «Разгром» не исключение из этого полемического списка.
Если брать чисто внешнюю оболочку, развитие событий, то это
действительно история разгрома партизанского отряда Левинсона. Но А.А.
Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в
истории партизанского движения на Дальнем Востоке, когда объединенными
усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по
партизанам Приморья.
Оптимистическая идея «Разгрома» не в финальных словах: «…нужно было жить
и исполнять свои обязанности», не в этом призыве, объединившем жизнь,
борьбу и преодоление, а во всей структуре романа, именно в расположении
фигур, их судеб и их характеров.
Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Разгрома»:
каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную